Interested Article - Мидас (балет)

«Мида́с» ( фр. Midas ) — одноактный балет (мифологическая комедия) в постановке М. М. Фокина на музыку М. О. Штейнберга , либретто Л. С. Бакста по « Метаморфозам » Овидия (Книга XI, Мидас : 85—193), сценография М. В. Добужинского . Впервые представлен труппой Русский балет Дягилева 2 июня 1914 года в театре Гранд-Опера́ , Париж .

История

В 9-м Русском сезоне 1914 года Фокин создал свои последние четыре балета для труппы Русский балет Дягилева: « Легенду об Иосифе », « Золотого петушка », « Бабочек » и «Мидаса» . Для осуществления этих постановок С. П. Дягилеву пришлось примириться с М. М. Фокиным, поскольку В. Ф. Нижинский был уволен из труппы. В том году Добужинский впервые участвовал в совместной работе с Фокиным, оформив балеты «Бабочки» и «Мидас».

«Мидас» шёл последним премьерным показом парижского сезона . Балет создавался в крайне сжатые сроки — за 10—12 дней . Добужинский предложил оформить постановку в духе кватроченто . Согласно Григорьеву , поскольку к тому времени Фокин представил три премьерных балета и «танцевал почти в каждом спектакле», балетмейстеру «просто не хватило творческих сил» на постановку последней премьеры сезона — «Мидаса» .

А. Н. Бенуа упоминал в своих мемуарах об очередной размолвке Л. С. Бакста с С. П. Дягилевым во время парижского сезона . К тому же цитировал письмо Добужинского Станиславскому от 26 мая 1914 года, в котором художник писал, что ему «пришлось выручать Дягилева, т[ак] к[ак] Бакст заболел» . Видимо, в программу сезона не были внесены изменения, и остались указания о Баксте, как авторе декорации и костюмов , что обусловило неточные данные В. М. Паппе . На самом деле сценографию «Мидаса» создавал не Бакст, а Добужинский , — Бакст был автором либретто .

Балет в репертуаре Дягилева не удержался. «Музыка, справедливо или нет, была сурово раскритикована прессой» .

Сюжет

Согласно описанию М. Д. Калвокоресси, Бакст в своём сценарии использовал не общеизвестный эпизод «Метаморфоз» Овидия, когда от прикосновения Мидаса всё превращается в золото, а состязание Пана и Феба (Книга XI, Мидас: 145—180), воплощённое с некоторым изменением в кантате И. С. Баха «Состязание Феба и Пана» (BWV 201 — нем. Geschwinde, geschwinde, ihr wirbelnden Winde ; нем. Streit zwischen Phoebus und Pan ) . Мидас при покровительстве бога горы Тмола вызвался стать арбитром в музыкальном поединке флейты Пана и лиры Аполлона. Под звуки флейты Мидас бросился в радостный танец в сопровождении нимф и сатиров , после чего оспорил единогласное решение богов о победе Аполлона, обвиняя их в предвзятости. Эта непростительная бестолковость стоила ему страшного возмездия, поскольку дельфийский бог не потерпел, чтобы глупец сохранял человеческий облик. Все присутствующие приветствуют наказание незадачливого Мидаса , когда Аполлон награждает его ослиными ушами.

Весьма краткое описание балета представлено Добужинским: «Между тем то, что создавал в этом балете Фокин, было чрезвычайно красиво: и танцы бывшей в полном своем расцвете Карсавиной — нимфы, и торжественное шествие судий-богов, и выход Аполлона с 9 музами , и группировки и позы дриад , гамадриад и ореад , которые поднимались неожиданным явлением из-за обломков скал на фоне „блаженных“ мантеньевских далей» .

Премьера

  • 1914 — 2 июня в Опера́, Париж. «Мидас», мифологическая комедия в одном акте. Сценарий Л. С. Бакста, музыка М. О. Штейнберга, хореография М. М. Фокина, декорация и костюмы М. В. Добужинского. Дирижёр Р. Батон , режиссёр С. Л. Григорьев . Основные исполнители:
  • Мидас — Адольф Больм
  • Нимфа гор — Тамара Карсавина
  • Аполлон — Максимилиан Фроман
  • Пан — Борис Романов

В воспоминаниях Добужинского и описании балета Добровольской среди исполнителей фигурирует М. П. Фроман , помимо того Л. Ф. Мясин в своих мемуарах и Е. Я. Суриц также указывают её брата Максимилиана Фромана . После премьеры балет был повторно показан в Париже 4 и 6 июня . Первое исполнение в Лондоне состоялось 18 июня 1914 года в театре Друри-Лейн .

Оценки

По мнению Григорьева, «Мидас» оказался мертворождённым, поскольку Фокин выдохся после трёх новых постановок для 9-го сезона и исполнения ролей почти в каждом спектакле, тем более, что «тема и музыка Штейнберга не слишком привлекали» балетмейстера. К тому же режиссёр расценил эскизы декораций Добужинского не особенно вдохновляющими . В оценке Григорьева, три новых спектакля сезона — «Легенда об Иосифе», « Соловей » и «Мидас» — «в той или иной мере дали осечку, только «Золотой петушок» имел безоговорочный успех» . Присутствовавший на премьере Л. Ф. Мясин писал в мемуарах, что «Мидас» был менее удачен, чем «Бабочки»: «Мне он показался беспорядочным и плохо продуманным. <…> Основная идея была занимательной, но её практическому воплощению недоставало живости и воображения, и результат оказался более чем скромным» .

Добужинский привёл цитату из английского издания «Воспоминаний о русском балете» Бенуа ( Reminiscents of the Russian Ballet . London , 1939): «Невнимание, оказанное этому балету, крайне незаслуженно. Правда, музыка „Мидаса“ далека от гениальности, но была все же приятной, а сам спектакль был очарователен и превосходного вкуса. Фокин создал хореографию в необычайно короткий срок, но, как часто у него бывает, эта „импровизация“ придала исключительную прелесть балету» .

См. также

Примечания

  1. .
  2. , Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 327.
  3. .
  4. , с. 284—285.
  5. , p. 608r.
  6. , с. 285.
  7. , Чугунов. Примечание 778, с. 444.
  8. , Глава 6. 1914, с. 92.
  9. Бенуа А. Н. // Мои воспоминания : в 2 т. / Отв. ред. Д. С. Лихачёв . — изд. 2-е, доп. — М. : Наука, 1990. — Т. 2, кн. 5. — С. 529. — 744 с. — ( Литературные памятники ; № 357). — 50 000 экз. ISBN 5-02-012722-1 .
  10. , Добровольская. Список постановок М. М. Фокина, с. 466.
  11. , с. 407.
  12. , с. 286.
  13. , p. 626v.
  14. . Belcanto.ru. Дата обращения: 27 апреля 2019. 17 октября 2018 года.
  15. , Глава 3, с. 48.
  16. , Чугунов. Примечание 779, с. 444.
  17. , p. 261.
  18. , p. 262.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Мидас (балет)