Interested Article - Кларк, Брайан

Крыша Квартала Виктории в городе Лидс современный абстрактный витражный навес работы Брайана Кларка, 1990

Бра́йан Кларк ( англ. Brian Clarke ; род. 2 июля 1953 года, Олдэм , Ланкашир , Великобритания ) — британский художник , архитектор , гравер , известный проектами витраж ей и мозаик архитектурного модернизма .

Будучи ярым сторонником интеграции искусства и архитектуры, и работая в манере мастеров эпохи Возрождения со многими материалами, Кларк создает работы живописи, скульптуры, керамики, мозаики, гобелена, ювелирных изделий и мебели, а также декораций для оперы, балета и стадионов. Работы Кларка находятся в частных и общественных коллекциях по всему миру, включая Тейт , музей Виктории и Альберта , Баварские государственные коллекции живописи в Музее Брандхорста , Мюнхен, Токио , и , Нью-Йорк.

Практикуя в светских и священных пространствах, Кларк сотрудничал с Заха Хадид , Норманом Фостером , Арато Исодзаки , Оскаром Нимейером , Бэй Юйминем , Сесаром Пелли и Ренцо Пиано и другими ведущими архитектурами современности, создавая витражи и художественные инсталляции для сотен проектов по всему миру. Также работал с Дэвидом Бэйли , Хью Хадсоном , Ма́лкольмом Макла́реном , Полом Маккартни и Линдой Маккартни .

Его практика в архитектурных и автономных витражах, часто в монументальном масштабе, привела к последовательным инновациям и изобретениям в изготовлении среды, и благодаря производству бессвинцовых витражей и созданию работ, сделанных в основном или полностью из свинца, он радикально расширил границы того, что может делать и выражать.

Основные работы включают Дворец мира и согласия Норманом Фостером ), Казахстан; ; ; Королевскую мечеть международного аэропорта короля Халида; дизайны двух постановок трибьюта Рудольфа Нуреева , Уэйна Иглинга «Руины времени» для Голландского национального балета; Мировое турне Пола Маккартни (1989-90) и New World Tour (1992-93); и постановку оперы .

Его практика в архитектурных и , часто в монументальном масштабепривела к последовательным инновациям и изобретениям в развитии материала, включая создание витражей без свинца и последующее внедрение «драматически улучшенного пуантилизма », а также создание скульптурных витражей, аналогичных коллажу.

Биография

Ранние годы

Брайан Кларк родился 2 июля 1953 года в , Ланкашир , в семье Эдварда Орда Кларка, шахтера, и прядильщицы Лилиан Кларк (в девичестве Уайтхед).

В 1965 году, в возрасте 12 лет Кларк получил стипендию программы для творчески одаренных детей, существующей на севере Англии, позволяющей перейти из средней школы на дневного отделение Школа искусств и ремесел Олдхэма. Вместо стандартной учебной программы Кларк в основном изучал искусство и дизайн, рисование, геральдику, изобразительную композицию, теорию цвета, смешивание пигментов и каллиграфию и другие предметы. Считаясь вундеркиндом, к 16 годам Кларк овладел ортодоксальностью рисования академической жизни. В 1968 году он и его семья переехали в Бернли , и, слишком молодым в 15 лет, чтобы поступить в Колледж искусств Бернли, он солгал о своем возрасте и был принят на основании высокого уровня своих ранних работ.

1970-е годы

В 1970 году Кларк поступил на курс архитектурного витража в Колледже искусств и дизайна Северного Девона, который он окончил два года спустя с отличием по специальности дизайн. В 1971 году, в возрасте 17 лет, он получил свой первый заказ за серию окон в охраняемом государством памятнике архитектуры -жилом доме 17-го века под названием Сауткотт Бартон. В следующем году получил свою первую церковную комиссию на создание мемориального окна в Престонском соборе.

В августе 1972 года он женился на своей сокурснице Лиз Финч, дочери местного викария, открыл студию витражей в Престоне и начал заниматься реставрацией, включая реставрацию живописи, проектирование ламп, ремонт поврежденного церковного стекла, а также работал как независимый художником. За этим последовала комиссия за новое окно для церкви Коппулл, Ланкашир, в 1973 году и дальнейшие заказы на витражи, для которых он сам рисовал, выдувал стекло, вставлял в металлический переплет и устанавливал окна и панели.

