Interested Article - Шац, Борис

Борис Шац (рожд. Борис Ильич (Залмен-Бер) Шац , в Израиле также известен как Барух Шац и Борис Цемах Шац , англ. Boris Schatz ; 1866 , Ворно Ковенской губернии , Российская империя 1932 , Денвер , штат Колорадо , США ) — еврейский скульптор , живописец, деятель культуры. Работал в Болгарии и Палестине .

Биография

Родился в Ворно (ныне Варняй ) близ Ковно (ныне Каунас , Литва ). Учился в иешиве в Вильне ( Вильнюс ), где сблизился с группой Ховевей Цион . В 1889 году Борис отправился в Париж , где поступил в и мастерскую скульптора М. Антокольского , став впоследствии его помощником. В это время он создал свои первые значительные произведения.

В 1895 году Шац получил должность придворного художника болгарского князя Фердинанда . В Софии в 1896 году он был в числе основателей государственной Рисовальной школы, впоследствии — Болгарская национальная художественная академия , которую и возглавил. Кишинёвский погром 1903 года вернул Шаца в круг еврейских проблем, в результате чего он увлёкся идеями Т. Герцля .

На 7-м Сионистском конгрессе в Базеле ( 1905 ) Борис Шац выступил с предложением основать в Палестине художественную школу, где молодое поколение евреев могло бы обучаться всем видам изящных и прикладных искусств . Движимый этой мечтой, в 1906 году он отправился в Иерусалим , где открыл Школу искусства и ремёсел Бецалель (с 1969 года Академия художеств и прикладного искусства Бецалель ) . Вдохновлённый Торой , он назвал новую школу именем Бецалеля (в русской традиции Веселеила ). Но планы Шаца шли гораздо дальше: он считал, что Иерусалиму нужен музей. Благодаря финансовой поддержке немецких сионистов рядом со школой был создан музей «Бецалель». В 1964 году в Иерусалиме был создан государственный « Музей Израиля » и музей «Бецалель» стал его частью, перестав существовать самостоятельно. Тем не менее, большое собрание произведений еврейского религиозного искусства в Музее Израиля до сих пор представлено в качестве коллекции музея «Бецалель».

Борис Шац был мечтателем, в весьма утопических видениях которого переплетались природа и искусство. Человеком он был довольно непрактичным и ему, в итоге, было отказано в дальнейшей финансовой поддержке. Его усилия найти деньги в США оказались тщетными.

В 1932 году , во время очередных поисков финансирования в США, Борис Шац умер, и школа «Бецалель» в Иерусалиме на некоторое время была закрыта.

Тем не менее, всего через год после смерти Бориса Шаца в Палестину начинают прибывать еврейские художники, покинувшие гитлеровскую Германию . Благодаря ( 1898 1957 ), долгое время сотрудничавшему с Борисом Шацем, в 1935 году была открыта «Новая школа Бецалель» и восстановлен музей.

Первоначально школа «Бецалель» располагалась в ветхом доме, окружённом каменной зубчатой стеной — одной из достопримечательностей города. В наши дни это здание стало «Домом художников», где молодые таланты ежегодно выставляют свои произведения.

Творчество

В период своего пребывания в Париже (1889—1895) Шац создал ряд значительных произведений, среди которых статуи «Моисей на горе Нево» ( 1890 ) и «Маттитьяху Хасмоней » (первый вариант — 1894 , цинк ), образы еврейских старцев. В этот период Шац создал также ряд портретов (лучшим из которых считается рельефный медальон «М. Антокольский », 1894 , бронза ) .

В качестве придворного художника царя Болгарии Шац выполнял официальные заказы, в том числе эскиз памятника героям Освободительной войны 1876 года ( 1901 ). Нередко художник обращается к народной тематике, изображая, главным образом, старых людей («Болгарская старуха», 1897 , гипс ; «Сидящий еврей», 1902 , терракота ).

В 1903 Шац создал два рельефа, ставшие впоследствии самыми известными его произведениями: «Встреча субботы» ( бронза ) и «Хавдала» ( бронза ) .

В период творчества художника в Палестине центральное место в его произведениях занимают образы великих евреев прошлого — эскиз к статуе «Моисей со скрижалями» ( 1918 , гипс ), где чувствуется влияние работы «Христос перед судом народа» М. Антокольского, пророки — «Иеремия» ( 1911 ), «Исайя» ( 1918 ; оба — бронзовые рельефы) .

В 1920-е годы Шац создал также известные скульптурные портреты Т. Герцля (Музей Т. Герцля, Иерусалим), Х. Н. Бялика (1929), В. Жаботинского (1920), Э. Бен-Иехуды (1922), Г. Л. Сэмюэла (1924), И. Зангвилла (1929/30) .

Примечания

  1. (ивр.) — , 1965. — Т. 2. — С. 974–975.
  2. Boris Schatz // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #119183730 // (нем.) — 2012—2016.
  4. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  5. Среди учеников Шаца, воодушевлённых его идеей возрождения полноценной культуры на земле предков, был знакомый ему по Академии Художеств Болгарии Шмуэль Леви (1884—1966), родившийся и получивший первоначальное образование в Болгарии еврейский художник, бо́льшую часть жизни проживший в Израиле, в живописи следовавший ориенталистским сюжетам.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Шац, Борис