Interested Article - Клубок (мультфильм)

«Клубок» советский кукольный мультипликационный фильм по сказке Овсея Дриза режиссёра Николая Серебрякова .

Сюжет

Через зимнюю метель медленно пробирается старуха, закутанная в изодранную рогожу. Неожиданно она находит клубок шерсти, который подкатывается к ней и превращается в небольшого бело-розового барашка. Барашек играет со старухой, и к ней протягивается шерстяная нить, а в её руках появляются спицы .

Женщина начинает вязать нитью, которая вытягивается из барашка: сначала обувь, платье и чепец для себя, потом, всё увеличивая скорость, множество других вещей — носки, кофту, мебель, нарядный дом, который наполняют многочисленные вязаные предметы от кресла-качалки до граммофона. К старухе приходят гости, которых она удивляет чудесными вязаными вещами, но прячет волшебного барашка. Затем она решает связать себе новое, молодое лицо, но нитки хватает только на его половину. В ярости она выхватывает барашка, оставшегося совсем без шерсти, из сундука, трясёт его и выбрасывает из дома. Гости смеются.

Барашек бежит прочь, и чудесная нитка тянется за ним, а все вещи, связанные старухой, распускаются. Барашек снова обрастает шерстью и в финале превращается в клубок, распустив не только все старухины вещи, но, заодно, и саму старуху .

Создатели

режиссёр Николай Серебряков
художник-постановщик Алина Спешнева
оператор Владимир Саруханов
композитор Эдуард Артемьев
звукооператор Борис Фильчиков
редактор Наталья Абрамова
монтаж Надежды Трещёвой
художник Е. Уманская
мультипликаторы Юрий Клепацкий , Владимир Пузанов , Павел Петров , Иосиф Доукша
куклы и декорации изготовили Павел Гусев , Лилианна Лютинская , Валерий Петров, В. Куранов, Светлана Знаменская, В. Калашникова, Марина Чеснокова, Виктор Гришин под руководством Романа Гурова
директор картины Натан Битман

В мультфильме не произносится ни одного слова, звучит лишь музыка.

Видеоиздания

  • В 2002 году выпущен на VHS и компакт-дисках Video CD в коллекции «Мастера Русской анимации» с английскими субтитрами, а далее — на DVD: «Masters of Russian Animation Volume 1» .

Критика

Я. Сегель , проводя параллель между «Клубком» и Пушкинской « Сказкой о рыбаке и рыбке », отмечал, что поначалу можно счесть, что в мультфильме, являющемся вымыслом, высмеиваются «явления маленькие, недостатки незначительные, характеры редкие», но, как произведение настоящего искусства, из тех, которые «помогают людям жить», он заставляет размышлять о главном . Сегель особенно выделил работу художников-кукольников, признавая, что раньше не любил кукольных мультфильмов, считая, что в них «куклы, стесняясь себя» слепо подражают живым людям, и он воспринимал это как очередную неудачу. Но в «Клубке» и другом мультфильме Серебрякова — « Не в шляпе счастье » куклы играют, по мнению автора, именно как куклы, и поэтому их воздействие на зрителя усиливается. В этих произведениях кукольная природа персонажей не прячется, наоборот, возможности куклы широко и с выдумкой используются для достижения большего художественного эффекта .

В своей работе «Волшебники экрана» С. Асенин обращает внимание на то, что повествование в «Клубке» развивается столь красноречиво и энергично, что собственно текст здесь не нужен. Лента на первый взгляд отличается простотой и лаконизмом, но в эту лаконичную форму заключены очень яркие и многозначные образы . Асенин также проводит параллель с пушкинской сказкой . Конфликт в мультфильме построен на выразительной борьбе двух стихий — вдохновенного созидания и себялюбивого стяжательства . Волшебный клубок шерсти даёт возможность создателям — режиссёру Н. Серебрякову и художнику-постановщику А. Спешневой — предложить зрителю «целую поэму из шерсти» . Вселенная в своём бесконечном разнообразии создаётся из ниток, материал и сама техника вязания дают прекрасную возможность изобретательно использовать их как изобразительное средство .

С. Асенин отмечает отлично проделанную работу по созданию галереи «типажных кукольных «портретов»» персонажей, пришедших к старухе. При этом задача гостей сводится лишь к тому, чтобы быть зрителями волшебных превращений шерстяной нити и восхищаться ими:

Широко раскрыт огромный четырёхугольный рот седенького старичка, раздвинут продолговатый, как замочная скважина, рот соседки в тулупе. А старуха стремится удивить их всё новыми своими богатствами, всё новыми чудесами.

Как отмечает критик Александра Василькова, в «Клубке» сюжетом становится процесс создания целого мира руками вязальщицы, происходит в буквальном смысле материализация «нити повествования». В волшебную сказку посредством разнообразных приёмов вязания, выглядящих очень правдоподобно, приходит реальная жизнь, а вязаное полотно приобретает символическую значимость .

Примечания

  1. . Дата обращения: 18 июня 2014. Архивировано из 13 июля 2007 года. . Дата обращения: 18 июня 2014. Архивировано 13 июля 2007 года.
  2. , с. 245—248.
  3. . Дата обращения: 20 апреля 2018. 20 апреля 2018 года.
  4. , с. 61—62.
  5. , с. 64.
  6. , с. 245.
  7. , с. 246.
  8. , с. 246—247.
  9. , с. 247.
  10. , с. 139.

Литература

  • Асенин С. В. Кинокуклы Николая Серебрякова // Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. — М. : Искусство, 1974. — С. 241—248. — 288 с. — 10 000 экз.
  • Кривуля Н. Лабиринты анимации: Исследование художественного образа российских анимационных фильмов второй половины ХХ века. — Москва: Грааль, 2002. — 295 с.
  • Наши мультфильмы : лица, кадры, эскизы, герои, воспоминания, интервью, статьи, эссе / авт. ст. Александра Василькова и др.. — Москва: Интеррос, 2006. — 349 с. — ISBN 5-91105-007-2 .
  • Сегель Я. Идём в сказку // Искусство кино. — 1970. — № 1 . — С. 61-64 .

Ссылки

Источник —

Same as Клубок (мультфильм)