В 1974 году Кларк был награждён en для изучения средневековых и современных витражей в Италии , Франции и Западной Германии. В том же году он получил заказ на ансамбль из 20 окон для церкви Святого Лаврентия в Лонгридже, которая считается его первой зрелой работой, а в 1975 году получил стипендию Черчилля для изучения искусства архитектуры в Соединенных Штатах. Позже в 1975 году Кларк переехал в Берчовер, Дербишир и поселился во взятый местных местных церковных властей домик священника- позже он спроектировал и подарил набор окон приходской церкви Святого Михаила и всех ангелов. Передвижная выставка светских, автономных витражей, частично вдохновленных восточной пейзажной живописью Glass Art One , была показана на площадках в Дербишире и Ланкашире, включая Кафедральный собор Дерби и Манчестерский собор;

Будучи чуть старше 20 лет, Кларк получил заказ международного значения от Ноттингемского университета на создание 45 картин, облачений и серии витражей, за которой последовала одна из крупнейших публичных художественных комиссий десятилетия для многоконфессиональной часовни в Королевском медицинском центре. Процесс проектирования и инсталляции был снят BBC в качестве материала для документального фильма.

В 1979 году совместно британским Джоном Пайпером и историком искусства Мартином Харрисоном, а также в сотрудничестве с Марком Шагалом , Кларк курировал самую масштабеую выставкой витражей 20-го века и выпустил книгу " Архитектурные витражи.

В 1978 году Кларк появился на обложке журнала с работой под названием Velarde is Not Mocked . В 1979 году он провел цикл лекций в британских университетам на тему искусства и архитектуры; первая лекция в г Халле была представлена известным британским поэтом Филиппом Ларкиным под названием «Спасение искусства от художников». 1978—1970 Британская радиовещательная корпорация Би-би-си (англ. BBC) снимала кадры его работы в студии и жизни для часового документального фильма . На момент трансляции в Великобритании было только три телевизионных канала, и миллионы зрителей смотрели документальный фильм; освещение в прессе, включая появление Кларка на обложке журнала Vogue , сфотографированного Робертом Мэпплторпом , привело к известности в широких кругах населения. В 1979 году Кларк становится ведущим программы на канале Би-би-си 2 посвященной искусству Основная тенденция (англ. Mainstream ) и передачи на радио Би-би-си 4 Калейдоскоп, где он брал интервью у таких ключевых деятелей культуры как Брассай , Энди Ворхол, Джон Леннон и Элизабет Лаченс .

1980-е годы

В начале 1980 года Кларк, после периода работы в основном графически и акрилом, снова начал рисовать маслом, а также создал свои первые конструкции из дерева и стали, а также дизайн мебели. Кларк принял предложение о разработке декораций для немецкого музыкальный коллектив Kraftwerk , и в сотрудничал с Бейли , Брайаном Ино , а также с Малкольмом Маклареном и Вивьен Вествуд в качестве дизайнера над нереализованным проектом Chicken для EMI для BBC Arena.

Заметив сходство между ретикулярными, конструктивистскими символами, которые доминировали в его работе и светоизмерительными компьютерными граммами с камер Olympus OM System , он создал серию картин, связанных с технологиями; и получил крупный заказ для штаб-квартиры японской компании Олимпус. Работа Time Lag Zero ознаменовала пятилетнюю годовщину компании в Великобритании заказанная для штаб-квартиры Олимпус в Великобритании, позже в том же году Кларк создал цикл картины, деревянную конструкцию и набор витражей для здания европейской штаб-квартиры Олимпус в Гамбурге.

При работе Кларк получил «полную свободу в разработке дизайна вестибюля нового здания», и, снявшись в рекламе для Olympus и Polaroid , стал узнаваемый брендом в Великобритании и Соединённых Штатах. Сложность дизайна витражей для Гамбурга потребовала разработки специальных методов алмазной резки и пескоструйной обработки, чтобы удовлетворить графическую, неструктурную роль свинца в некоторых местах, и ознаменовала начало производства Кларком своих окон в Германии, а не в Англии, что стало крупным разрывом с традициями.

