Сокол и Зимний солдат
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ру́сский солда́т» — одноактный балет в пяти сценах с прологом, поставленный Михаилом Фокиным по собственному либретто на музыку Симфонической сюиты Сергея Прокофьева «Поручик Киже», op. 60 1934 года. Декорации художника Мстислава Добужинского , костюмы Варвары Каринской. Премьера состоялась 23 января 1942 года в Театре оперы ( ) в Бостоне при участии балетной труппы Метрополитен-опера . Главную партию исполнял Ю. Лазовский. Действие спектакля развивалось одновременно на двух сценах. Основу сюжета составили размышления над судьбой собирательного героя — русского солдата. Балет «Русский солдат» стал последним спектаклем хореографа, осуществлённым при его жизни на сцене музыкального театра.
Создание музыки к кинофильму « Поручик Киже » стало первой работой Сергея Прокофьева в кинематографе. Почти все музыкальные номера были сочинены в 1933 году. На основе многих первоначальных замыслов композитор неоднократно создавал несколько музыкальных сочинений. Избыточный материал балетов, опер и музыки к кинофильмам по обыкновению воплощался в сюитах. Состоящая из 17 номеров музыка к кинофильму вскоре была переработана в 5-частную одноимённую сюиту «Поручик Киже». Когда фильм сошёл с экранов, сюита продолжала успешно исполняться и завоевала большую известность.
Сюита поразила воображение Фокина, вдохновив хореографа на создание балета. Мстислав Добужинский вспоминал, что при работе над постановкой Фокин внимательно слушал сюиту в записи Бостонского симфонического оркестра под управлением Сергея Кусевицкого . Оригинальный замысел Фокина не имеет ничего общего ни с анекдотом эпохи императора Павла I о поручике Киже , ни с рассказом Юрия Тынянова «Подпоручик Киже», ни с кинофильмом. Единственная связь — это эпоха Павла I. Балетмейстер точно воспроизвёл детали военного обмундирования и быта тех времён .
По словам Добужинского, для балета Фокин сначала выбрал название «Неизвестный солдат», но затем заменил на «Русский солдат» . Первая редакция была посвящена «всем страждущим воинам». Согласно Г. Н. Добровольской , окончательную редакцию Фокин посвятил «храбрым русским солдатам второй мировой войны» . В статье о балетмейстере Театральной энциклопедии укзывается, что балет посвящён героическим советским воинам .
Впервые в истории балета хореграф использовал две сцены, где одновременно представлялись два временных плана: последние часы умирающего солдата и его воспоминания . По мнению Добужинского, «конструкция двухъярусной сцены давала Фокину возможность, ставя хореографию в двух плоскостях, создать тот «контрапункт» двух одновременных действий, отвечающий и музыке, что явилось одним из замечательных его достижений в этой постановке» .
Премьера последнего балета Фокина «Елена Троянская» на музыку Ж. Оффенбаха к оперетте «Прекрасная Елена», постановка которого была доведена до генеральной репетиции, состоялась 8 сентября 1942 года в Мехико во Дворце изящных искусств после смерти хореографа.
Действие балета развивается на поле боя, где под первые звуки корнета из сюиты Прокофьева стоит смертельно раненый солдат. В последние часы жизни он вспоминает о молодости и начале военной службы. На поле появляется Смерть, но отступает, и солдат снова переносится в прошлое — на празднование своей свадьбы. Возвращается неумолимая Смерть. Солдат умирает под звуки корнета.
В некоторых источниках, например, в статье о М. М. Фокине онлайн версии словаря «Ларусс», указано, что премьера состоялась в Нью-Йорке в Метрополитен-опере при участии труппы Американского театра балета .
Искусствовед указывает, что балет «Русский солдат» был поставлен балетной труппой «Метрополитен-опера» 23 января 1942 года в Бостоне, а 6 апреля премьера прошла в Нью-Йорке в здании театра «Метрополитен-опера» .