Interested Article - Чикагский хаус

Чика́гский ха́ус , также Чикаго-хаус ( англ. Chicago house ) — жанр электронной танцевальной музыки , появившийся в Чикаго примерно в 1984 году. Является ранней формой всей хаус-музыки в целом. После выхода диско из моды чикагская клубная сцена ощутила острый дефицит танцевальных пластинок, что толкнуло местных диджеев на эксперименты с микшированием и создание собственных композиций, положив начало новому звучанию.

Особенности жанра

Чикагскому хаусу, как и всей хаус-музыке в целом, свойственен ритм 4/4 с темпом в среднем 120—130 ударов в минуту. В основе бита стоит бас-барабан («бочка»), который совершает по удару в каждой доле такта. Каждый второй такт вместе с «бочкой» звучит малый барабан («снейр») или звук хлопка в ладоши («клэп»). Ритмический рисунок также разбавляется хай-хэтами , том-томами и различной перкуссией . Такой стандартный набор связан с тем, что он содержался в драм-машинах , при помощи которых для хауса делался бит: Roland 707, Roland 808 , Roland 909 . На бит, как правило, накладывались бас-партия и соул -вокал .

История

Истоки

В 1976 году нью-йоркскому диджею Ларри Левану пришло предложение из Чикаго стать диск-жокеем в готовящемся к открытию клубе Warehouse ( рус. склад ). Тот отказался, так как планировал открытие собственного клуба Paradise Garage ( рус. райский гараж ), который в будущем дал название жанру гараж . Вместо себя Ларри порекомендовал своего лучшего друга — 22-летнего Фрэнки Наклса . В марте следующего года Фрэнки дал сет на открытии Warehouse и повторил его неделей позже. Публике понравились вечеринки; Фрэнки получил резидентство в клубе и перебрался в Чикаго .

Музыкой, которую ставил Фрэнки в первые годы деятельности клуба, было находившееся тогда на пике диско . Позднее диджей не боялся экспериментировать и разбавлял сеты треками из начала 70-х, малоизвестной импортной музыкой и песнями других танцевальных жанров. В особенности на это толкала надвигающаяся «смерть» диско, которая в итоге произошла в 1981 году. Жанр вышел из моды, и на рынке стал ощущаться дефицит танцевальных пластинок. Чтобы выйти из положения, Фрэнки принялся менять аранжировки уже существующих треков. При помощи катушечного магнитофона он перемонтировал композиции, добавлял новые звуки и биты . Диджейские эксперименты нравились публике, и в итоге Фрэнки научился создавать сложные ремиксы, полностью заменяя в треках ритм, биты и басовые партии. К слову, это не было чем-то новым на клубной сцене. Ремиксы широко осваивались и в других городах, однако именно эксперименты в Чикаго стали истоками хаус-музыки .

Своими сетами диджей создал особенное звучание клуба, и Warehouse вскоре стал модным андеграундным заведением в городе, а в местном сленге появилось слово «хаус» ( англ. house ), отделившееся, по теории, от названия клуба. Хаусом чикагская молодёжь называла не жанр музыки, который тогда ещё не появился, а всё такое же, по своим понятиям, модное и андеграундное. Например, музыка со «Склада» это «хаус», и все его посетители — тоже «хаус». Один из ранних хаус-музыкантов по прозвищу Chip E. утверждал, что термин появился благодаря ему. В годы активности «Склада» он владел чикагским магазином виниловых пластинок Imports Etc , где добавил новую категорию «Warehouse Music», после того как покупатели часто спрашивали музыку, которую играют в Warehouse . Вскоре он переименовал категорию в просто «House» .

После 1982 года Фрэнки покинул клуб и основал свой собственный — Power Plant ( рус. электростанция ), также в Чикаго, в здании бывшей электрической подстанции , переманив к себе часть публики со «Склада». Тогда владельцы Warehouse переименовали свой клуб в Muzic Box ( рус. музыкальная шкатулка ) и наняли нового диджея — Рона Харди. Рон крутил пластинки в Чикаго ещё до приезда Фрэнки в клубе Den One , но в 1977-м уехал в Калифорнию , вернувшись лишь в 1982-м .

Зарождение жанра

Рон быстро стал новой звездой клубной сцены города благодаря своим музыкальным экспериментам и умению управлять танцующей толпой. Рон и Фрэнки на своих сетах ставили практически одинаковые треки и использовали похожие приёмы микширования, однако структура и дух сетов у них отличались. Фрэнки планировал последовательность включения пластинок, заботился о качестве звучания и не слишком увеличивал темп. Сеты Рона напротив отличались лоу-фай звучанием, высоким темпом и отсутствием запланированной программы. Однако оба они любили при помощи эквалайзера усиливать бас или высокочастотные звуки, что стало в будущем характерной чертой чикагского хауса .

В то же время диджей Фарли Кит Уильямс устраивал сеты в клубе Playground , где на старые треки в реальном времени накладывал бит, сделанный на драм-машине Roland 808 . Переняв идею, Фрэнки Наклс также стал использовать этот инструмент. Однако он не включал её в клубе, а сводил бит с треком заранее и вставлял в сет уже готовые записи. Фрэнки использовал Roland 909 , которую купил у детройтского диджея Деррика Мэя, впоследствии изобретателя жанра техно . Драм-машину для себя приобрёл и Харди. Фактически чикагские диджеи своими экспериментами не пытались придумать новый жанр, а реанимировали старый: в своём понимании они делали диско. Так как всю музыку чикагских заведений называли хаусом, то это название унаследовали и новые треки. Простота их создания и популярность среди публики привлекла молодых продюсеров: для создания трека не нужна была студия, а только драм-машина и четырёхдорожечный магнитофон .