В 1980 году, в возрасте 27 лет, правительство Саудовской Аравии поручило Брайану разработать витраж для Королевской мечети (مسجد مطار الملك خالد) в международном аэропорту короля Халида (KKIA). Изучив исламский орнамент в школах Корана в Фесе, он спроектировал и курировал изготовление 2000 квадратных метров витражей для Коранской библиотеки и офиса, а также канцелярии, световых люков и угловых окон основного места для молебен. Завершенный в 1982 году и состоящий из сотен окон, на момент его реализации проект считался крупнейшим и наиболее технически продвинутым проектом витражей современности, требующим полного персонала четырёх европейских витражных студий, работающих в течение года.

Современный абстрактный витраж из аркады Квартала Виктории в городе Лидс работы Брайана Кларка, 1990

После создания портфолио трафаретных отпечатков, посвященных его другу лорду С. П. Сноу под названием « Две культуры ». Кларк стал первым художником, который провел персональную выставку в Королевском институте британских архитекторов картин, конструкций и гравюр, включая первое появление его серии трафаретных отпечатков Computergram на холсте. В том же году была опубликована первая монография Мартина Харрисона « С Брайаном Кларком », а Музей Виктории и Альберта приобрел крупномасштабный витражный триптих и картину маслом под названием « Проверка и ошибка» .

В 1982 году Кларк создал обложку для сольного альбома Пола Маккартни Tug of War , совместно с Линдой Маккартни. В 1983 году работа Кларка Две культуры вошла в коллекцию музея Тейт , а Роберт Фрейзер, ключевая фигура свингующего Лондона , который открыл для Европы Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна , открыла свою галерею на Корк-стрит в Лондоне выставкой Кларка. Вечер открытия получил значительное освещение в прессе, а общественный интерес и посещаемость знаменитостей привели к тому, что вечеринка открытия вылилась на улицу, что потребовало её закрытия полицейским кордоном. До своего закрытия после смерти Фрейзера в 1986 году галерея продолжала выставлять и представлять британской публике работы Жан-Мишеля Баския и Эллсворта Келли , с которыми выставлялся Кларк, и Кита Харинга .

Ночное представление витража Кавендишской аркады работы художника Брайана Кларка

В 1984 году Кларку было поручено внести свой вклад в реконструкцию памятника архитектуры — термальных ванн в Бакстоне; схема Кларка, завершенная в 1987 году, предполагала создание исторически важного современного витражного сводчатой потолка- кавендишскую аркаду .

В 1990 году Кларк завершил работу над проектом по восстановлению внутреннего двора в городе Лидс- Квартал Королевы Виктории создав крышу из витражи покрывая пешеходный перехода и улицу Королевы Виктории. Ярко окрашенная крыша из выдувного стекла и простирающаяся от одного конца улицы до другого. Имея длину более 120 метров составляя 746 квадратных метра, крыша стала крупнейшей цельной работой искусства из витражного стекла в мире на момент её завершения и остается крупнейшей в Великобритании, самой большой витражной крышей в Европе; работа была занесена в Книгу рекордов Гиннеса, и была удостоен премии Europa Nostra Award в 1990 году и премии города Лидса за архитектуре (специальная премия за витражи).

Брайан Кларк создал дизайн для стадионов и арен для мирового тура Пола Маккартни 1989—1990 годов

В 1988 году архитектор Арата Исодзаки , лауреат Притцкеровской премии, пригласил Кларка сотрудничать над проектом для . Кларк разработал и изготовил витражный цилиндрический купол и световые люки площадью более 1000 квадратных метров традиционным способом выдувного стеклоизделия. Исозаки в ответ на дизайн Брайна Кларка разработал внутреннюю систему освещения таким образом, чтобы витраж был виден ночью, превращая башню в маяк и местную достопримечательность. Проект включил 350 квадратных метров выдувного витража .

