Interested Article - Ясон и Медея (балет)
- 2020-01-17
- 1
« Ясон и Медея » ( фр. Jason et Médée ) — балет в двух актах композитора Ж.-Ж.Родольфа , поставленный выдающимся хореографом и балетным новатором Ж.-Ж.Новерром . Впервые был продемонстрирован в Штутгарте в ( нем. ) 11 февраля 1763 года в день рождения герцога Карла II Вюртембергского .
История создания
Герцог снискал славу покровителя деятелей театральных искусств, которым создал все условия для творческой работы, что привлекло в Штутгарт многих известных музыкантов и артистов. Там создалась атмосфера, способствующая развитию театра и театральных реформаторских достижений. Именно там нашли своё применение реформаторские пластические идеи Ж.Новерра.
До реформаторских хореографических идей Новерра балет существовал не как отдельный вид театрального искусства с собственным развитием действия и законченным сюжетом, а как отдельный танец в опере и драме, никак не связанный с основной линией интриги; обычно балетными выступлениями заканчивались оперные акты , часто они использовались как отбивка во время смены декораций. Балет служил красивым отвлекающим танцевальным дивертисментом, не неся никакой смысловой нагрузки . Постепенно значение балета росло, особенно пантомимы. Но лишь Новерр в своем многотомном труде «Записки о танце и балете» (фр. «Lettres sur la danse et les ballets»), изданном в 1760 году одновременно в Лионе и Штутгарте, обосновал возможности танцевального искусства, рассматривая балет как отдельный вид театрального жанра, со своим сюжетом и яркими драматическими характерами персонажей.
Балет «Ясон и Медея» стал воплощением основных эстетических замыслов постановщика.
Сюжет
В качестве сюжета использовалась древнегреческая легенда о Ясоне и Медее и о поиске Золотого руна Ясоном и его сподвижниками- аргонавтами . В нелегкой борьбе за владение Золотым руном Ясону помогла колдунья Медея, с которой у него начались романтические отношения, закончившиеся законным браком, в результате которого у них родились двое детей. Однако через какое-то время Ясон нашёл другую невесту. В приступе гнева Медея уничтожила и свою наперсницу, и все, что имело отношение к Ясону, в том числе и собственных детей.
По этому сюжету было создано немало драматических и музыкальных произведений.
Постановки
В премьерном спектакле 1763 года среди основных исполнителей были заняты: Нэнси Левьер (Медея), Гаэтано Вестрис (Ясон), (Креон), Шарль Ле Пик (Ээн), Мари-Мадлен Гимар (Креуза).
Балет Новерра ушёл от внешней красивости и перерос в полноценное драматическое действие, переданное языком пластики, танца и пантомимы. Именно пантомиме отводил Новерр особо важное место в постановке балетных спектаклей вообще и сам впервые ввел её в постановку «Ясона и Медеи» . Он убрал обязательные прежде тяжелые парики и маски, под которыми актеры прятали лица. Актёры у Новерра использовали грим, но это были живые лица, отображавшие человеческие чувства. Существует предание, что когда впервые в танцевальных сценах появились фурии в ярком гриме, с выпученными глазами, зрители, ещё не привыкшие к таким явлениям в балете, бежали и даже падали в обморок. Тем не менее, успех спектакля был огромен.
Эта постановка сыграла решающую роль в развитии мирового балета, став предвестником всего современного классического балета. Шумный успех представления послужил началом триумфального восшествия на балетные сцены европейских театров хореографических реформ Новерра.
Постановку неоднократно переносили другие хореографы в другие театры других городов других стран.
- В 1767 году спектакль состоялся в Вене в постановке Г. Вестриса ; в том же году — в Варшаве ;
- в 1770 — Г. Вестрис , исполнитель главной партии, повторил постановку Новерра в Париже в Королевской академии музыки, но на музыку композитора , среди исполнителей: Медея — М. Аллар , Креуза — М.-М. Гимар ;
- в 1775 – там же в Парижской академии музыки Г. Вестрис повторил постановку, но с музыкой Родольфа и Бертона (фр. Pierre Montan Berton) ;
- в 1780 – повторение постановки;
- в 1804 — постановка в Парижской опере балетмейстеров Г. Вестриса и П. Гарделя ;
- в 1781 и 1782 — в Лондоне в Театре Её Величества Новерр сам повторяет свой спектакль, но в последних спектаклях в Англии была использована музыка К.-В. Глюка , в ролях: Медея — Симоне, Креуза — Баччелли, Язон — Г. Вестрис ;
- 7 мая 1791 года — постановка Новерра в музыкой Ж. Родольфа была перенесена в Россию Ш. Ле Пиком и показана в Большом Каменном театре в Петербурге, художник ; Медея — Гертруда Росси-Ле Пик, Язон — Шарль Ле Пик ;
- В 1807 — в Петербурге балетмейстер Ш. Дидло возобновил постановку Новерра, дополнив её своими танцевальными решениями; исполнители: Медея — Е. И. Колосова , Язон — О. Пуаро , Креуза — М. Н.Иконина .