Драм-машина Roland TR-808 , широко использовавшаяся при создании хаус-музыки.

В 1983 году у популярного чикагского диджея Джесси Сондерса украли бутлег-пластинку под названием «On And On» исполнителя Mach , которая была «визитной карточкой» его сетов. Диджей часто включал её в паре с драм-машиной и каким-нибудь другим треком на второй «вертушке» проигрывателя . Лишившись своего главного трека, Джесси, имевший музыкальное образование, решил сделать такой самостоятельно. В том же году при помощи четырёхдорожечного магнитофона, Roland 808, полифонической клавиатуры Korg и бас-синтезатора Roland TB-303 он написал два трека: «Fantasy» и «On And On», ссылаясь названием на украденную запись. «On And On» был с восторгом принят в клубах, и в январе 1984-го Джесси издал композицию на виниле под собственным лейблом Jes Say . «On And On» считается первой хаус-композицией, однако её первенство оспаривается в частности треком «Your Love» Джейми Принсипла, записанным в 1984 году .

Расцвет и трансформация

За Джесси Сондерсом последовали и другие. Уже в течение года появилось множество композиций в новом стиле: EP «Funkin' With The Drums» от Фарли Кит Уильямса, EP «Jack Trak» и EP «Like This» от Chip E., трек «No Way Back» от Adonis, композиции «Can You Feel It» и «Mistery Of Love» в исполнении Fingers Inc. Хаус набирал обороты и в родном городе уже не считался андеграундом. Открывались новые клубы, успешно продавались композиции . Также впервые появились пластинки, записываемые и издаваемые малыми тиражами специально для диджеев .

Свой вклад в развитие жанра внесла и чикагская радиостанция WBMX. На ней часто менявший членов квинтет диджеев Hot Mix 5 влиял своими миксами на вкусы горожан и репертуар клубов города. У истоков хауса «Пятёрка» делала то же, что и клубные диджеи: сводила существующие диско- и поп-треки с партиями ударных драм-машины, а впоследствии ротировала хаус-композиции в своей программе, чем продвигала жанр .

С 1985 года в хаусе начали появляться первые хиты. В августе того же года Стив «Silk» Хёрли с вокалистом Китом Нунелли и Фарли Уильямсом выпустили успешный сингл «Music Is Yhe Key», распроданный количеством 2 000 экземпляров в первый же день своего релиза и попавший на девятое место танцевального хит-парада США. Хёрли принадлежит ещё два хита чикагского хауса, популяризировавшие жанр. Первый — «I Can’t Turn Around» — ремикс на одноимённую песню Айзека Хейса . На виниле этот ремикс выпустил Фарли Уильямс, добавив к треку вокал Дэррила Пэнди и переименовав его в «Love Can’t Turn Around», и в таком виде пластинка стала хитом, вышла на импортный рынок и в сентябре 1986 года достигла 10 места в хит-параде поп-пластинок в Великобритании . Эта песня также является первой хаус-композицией, получившей собственный клип. Второй хит Хёрли — «Jack Your Body» — также имел популярность в Британии, где достиг уже первого места. Композиции Хёрли открыли хаусу дорогу в Лондон , где после успеха «Love Can’t Turn Around» британский лейбл London Records выпустил сборник «The House Sound of Chicago». Затем такие компиляции стали издавать постоянно, хаус начинал популяризироваться в Европе, а чикагский хаус-лейбл DJ International организовал турне чикагских диджеев по клубам Великобритании .

В конце 1985 года Натаниель Пьер Джонс, он же DJ Pierre, Хёрб Джексон и Эрл «Spanky» Смит, объединившись в группу Phuture , экспериментировали со звучанием бас-синтезатора Roland TB 303. Выкручивая регуляторы устройства наугад, им удалось добиться интересного звука, с использованием которого они в итоге написали трек «Acid Trax». Запись имела успех, Roland TB 303 стал активно использоваться в создании хаус-музыки, положив начало жанру эйсид-хаус . Позднее из-за своей простоты изготовления эйсид-композиции практически вытеснили треки чикагского хауса, который, уступив популярность, к 1988 году сменил звучание на более «мягкое», обернувшись новым жанром — дип-хаусом . Приход в Чикаго культуры хип-хопа в конце 1980-х также породил хип-хаус , синтез хауса и рэпа .

Примечания

  1. Палладьев Г. . 12edit.ru. Дата обращения: 20 сентября 2017. Архивировано из 21 сентября 2017 года.
  2. , с. 170—172.
  3. , с. 158.
  4. , с. 173—175.
  5. , с. 176—178.
  6. , с. 179—181.
  7. (англ.) . Rolling Stone (2 апреля 2014). Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано из 21 сентября 2017 года.
  8. Whitehurst A. (англ.) . DJ Mag (27 марта 2014). Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано из 21 сентября 2017 года.
  9. , с. 159.
  10. , с. 183—184.
  11. , с. 161.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Чикагский хаус