В том же году Кларк совместно с Норманом Фостером предложили крупное витражное произведение для нового здания терминала . Результатом сотрудничества, что впервые в истории витражей предполагало использование компьютерного дизайна в творческом процессе, стало бы облицовка восточных и западных стен высокотехнологичного здания традиционным выдувным витражным стеклом. По техническим соображениям и соображениям безопасности первоначальная схема, которую Кларк считал своим магнум-опусом ,не могла быть выполнена.

1990-е годы

В 1991 году Управление британских аэропортов заказало у Кларка второй, меньший проект витража для аэропорта Станстед вместо его первоначального предложения c Норманом Фостером 1988 года. Художник спроектировал два карниза и 6-метровую витражную башню для зоны циркуляции в центре терминала, которая в своей композиции перекликалась с элементами структуры Фостера; к 1994 году башня была удалена, чтобы «позволить увеличить поток движения через пространство», а позже карнизы также были удалены.

В 1992 году Кларк впервые сотрудничал с архитектором в (управление округа ) в Марселе. Здание, которое в настоящее время считается крупным произведением архитектуры конца 20-го века и достопримечательностью Марселя, приобрело свою визуальную идентичность в процессе проектирования с окончательной версией предложения Кларка и Олсопа. За фирменную синеву здание получило прозвище «maison des Stroumphs » (Дом Смурфов).

Кларк отвечал за облицовку и окраску здания стеклом синего цвета Ива Кляйна , Задуманная как «кожа искусства» и полностью выполненную с помощью новой техники керамического остекления, разработанной Кларком, работа площадью 1200 м2 с фирменной каллиграфическая линия Кларка образует композицию в полосах керамической глазури по всему фасаду вдоль всей западной стороны.

Hôtel du département был награждён премией RIBA Worldwide Projects Award 1997 года, RIBA Civic & Community Architecture Award (1995); и Palmarés Award for Architecture.

В 1994 году Заха Хадид и Кларк разработали нереализованное совместное предложение для жилищного проекта , реконструкции набережной в Вене, которое включало в себя интегральную, взаимосвязанную мозаику и витражи. Кларк разработал новый тип выдувного стекла для схемы, которую он окрестил «Заха-Стекло»/«Zaha-Glas». Проект был завершен в 2006 году спустя десять лет и не включил произведение искусства, а разработанное Кларком «Заха-Стекло»/«Zaha-Glas» был впервые использовано в архитектурном плане Кларка для потолка штаб-квартиры Нью-Йорке, знакового архитектурного арт-проекта, который соединял 42-ю и 43-ю улицы на Манхэттене по всей длине участка с композицией из витражей и венецианского стекла.

После смерти друга Кларка, художника Фрэнсиса Бэкона , в 1992 году, в 1998 году Высший суд Англии разорвал все связи между бывшей галереей Бэкона Мальборо ( ), и его наследственным фондом (eng. ), и Высший суд назначил Кларка единоличным исполнителем завещания и управляющим наследственного фонда Фрэнсиса Бэкона от имени наследника Бэкона — Джона Эдвардса . Кларк перенес представление Фрэнсиса Бэкона в в Нью-Йорке, где была открыта крупная выставка из 17 ранее не показанных картин Бэкона, найденных из его студии . Было возбуждено судебное дело против галереи Мальборо , на основании того, что Галерея недоплатила Бэкону за его работу, оказывада чрезмерном влиянии на него и не учла до 33 его картин . В ходе судебного процесса у Мальборо были извлечены картины Бэкона, и « было передано огромное количество корреспонденции и документов, касающихся жизни художника» .В 1998 году Эдвардс и Кларк пожертвовали содержимое студии Бэкона галерее Хью Лейн в Дублине. Студия в оставалась в значительной степени нетронутой после смерти Бэкона в 1992 году, и было принято решение сохранить её для потомков. Команда археологов, искусствоведов, консерваторов и кураторов перевезла студию оптом в Дублин .

2000-е

В 2004 году Кларк сотрудничал с Норманом Фостером во Дворце мира и согласия , знаковом здании в Астане, Казахстан, построенном специально для проведения «Конгресса лидеров мировых и традиционных религий». Завершенная в 2006 году, прозрачная вершина пирамиды покрыта 900 кв м витражного стекла.

