Маркер списка
- 1 year ago
- 0
- 0
Крис Маркер ( фр. Chris Marker ), настоящее имя — Кристиан-Франсуа Буш-Вильнёв ( фр. Christian-François Bouche-Villeneuve ; 29 июля 1921 , Нёйи-сюр-Сен — 29 июля 2012 , Париж ) — французский кинорежиссёр - документалист , фотограф и писатель , признанный во всём мире мастер и реформатор документального кино , создатель жанра фильма- эссе . Наиболее известные работы Маркера — «Взлётная полоса» ( 1962 ), ( 1977 ) и «Без солнца» ( 1983 ).
Во время Второй мировой войны участвовал в партизанском отряде ( маки ).
Позже занялся журналистикой и в Espirit познакомился с Андре Базеном . Маркер сблизился с группой «Левый берег / Rive gauche »: помимо него в нее входили Ален Рене , Жак Деми и Аньес Варда . После войны много путешествовал, в том числе — по странам социализма ( Китай , СССР , Вьетнам , Куба , Чехословакия , Чили при Сальвадоре Альенде и др.). В фильме «Цвет воздуха — красный» отобразился его опыт наблюдения за подъёмом движения новых левых в 1960-х (первая часть, «Хрупкие руки») и спадом в 1970-х (вторая часть, «Отсеченные руки»).
В 1962 году основал объединение S.L.O.N. (аббревиатура для Société pour le lancement des oeuvres nouvelles – Общество для продвижения новых произведений), куда вошли режиссеры-приверженцы левых политических взглядов. В 1974 году объединение сменило название на I.S.K.R.A. ( Images, Sons, Kinescope, Réalisations, Audiovisuelles ) и продолжит свою деятельность уже без него.
Исследовал парадоксальные возможности монтажных склеек . Пропагандировал творчество Александра Медведкина , с которым переписывался . После фильма-эссе (так назвал созданный им жанр крупнейший теоретик кино Андре Базен ) « Без солнца » (1983) увлекся цифровыми технологиями, сохраняя неутомимый дух поиска. Скончался 29 июля 2012 года — в день своего 91-летия.
Маркер никогда не скрывал своего философского и эстетического долга перед хичкоковским « Головокружением » и ранними советскими классиками. С последними его сближает завороженность монтажным процессом, представление, что именно монтаж придаёт смысл изображенному на экране . «Головокружение» представлялось ему идеальным фильмом об образе образа и о месмерической привлекательности изображения.
В 1990-е годах обратился к использованию цифровых технологий, при помощи которых создал фильмы « Level 5» (1996) и « Immemory» (1998, 2008).
Работал с А. Рене над фильмами « » (1953) и « Ночь и туман » (1955), которые вошли в золотой фонд мировой кинодокументалистики. Работал также с В.Боровчиком над фильмом Астронавты ( 1959 ), c Йорисом Ивенсом , Петером Кассовицем (отцом Матьё Кассовица ), Мигелем Литтином , Душаном Макавеевым и др. Автор документальных лент о таких кинорежиссёрах, как Акира Куросава (1985), Александр Медведкин (1992), Андрей Тарковский (2000), о художниках Христо , Матта .
Премии Венецианского (1963), Лейпцигского (1963), Краковского (1973) и Берлинского (1961, 1983) кинофестивалей, премия Жана Виго (1963), (1983), премия «Сезар» (1983) и другие награды.