- В 1808 — постановка прошла в Москве в исполнении Московской императорской труппы; возобновление балетмейстера И. И. Вальберха ; Медея — Е. И. Колосова , Язон — И. И. Вальберх;
- 28 ноября 1819 года — постановка Ле Пика (с использованием хореографии Новерра) и Ш. Дидло была перенесена А. П.Глушковским (и им же на премьере исполнена главная партия Ясона) в Москву, в Театр на Моховой (Москва) , исполнители: Медея — , Язон — Ж. Ришар, Креуза — А. И. Воронина-Иванова , Креон — , Зависть — И. К. Лобанов , Огонь —
- 1831 — Большой Каменный театр , Петербург (по Новерру); Медея — Е. И. Колосова .
Постепенно, с изменением театральной эстетики, эта постановка исчезла с балетной сцены.
Другие балеты
Наряду с постановкой Новерра по тому же сюжету создавались и другие балеты. Их было немало. Среди них:
В 1800 году в Москве в Петровском театре Меддокса шёл балет «Медея», композитор Ашперни, балетмейстер Дж. Соломони (или, по другим источникам, Соломонини) (пропагандист идей Ж.Новерра), художник ; Медея — Соломони .
Композитор С. Барбер в 1947 году по тому же сюжету сочинил одноактный балет «Пещера сердца» («The cave of the heart») он ставился также под названием «Змеиное сердце» — «The serpent's heart»). Балет ставился 10.5.1946, труппа М. Грэхем , она же балетмейстер, Нью-Йорк, художник И. Ногучи (декорации) и Э. Гилфонд (костюмы); исполнители — Грэхем, Э. Хокинс, Юрико, М. О'Доннелл. В 1953 этот балет ставился Кёльне под названием «Медея», балетмейстер К. Бергест. В 1975 - в Сполето под названием «Медея», балетмейстер Дж. Батлер .
Известен одноактный балет Б. Бартока в аранжировке X. Сандберга, сценарист и балетмейстер Б. Кульберг . Балет широко ставился в 1950-х годах на сценах Европы и Америки .
С тем же названием «Медея» существует одноактный балет композитора Р. Габичвадзе (1978 год); был поставлен в Театре им. Палиашвили, балетмейстер Г. Д. Алексидзе .
В 1992 году балет по тому же сюжету был поставлен в «Рейнском балете» ( ) .
В 2002 г. в США в театре «Балет Сан-Франциско» балетмейстер поставил балет «Проклятые» по мотивам трагедии Еврипида «Медея» на музыку Мориса Равеля , Спектакль был перенесен постановщиком в Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского и показан на фестивале
Примечания
- Ю.А.Бахрушин . «История русского балета»
- . Дата обращения: 20 октября 2010. 14 ноября 2012 года.
- 7 мая 2012 года.
- . Дата обращения: 20 октября 2010. Архивировано из 30 марта 2012 года.
- ↑ . Дата обращения: 20 октября 2010. 9 марта 2011 года.
- . Дата обращения: 20 октября 2010. 1 января 2011 года.
- Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 7. Гермафродит — Григорьев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 с.: ил.: карт. (стр. 263)
- . Дата обращения: 20 октября 2010. 19 августа 2010 года.
- (недоступная ссылка)
- от 24 января 2010 на Wayback Machine .// 26.03.2009, автор Наталья Смольковская
- (недоступная ссылка) // Русский Базар №10(672) 5 - 11 марта, 2009, автор Нина Аловерт
- // Газета « Коммерсантъ » № 67 (4367) от 16.04.2010, автор ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА
- 2020-01-17
- 1