В 2010 был завершен проект в Соборе Линчёпинга , Швеция . В этом же году Кларку было поручено разработать витражи для новой Папской часовни , , для , первого государственного визита Папы Римского в Великобританию.

В 2018 году Брайан Кларк завершил работу над люксовым спа-отелем за городом Отель-спа Бивербрук ( ), Лезерхед, Суррей, Великобритания ; Проект Кларка сам по себе является произведением искусства с яркими и вдохновляющими цветочными витражами и световыми люками, а также керамической плиткой и мозаикой, и отражает силу и красоту окружающей отель природы — холмы и леса, которые вы можете видеть на протяжении многих миль .

В 2020 году было объявлено, что в Олдхэме будет построена новая под названием , чтобы обеспечить 1200 ученикам. Академия получила разрешение на планирование в апреле 2021 года .

В 2021 году Кларк завершил работу над витражами в стиле модерна в Бар Red Room, отель Connaught . Первая публичная инсталляция Кларка в Лондоне за шесть лет, они являются центральным элементом бара Коннота и первым архитектурным выражением серии Vespers , серия из более 500 акварельных картин, выставленных в галереях на площади Беркли лондонского аукционного дома Phillips в 2021 . Кларк провел локдауны пандемии Коронавируса рисуя сотни вдохновляющих акварелей .

Творчество

Будучи ярым сторонником интеграции искусства и архитектуры, и работая в манере мастеров эпохи Возрождения со многими материалами, Кларк создает работы живописи, скульптуры, керамики, мозаики, гобелена, ювелирных изделий и мебели, а также декораций для оперы, балета и стадионов. Работы Кларка находятся в частных и общественных коллекциях по всему миру, включая Тейт , музей Виктории и Альберта , Баварские государственные коллекции живописи в Музее Брандхорста , Мюнхен, Музей современного искусства Сезона, Токио , и , Нью-Йорк.

Практикуя в светских и священных пространствах, Кларк сотрудничал с Заха Хадид , Норманом Фостером , Арато Исодзаки , Оскаром Нимейером , Бэй Юйминем , Сесаром Пелли и Ренцо Пиано и другими ведущими архитектурами современности, создавая витражи и художественные инсталляции для сотен проектов по всему миру. Также работал с Дэвидом Бэйли , Хью Хадсоном , Ма́лкольмом Макла́реном , Полом Маккартни и Линдой Маккартни .

Его практика в архитектурных и автономных витражах, часто в монументальном масштабе, привела к последовательным инновациям и изобретениям в изготовлении среды, и благодаря производству бессвинцовых витражей и созданию работ, сделанных в основном или полностью из свинца, он радикально расширил границы того, что может делать и выражать.

Основные работы включают Дворец мира и согласия Норманом Фостером ), Казахстан; Квартал Виктории Лидс, самую большую витражную крышу в Европе ; ; Королевскую мечеть международного аэропорта короля Халида; дизайны двух постановок трибьюта Рудольфа Нуреева , Уэйна Иглинга "Руины времени" для Голландского национального балета; Мировое турне Пола Маккартни (1989-90) и New World Tour (1992-93); и постановку оперы .

Его практика в архитектурных и автономных витражах , часто в монументальном масштабе привела к последовательным инновациям и изобретениям в развитии материала, включая создание витражей без свинца и последующее внедрение «драматически улучшенного пуантилизма », а также создание скульптурных витражей, аналогичных коллажу.

Искусство в архитектуре

Витражи в местах религии

Новая синагога, Дармштадт
  • 1988 — , Дармштадт с архитектором
  • 1993—1994 — Новая синагога, Гейдельберг, Германия
  • 1994—1995 — , Швейцария
Собор Линчёпинга, Швеция Витражи работы художника Брайна Кларка

Выставки

2021 в галереях на площади Беркли лондонского аукционного дома Phillips

2021 «Искусство света» в Музее искусств и дизайна, Нью-Йорк, США

2018 , Университет Восточной Англии

2016 «Ночные орхидеи» в

Признание

Занимал пост приглашенного профессора в Университетском колледже Лондона ;

Интерьер Аббатства де ла Филле-Дьё, Швейцария — восстановленное святилище и современные витражи Брайана Кларка

Занимал пост председателя в Архитектурном фонде и работал в Комитете архитектуры ;

Почетный член Королевского института британских архитекторов ;

Член Королевского общества искусств ; доктор права ; доктор наук .

