Interested Article - Асылмуратова, Алтынай Абдуахимовна
- 2021-09-06
- 1
Алтына́й Абдуахи́мовна Асылмура́това (род. 1 января 1961 , Алма-Ата ) — советская и российская артистка балета , хореограф и педагог. Народная артистка России (2001). Прима-балерина Кировского - Мариинского театра (1987-2000), Королевского балета Великобритании (1989-1993), Марсельского национального балета (1995-1997). Художественный руководитель балета Национального театра оперы и балета «Астана Опера» (с 2015). Художественный руководитель (с 2022).
Супруга танцовщика Константина Заклинского .
Биография
Алтынай Асылмуратова родилась в театральной семье: жизнь её родителей, бабушки и дедушки была связана с балетом .
Родители были выпускниками Ленинградского хореографического училища . Отец — заслуженный артист Казахской ССР Абдуахим Асылмуратов, солист Казахского государственного театра оперы и балета им. Абая , затем — художественный руководитель Алма-Атинского хореографического училища . Дед — главный балетмейстер Алма-Атинской консерватории , прадед по отцовской линии — депутат Государственной Думы Российской империи первого созыва . Мать — танцовщица Галина Сидорова, уроженка Ленинграда, где её родители в 1920-30-х годах танцевали на эстраде. После окончания училища она вышла замуж за военного, во время Великой Отечественной войны вместе с родителями эвакуировалась в Алма-Ату , где начала танцевать в балетной труппе Театра оперы и балета им. Абая и, разведясь с первым мужем, вышла замуж за Абдуахима Асылмуратова. После окончания войны осталась жить в Алма-Ате , где и родилась Алтынай.
Детство Алтынай прошло за кулисами Театра оперы и балета им. Абая , она любила танцевать, но мать, зная трудности профессии, не хотела отдавать ребёнка в балетную школу. Алтынай послали в Ленинград на вступительные экзамены в Ленинградское хореографическое училище лишь благодаря настойчивости бабушки и деда.
В младших классах обучалась классическому танцу у Надежды Базаровой , на курсах (последние три года обучения) была в классе Инны Зубковской . После выпуска в 1978 году была принята в кордебалет Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова . С 1980 по 1999 год была солисткой этого театра (в 1992 году ему было возвращено название Мариинский); с 1987 года — прима-балерина. Работала с педагогом-репетитором, народной артисткой СССР Ольгой Моисеевой . Дебютировала в ведущей партии ( Одетта—Одиллия в « Лебедином озере ») в Париже, во время гастролей театра. С началом перестройки Алтынай вместе с Фарухом Рузиматовым стали фактически первыми советскими балетными артистами, кто начал заключать контракты с ведущими западными труппами. В 1989—1993 годах она являлась ведущей солисткой английского Королевского балета , в 1995—1997 годах — труппы Марсельского балета по приглашению Ролана Пети , где танцевала его спектакли. В 1994 году была приглашена в Парижскую Оперу , где исполнила главные партии в балетах Рудольфа Нуреева « Баядерка » и « Лебединое озеро », тем самым, став одной из первых российских балерин, кто выступил с этой труппой после некоторого промежутка .
Среди партнёров Асылмуратовой были танцовщики Константин Заклинский , Фарух Рузиматов , , Игорь Зеленский , Махар Вазиев , Андрис Лиепа (в Петербурге), Ирек Мухамедов (в Лондоне), и (в Марселе).
В 1999 году за исполнение партии Кармен в одноимённом балете Ролана Пети, поставленном в Мариинском театре, получила петербургскую театральную премию « Золотой софит ». В том же году, на пике своей карьеры, Алтынай оставила сцену, после чего занялась педагогической деятельностью, начав преподавать в своей родной школе — Академии русского балета имени А. Я. Вагановой .
В 2000 году окончила педагогический факультет Академии русского балета им. Вагановой , начиная с 2000 года являлась её первым проректором — художественным руководителем.
Дважды (в 2002 и 2012 годах) была членом жюри премии « Бенуа танца ». В 2003 году была членом жюри международного конкурса « Приз Лозанны » (Швейцария), неоднократно являлась членом жюри балетного фестиваля Dance Open (Санкт-Петербург).
