Interested Article - Либерти, Артур Ласенби

Сэр Артур Ласенби Либерти ( англ. Sir Arthur Lasenby Liberty ; 13 августа 1843, Чешем, Бакингемшир — 11 мая 1917, Бакингемшир) — британский коммерсант, создатель торгового предприятия «Liberty & Co», деятельность которого способствовала популяризации нового художественного стиля « модерн », получившего в Италии, где особенно были востребованы его товары, название по фамилии предпринимателя: «Стиль либерти» ( итал. Stile Liberty ).

Биография

Либерти начал работать в шестнадцать лет у дяди, который продавал кружева, а позже у другого дяди, который торговал вином. В 1859 году он поступил в ученики к драпировщику, но затем устроился на работу в компанию «Farmer & Rogers», которая специализировалась на женской моде. Он быстро дослужился до должности заведующего складом .

Однако после того, как Фармер и Роджерс отказались сделать его партнёром в своём бизнесе, 15 мая 1875 года Артур Либерти, который специализировался на импорте текстиля и предметов искусства из стран Дальнего Востока, открыл в Лондоне магазин «Liberty & Co» на Риджент-стрит , где стал торговать экзотическими товарами, в том числе тканями, веерами , гравюрами , фарфором ) из Восточной Азии .

В эпоху расцвета стиля ар нуво Либерти уловил модную тенденцию и начал продавать ткани с растительным орнаментом . В 1913 году Либерти был посвящен в рыцари и стал именоваться сэром .

В 1865 году Артур Либерти женился на Марте Коттэм (супруги развелись в 1869 году), в 1875 году его второй женой стала Эмма Луиза Блэкмор. У них не было детей. Либерти умер 11 мая 1917 года. Он накопил небольшое состояние в качестве мажоритарного акционера Liberty & Co (в 1890 году предприятие стало акционерным обществом).

Стиль либерти

Вначале товары, рекламируемые магазином Либерти, представляли собой эклектичный набор самой разной продукции, но затем стала формироваться концепция близкая эстетике английского движения « Искусств и ремёсел » Уильяма Морриса , которое было ответом на механизацию и дегуманизацию художественного процесса. В этом Либерти поддерживал архитектор Чарлз Фрэнсис Войси .

Постепенно компания Либерти разработала принципиально иной стиль , тесно связанный с эстетическим движением 1890-х годов, называемым во Франции и Бельгии «ар-нуво» (новое искусство). Набивные и окрашенные ткани, продаваемые в магазине, особенно шёлк и атлас, отличались «нежными тонами» и флоральным (цветочным) декором , и высоко ценились в качестве материала для одежды, особенно в период с 1890 по 1920 год. Помимо этого Либерти специализировался на импорте украшений, текстиля и предметов искусства из Китая и Японии. В 1889 году Либерти открыл отделение своей фирмы в Париже , чтобы и там пропагандировать «новый английский стиль». В Лондоне универмаг «Либерти» рекламировал «новое искусство» итальянских архитекторов и мастеров декоративно-прикладного искусства (спустя время их продукцию стали обобщённо именовать дизайном ): Эрнесто Базиле , Этторе Де Мария Берглер, Витторио Дюкро, Карло Бугатти , Раймондо Д’Аронко , Эудженио Куарти и Галилео Чини . Главным событием в истории этого стиля стала первая Международная выставка современного декоративного искусства (l’Esposizione internazionale d’arte decorativa moderna) в Турине в 1902 году, на которой были представлены работы многих мастеров «нового стиля», в том числе при поддержке А. Л. Либерти.

В результате компания Либерти приобрела значение названия нового стиля до такой степени, что в Италии стиль модерн стал известен как «Stile Liberty». Стиль либерти был особенно популярен в крупных городах за пределами Рима , которые стремились создать отчётливую культурную идентичность, особенно в Милане , Палермо и Турине .

Мастера итальянского «стиля либерти», как и в других версиях ар-нуво, стремились превратить обычные предметы, такие как, к примеру, стулья и окна, в произведения искусства. В отличие от французского и бельгийского модерна, основанного в первую очередь на мотивах природы, стиль либерти находился под влиянием стиля барокко с пышными орнаментами и пёстрым цветовым решением. Итальянский поэт и критик Габриеле д’Аннунцио писал в 1889 году, когда этот стиль только зарождался: «гениальный чувственный разврат чувствительности барокко является одним из определяющих вариантов итальянского модерна» .

Историческое значение деятельности Либерти аналогично роли Зигфрида Бинга в Париже.

Примечания

  1. Mawer J. Sir Arthur Lasenby Liberty // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2018. — ISBN 978-1-884446-05-4
  2. LIBERTY, Arthur Lasenby. Who’s Who. 59: 1057—1058. 1907 от 16 февраля 2023 на Wayback Machine
  3. Gere Ch., Whiteway М. Nineteenth-century Design: From Pugin to Mackintosh. — London: Weidenfeld & Nicolson, 1993. — Р. 217. — ISBN 0297830686
  4. Chisholm H. Encyclopædia Britannica, the new volumes. LIBERTY, SIR ARTHUR LASENBY". 2 (12th ed.), 1922: 759 от 16 февраля 2023 на Wayback Machine
  5. Власов В. Г. Либерти, Артур Ласенби // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 511. — ISBN-5-88737-005-X
  6. Fahr-Becker G. L’Art Nouveau. H.F. Ullmann, 2015. ISBN 978-3-8480-0857-5 . Р. 179, 187

Ссылки

Источник —

Same as Либерти, Артур Ласенби