Член совета и попечитель Мемориального фонда Уинстона Черчилля;

Приглашенный профессор архитектурного искусства Школы архитектуры Бартлетта;

Единоличный исполнителем завещания и управляющий наследственного фонда Фрэнсиса Бэкона;

Попечителем и председателем Фонда Захи Хадид;

Создатель коллекции витражей Брайана Кларка, одной из крупнейших частных коллекций витражей:

Публикации

  • Architectural Stained Glass , Brian Clarke. Architectural Record Books, McGraw Hill, New York, 1979. ISBN 0-07-011264-9
  • WORK , Brian Clarke. Steidl Verlag, 2009. ISBN 978-3-86521-633-5
  • Christophe , Brian Clarke. Steidl Verlag, 2009 .
  • A Strong Sweet Smell of Incense: A Portrait of Robert Fraser , Brian Clarke, Harriet Vyner. Pace Gallery London, 2015. ISBN 978-1-909406-16-2

Примечания

  1. — 2003.
  2. . russian.cgtn.com . Дата обращения: 30 января 2023.
  3. Victoria and Albert Museum. (англ.) . Victoria and Albert Museum: Explore the Collections . Дата обращения: 17 сентября 2022.
  4. (амер. англ.) . The New York Times (26 января 1995). Дата обращения: 23 апреля 2023. 5 апреля 2022 года. Moonan, Wendy (1995-01-26). . The New York Times . из оригинала 5 апреля 2022 . Дата обращения: 25 октября 2019 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  5. Holledge, Richard . Financial Times (10 августа 2018). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  6. Louie, Elaine (2013-01-16). . The New York Times .
  7. David Johnson. (англ.) . the Guardian (3 октября 2009). Дата обращения: 7 сентября 2022. 5 февраля 2022 года.
  8. (англ.) // Wikipedia. — 2022-06-13.
  9. // Architectural Science Review. — 1978-12. — Т. 21 , вып. 4 . — С. 111–116 . — ISSN . — doi : .
  10. Paul Gorman. . — London, 2020. — xxiii, 855 pages с. — ISBN 978-1-4721-2109-7 , 1-4721-2109-0, 978-1-4721-2108-0, 1-4721-2108-2. 2 мая 2022 года.
  11. Victoria and Albert Museum. (англ.) . Victoria and Albert Museum: Explore the Collections . Дата обращения: 12 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  12. Martin Harrison. . — London: Quartet Books, 1981. — 206 pages с. — ISBN 0-7043-2281-1 , 978-0-7043-2281-3.
  13. Tate Gallery. . — London: The Gallery, 1986. — 456 pages с. — ISBN 0-946590-49-4 , 978-0-946590-49-0.
  14. . — Hyphen Press, 2015. — С. 134–137. — 358 с. — ISBN 978-0907259503 . 27 мая 2023 года.
  15. / Christian Schittich. — 2003-12-31. — doi : .
  16. . — US Geological Survey, 1956.
  17. . www.brianclarke.co.uk . Дата обращения: 15 сентября 2022. 15 сентября 2022 года.
  18. Ken Powell. . — [London]: Fourth Estate, 1992. — 112 pages с. — ISBN 1-872180-99-X , 978-1-872180-99-1.
  19. (англ.) . The Independent (19 июля 1994). Дата обращения: 15 сентября 2022. 15 сентября 2022 года.
  20. (амер. англ.) . aLL Design . Дата обращения: 15 сентября 2022. 24 июля 2022 года.
  21. . ICPSR Data Holdings (16 июня 1999). Дата обращения: 15 сентября 2022. 7 июня 2020 года.
  22. . www.francis-bacon.com . Дата обращения: 15 сентября 2022. 15 сентября 2022 года.
  23. . The Art Newspaper - International art news and events (31 марта 1999). Дата обращения: 15 сентября 2022. 15 сентября 2022 года.
  24. // Object. — 2019-02-06. — ISSN . — doi : .
  25. Abigail Bernal. // Queensland Review. — 2015-12. — Т. 22 , вып. 2 . — С. 204–205 . — ISSN . — doi : .
  26. . www.francis-bacon.com . Дата обращения: 15 сентября 2022. 21 ноября 2019 года.
  27. Омарова Жанна Нурхалыковна, Мухтарова Гайни Сейсеновна, Дадырова Асель Алибековна. . — 2020. — doi : .
  28. . www.brianclarke.co.uk . Дата обращения: 17 сентября 2022.
