Восход солнца (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Без солнца» ( фр. Sans Soleil ) — фильм-эссе Криса Маркера (1983), названный в честь одноимённого вокального цикла Мусоргского .
Мелко нарезанный «под Вертова » видеоматериал (как отснятый самим режиссёром, так и полученный в видеобанке ) сопровождает женский голос, рассуждающий на вольные темы в форме обращения к покойному режиссёру (вымышленному). Изобразительный ряд образуют главным образом сценки из жизни футуристичного мегаполиса Токио и зарисовки из глуши Гвинеи-Бисау (согласно режиссёру, «самая забытая страна Африки» ). Закадровый голос объясняет, что эти два географических полюса сближает приверженность анимизму , архаичная вера в одухотворённость всего на свете.
Неожиданные, подчас парадоксальные сцепления несхожих, на первый взгляд, смысловых рядов характерны не только для закадрового текста, но и для монтажных склеек . Например, лица дремлющих в метро пассажиров перемежаются с кадрами из японской киномакулатуры. Время от времени режиссёр углубляется в лирические отступления вроде повторения маршрута героев хичкоковского « Головокружения » по улицам Сан-Франциско .
Разработанная Маркером модель киноэссе оказалась востребованной документалистами следующих поколений, особенно американскими ( Эррол Моррис , Майкл Мур ) . «Без солнца» принято считать вершиной этого жанра документалистики . Критик Сэм Адамс назвал фильм Маркера «наиболее успешной попыткой запечатлеть мыслительный процесс средствами кино» .
Во время голосования 846 критиков за лучший фильм в истории ( Sight & Sound , 2012) за «Без солнца» было подано столько же голосов, что и за « Бегущий по лезвию » Ридли Скотта и « Синий бархат » Дэвида Линча .
В 2007 году фильм Маркера был выпущен в англоязычной версии (немного отличной от французского оригинала) на DVD компанией Criterion Collection (на одном диске с « Взлётной полосой ») .