Юноша Фридрих Энгельс
- 1 year ago
- 0
- 0
Юноша и Смерть ( фр. Le Jeune Homme et la Mort ) — одноактный балет в 2 картинах на музыку « » Иоганна Себастьяна Баха . Идея и либретто Жана Кокто , хореография и постановка Ролана Пети .
Основой балета послужило стихотворное либретто Ж. Кокто :
Юноша в студии — в одиночестве, ожидая.
Входит Девушка, она — причина его отчаяния.
Он устремляется к ней. Она его отталкивает. Он молит её.
Она его оскорбляет, высмеивает и убегает. Он кончает с собой.
Комната исчезает. Остается только тело повесившегося.
С крыш спускается Смерть в бальном платье.
Она снимает свою маску: это — Девушка.
Она закрывает маской лицо своей жертвы.
Вместе они удаляются, теряясь среди крыш.
По воспоминаниям Ролана Пети, первоначальный толчок к созданию спектакля ему дал Борис Кохно . Он предложил хореографу поставить одноактный балет на танцовщика руководимой Пети труппы « » Жана Бабиле и подсказал обратиться за либретто к Жану Кокто.
Кокто сходу сымпровизировал сюжет, а также показал Пети наметки будущей пластической характеристики героев. Ему же принадлежала идея музыкального и декорационного оформления балета .
В пору создания «Юноши и Смерти» Кокто искал новый принцип взаимодействия музыки и сцены, отличный от бытовавшего в традиционном балетном театре . Он предоставил Пети право использовать в работе любую музыку, впоследствии предполагая заменить её на другую.
Пети ставил под популярную джазовую песню «Фрэнки и Джонни». Перед премьерой Кокто решил, что спектакль должен идти в сопровождении классической музыки. В итоге к уже законченной постановке был подобран новый музыкальный ряд — «Пассакалия» Баха в оркестровке Респиги. Причем готовая хореография накладывалась на «Пассакалию» чисто механически, без синхронизации звуковых и пластических акцентов .
Существует легенда, согласно которой на премьере авторы балета неожиданно поняли, что сценическое действие может не уложиться в протяженность «Пассакалии» и стали торопить исполнителей. Этот миф опроверг Пети. Он указал, что одной из причин выбора Пассакалии явилось как раз то, что она идеально подходила по длительности .
Первоначально Кокто предполагал использовать в качестве музыки балета попеременно «Пассакалию» и увертюру к опере В. А. Моцарта «Волшебная флейта» , но этот замысел осуществлен не был .
Концепцию оформления балета разработал Кокто. Задник первой картины по его плану исполнил Жорж Вакевич . У авторов не было средств для производства сложной декорации ночного Парижа для второй картины, поэтому они использовали готовую декорацию из фильма « Мартин Руманьяк » (её автором был также Вакевич) .
Костюм Юноши в оригинале представлял собой простую репетиционную одежду исполнителя. Платье Смерти сшила Каринская по эскизу К. Берара .
Премьера прошла 25 июня 1946 года на сцене Театра Елисейских Полей
Премьера прошла 9 апреля 1951 года на сцене Метрополитен-Опера
Премьера прошла в 1955 году
Новая постановка в 2006 году
Премьера прошла в 1990 году
Премьера прошла 25 марта 1998 года
Дирижёр-постановщик — Г. Плисс-Стеренберг
Премьера прошла 4 июня 2010 года
Дирижёр-постановщик — Павел Клиничев, художник по свету — Жан-Мишель Дезире, ассистент хореографа-постановщика — Луиджи Бонино
Поскольку хореография «Юноши и Смерти» не привязана к музыке, под которую исполняется этот балет, от исполнителей требуется не соотносить свои движения со звучанием оркестра, а танцевать «отдельно» от него. С целью достижения нужного эффекта балет часто предварительно разучивают без музыкального сопровождения [ источник не указан 2701 день ] .