В декабре 2013 года в результате назначения Министерством культуры на должность исполняющего обязанности ректора Академии имени А. Я. Вагановой Николая Цискаридзе , Асылмуратова покинула свой пост: 4 ноября 2013 года, после появления информации о том, что с приходом Цискаридзе художественное руководство перейдёт к балерине Мариинского театра Ульяне Лопаткиной , педагоги Академии и артисты балета Мариинского театра обратились в Министерство культуры с письмом, в котором требовали пересмотреть решение о назначении Николая Цискаридзе и Ульяны Лопаткиной на руководящие должности, оставив художественное руководство школой за Алтынай Асылмуратовой . Министерство культуры сообщило о продлении с ней контракта, однако уже в начале декабря Алтынай уволилась по собственному желанию, отказавшись сообщить о причинах своего ухода .
Практически сразу была приглашена на работу в Михайловский театр , где с 13 декабря 2013 года по март 2014 года являлась советником генерального директора по балету . В 2015 году была приглашена в Казахстан, в государственный театр оперы и балета « Опера Астаны » — сначала в качестве педагога-репетитора и хореографа-постановщика , а затем — и художественного руководителя балетной труппы (вступила в должность 16 марта) .
С 29 августа 2016 года по 2022 год - ректор (Астана) .
С 2022 года - художественный руководитель Казахской национальной академии хореографии.
Семья
Муж — премьер балета Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова , заслуженный артист РСФСР Константин Заклинский , сценический партнёр балерины на протяжении практически всей её творческой карьеры. Их дочь — Анастасия в 2013 году окончила Академию русского балета имени А. Я. Вагановой и была принята в труппу Мариинского театра. С 2016 года является солисткой балетной труппы театра « Астана-опера » (Казахстан).
Творчество
Алтынай Асылмуратова — балерина лирико-драматического амплуа , её танец отличался красотой линий и выразительной актёрской игрой. Одна из самых ярких балерин Мариинского театра конца XX века.
Асылмуратова способна передать рафинированный стиль старинных балетов и свободу современной хореографии. Она может предстать героиней, сошедшей со старинной гравюры, и девушкой с обложки модного журнала. Асылмуратова очень женственна, не подвержена модным психопатическим рефлексиям, её мир добр, открыт и светел.
— Л. Абызова.
Репертуар
- Театр оперы и балета имени С. М. Кирова / Мариинский театр
- фея Сирени, фея Смелости, принцесса Аврора , « Спящая красавица » Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева
- 1984 — Асият *, « » Олега Виноградова
- 1988 — Мария Магдалина *, «Проба» А. Фодора на музыку Г. Прессера
- Солистка *, « Тема с вариациями » Джорджа Баланчина
- 18 марта 1992 — 1-й дуэт *, « В ночи » Джерома Роббинса (партнёр — Константин Заклинский )
- 28 января 1992 — « Увядающие листья » Энтони Тюдора
- Манон *, « Манон » Кеннета Макмиллана
- 1998 — Кармен *, « Кармен » Ролана Пети ( дон Хосе — Ислом Баймурадов)
- Одетта и Одиллия , « Лебединое озеро » Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции Константина Сергеева
- Ширин, Мехмене Бану , « Легенда о любви » Юрия Григоровича
- Китри , « Дон Кихот » Мариуса Петипа в редакции Александра Горского ( Базиль — Марат Даукаев )
- Никия , « Баядерка » Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани
- Эгина , « Спартак » Юрия Григоровича
- Медора , « Корсар » Мариуса Петипа в редакции Петра Гусева
- Зарема , « Бахчисарайский фонтан » Ростислава Захарова
- Джульетта , « Ромео и Джульетта » Леонида Лавровского
- Сильфида , « Сильфида » Августа Бурнонвиля в редакции Эльзы-Марианны фон Розен