  29. Toby Keel. (англ.) . Country Life (5 апреля 2019). Дата обращения: 23 апреля 2023.
  30. Bridget March. (брит. англ.) . Harper's BAZAAR (24 февраля 2020). Дата обращения: 17 сентября 2022.
  31. Duncan, Fiona (2019-01-08). . The Telegraph . Дата обращения: 17 сентября 2022 .
  32. (англ.) . The Oldham Times . Дата обращения: 15 сентября 2022.
  33. (англ.) . The Connaught . Дата обращения: 17 сентября 2022.
  34. (англ.) . the Guardian (5 августа 2021). Дата обращения: 17 сентября 2022.
  35. (англ.) . Phillips . Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  36. . www.brianclarke.co.uk . Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  37. . www.brianclarke.co.uk . Дата обращения: 17 сентября 2022.
  38. (англ.) . Riyadh 2030 . Дата обращения: 17 сентября 2022.
  39. Cranshaw, Rachel . The Telegraph (27 апреля 2021). Дата обращения: 17 сентября 2022.
  40. . www.brianclarke.co.uk . Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
  41. (англ.) . W Magazine . Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
  42. (англ.) . www.brianclarke.co.uk . Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  43. Street Journal, Dagmar Aalund and David WesselStaff Reporters of The Wall (англ.) . Wall Street Journal (16 июня 2000). Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  44. (фр.) . Abbaye de la Fille-Dieu . Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  45. Laurence Devillairs. // Les philosophes et la question de Dieu. — Presses Universitaires de France, 2006. — С. 105 .
  46. (англ.) . russia.klm.com . Дата обращения: 17 ноября 2022.
  47. (англ.) . The Independent (29 сентября 2010). Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
  48. admin. (англ.) . The Papal Visit (12 мая 2010). Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
  49. (англ.) . IMMANUEL CHURCH-ON-THE-HILL . Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
  50. (англ.) (13 октября 2020). Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
  51. Филипс аукционный дом, Katie Carder, Head of Press, Europe (2021-07-26). (PDF) . (PDF) из оригинала 20 января 2022 . Дата обращения: 17 сентября 2022 . {{ cite news }} : Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка )
  52. (англ.) . madmuseum.org . Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  53. (амер. англ.) . Times Square Chronicles (10 января 2021). Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  54. . Financial Times . 2018-08-10. из оригинала 25 сентября 2022 . Дата обращения: 17 сентября 2022 .
  55. dandelion & burdock www.dandelion-burdock.com. (англ.) . thisistomorrow . Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  56. (брит. англ.) . Artlyst . Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  57. (англ.) . www.pacegallery.com . Дата обращения: 11 октября 2022. 11 октября 2022 года.
  58. . The Bartlett School of Architecture . University College London (14 ноября 2016). Дата обращения: 22 октября 2019. 4 августа 2020 года.
  59. System Administrator. (англ.) . Design Week (19 февраля 2007). Дата обращения: 15 сентября 2022. 7 сентября 2022 года.
  60. "Brian Clarke appointed new Chairman of the Architecture Foundation" (Press release). London: The Architecture Foundation. BLAH PR. 2007–02. {{ cite press release }} : Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) ( ссылка )
  61. Curtis, Prather . VTS . Virginia Theological Seminary. Дата обращения: 27 декабря 2019.
  62. Brian Clarke. . — Göttingen: Steidl, 2009. — 156 с. — ISBN 9783865217721 . Brian Clarke. . — Steidl, 2009. — ISBN 9783865217721 .
Источник —

Same as Кларк, Брайан