- Маша , « Щелкунчик » Василия Вайнонена
- Терпсихора , « » Джорджа Баланчина
- Зобеида , « Шехеразада » Михаила Фокина
- Клеманс (Генриетта?), Раймонда , « Раймонда » Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева
- мазурка, 7-й вальс , « Шопениана » Михаила Фокина
- Нестан-Дареджан , «Витязь в тигровой шкуре» Олега Виноградова
- па де де I акта, Жизель , « Жизель » Жана Коралли и Жюля Перро в редакции Мариуса Петипа
- Персидка , пляска персидок в опере « Хованщина »
- « Па-де-катр » Антона Долина
- « Лебедь » Михаила Фокина
- « » Дмитрия Брянцева
(*) — премьера спектакля на сцене Мариинского театра
- Королевский балет, Лондон
- Жизель , « Жизель »
- Одетта и Одиллия , « Лебединое озеро »
- Никия , « Баядерка » в редакции Наталии Макаровой
- Раймонда , « Раймонда » в редакции Рудольфа Нуреева
- Наталья Петровна , « » Фредерика Аштона
- Манон , « Манон » Кеннета Макмиллана
- Джульетта , « » Кеннета Макмиллана
- Парижская национальная опера
- Никия , « Баядерка » в редакции Рудольфа Нуреева
- Одетта и Одиллия , « Лебединое озеро » в редакции Рудольфа Нуреева
- Марсельский балет
Фильмография
- 1978 — Снег в трауре — эпизод, девушка-индуска
- 1982 — Backstage at the Kirov («За кулисами Кировского театра»), документальный фильм
- «Чёрный снег»
- 1988 — Клеопатра , « »
- 1988 — Ева , «Гран па в белую ночь» (дуэт из балета Мориса Бежара « », Адам — Фарух Рузиматов )
Признание
- 1983 — Заслуженная артистка РСФСР
- 1998 — лауреат театральной премии «Балтика»
- 1999 — лауреат театральной премии « Золотой софит » (за исполнение партии Кармен в балете Ролана Пети)
- 2001 — Народная артистка Российской Федерации ( 6 июня 2001 года ) — за большие заслуги в области искусства
- 2013 — Орден Дружбы ( 15 ноября 2013 года ) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
- 2016 — Орден Парасат ( Казахстан )
- 2016 — Почётный знак «За заслуги в развитии культуры и искусства» ( 19 мая 2016 года , Межпарламентская ассамблея СНГ ) — за значительный вклад в формирование и развитие общего культурного пространства государств — участников Содружества Независимых Государств, в реализацию идей сотрудничества в сфере культуры и искусства
- 2020 — Юбилейная медаль «25 лет Конституции Казахстана»
- 2020 — Юбилейная медаль «25 лет Ассамблеи народа Казахстана»;
- 2021 — Юбилейная медаль «30 лет Независимости Казахстана»
Примечания
- Источники
- Дешкова И. Труд . — Молодая гвардия , 2001, 21 августа. — Вып. 152 . 31 мая 2015 года. //
- . Дата обращения: 30 мая 2015. 31 мая 2015 года.
- 31 мая 2015 года.
- от 27 июня 2014 на Wayback Machine // «РИА Новости», 4 ноября 2013
- от 9 марта 2014 на Wayback Machine // «Известия», 9 декабря 2013
- 2 июля 2014 года.
- от 2 апреля 2015 на Wayback Machine // 28 января 2015.
- от 15 апреля 2015 на Wayback Machine // ИА Новости—Казахстан, 27 января 2015.
- от 31 мая 2015 на Wayback Machine // Marie Claire Kazakhstan
- . Дата обращения: 29 августа 2016. 15 сентября 2016 года.
- Абызова Л. Хочу объять необъятное // Вечерний Петербург. — 1996, 17 мая.
- . Дата обращения: 29 июля 2022. 25 сентября 2018 года.
- 2 декабря 2013 года.
- . Дата обращения: 14 декабря 2016. Архивировано из 15 декабря 2016 года.
- Комментарии
- См. .
- Все балеты — в хореографии Ролана Пети.
Ссылки
- // 2009 (видео)
- . Личности Петербурга. Дата обращения: 13 июня 2012. 12 июня 2013 года.
- Аловерт Н. // Русский Базар. — 2006. — № 4 (510) .
- Крылова М. Независимая газета : газета. — 2004, 16 января. //
- . Дата обращения: 3 февраля 2022. 3 февраля 2022 года.
- . Дата обращения: 3 февраля 2022. 10 декабря 2021 года.
- 2021-09-06
- 1