Лич, Фейт
- 1 year ago
- 0
- 0
Бернард Лич ( англ. Bernard Leach , полное имя Bernard Howell Leach ; 1887 — 1979 ) — британский художник и педагог , занимавшийся гончарным делом . Считается «отцом британской школы гончарного дела» .
Родился 5 января 1887 года в Гонконге. Его мать Элеонора (урожденная Шарп) умерла при родах. Первые свои годы жизни мальчик провел в Японии в Киото у родителей матери. Создав новую семью, в 1890 году отец забрал сына обратно в Гонконг .
В 10-летнем возрасте Бернарда отправили в Англию к родственникам для обучения. Он посещал школу Slade School of Fine Art Университетского колледжа Лондона , где изучал гравюру у Фрэнка Брэнгвина . После смерти отца он был вынужден оставить обучение, дав тяжелобольному отцу обещание строить карьеру в Банке Гонконга и Шанхая (ныне HSBC ). В возрасте восемнадцати лет Бернард поехал в Манчестер , чтобы обучаться банковскому делу, и спустя год его приняли на должность младшего служащего HSBC в Лондоне . Однако, быстро разочаровавшись в обретённой профессии, он продолжил заниматься рисованием. В 21 год Лич поступил в Лондонскую школу искусств ( London School of Art ) в Кенсингтоне.
Читая книги Лафкадио Херна , он заинтересовался Японией, и в 1909 году поехал туда со своей молодой женой Мюриэль (урожденная Хойл). Здесь Бернард занимался живописью, практиковал технику травления, создавал изделия из дерева и выполнял дизайн обложек для журналов . Некоторое время преподавал офорт — его учениками были и Кодзима Кикуо, а позже — .
В Токио Лич выступал с докладами и присутствовал на встречах с Санэацу Мусянокодзи , Наоя Сига , и другими членами группы « Сиракаба », которые пытались познакомить Японию с западным искусством после 250 лет её изоляции. Около 1911 года он посетил гончарную мастерскую, изготавливавшую керамику раку , что стало первым знакомством Лича с керамикой. Благодаря лекциям , он начал учиться у Урано Сигэкити ( Urano Shigekichi , 1851—1923) . В качестве переводчика технических терминов ему помогал гончар , с которым он познакомился ранее. С этого времени Лич также начал писал статьи для группы « Сиракаба », разрабатывал обложки для их изданий, в частности для журнала «Fyūzan» .
Лич переехал в 1915 году в Пекин по приглашению прусского философа и искусствоведа доктора Альфреда Вестарпа ( Alfred Westarp ) , который в то время там жил. Через некоторое время он снова вернулся в Японию, где встретился с керамистом . Лич получил от Кэндзана печь для обжига и обустроил её в саду Yanagi garden у Янаги Соэцу (также известен как Янаги Мунэёси), дав ей собственное имя Tōmon-gama . Утвердившись как гончар, Лич решил перебраться в Англию. В 1920 году, перед отъездом, он провел выставки в Осаке и Токио .
Летом 1920 года вместе с Сёдзи Хамадой Бернард Лич отправился в Англию, где они открыли совместную керамическую мастерскую в Сент-Айвсе (графство Корнуолл ) . В Англию его пригласила Фрэнсис Хорн ( Frances Horne ) , которая основала Гильдию ремесленников ( Handcraft Guild ) в арт-колонии Сент-Айвса. Она и предложила Бернарду стать гончаром в этой группе. Бернард, его жена и Сёдзи Хамада построили традиционную японскую печь для обжига , первую в Западной Европе. Печь была реконструирована в 1923 году гончаром Мацубаяси Цуруносукэ ( Matsubayashi Tsurunosuke ). В этом же году Сёдзи Хамада вернулся в Японию , чтобы продолжить там собственную карьеру, став впоследствии Живым национальным достоянием .
В 1934 году Лич вместе с Марком Тоби путешествовал по Франции и Италии, затем они отправились из Неаполя в Гонконг и Шанхай, где они расстались, и Лич направился в Японию. В 1940 году Лич формально присоединился к учению Бахаи , совершив паломничество к его святыням в Хайфе, Израиль. Приверженность Бахаи усилило его желание сделать что-то для объединения Востока и Запада — «To try more honestly to do my work there as a Bahá'í and as an artist…» . Свои произведения он продвигал как сочетание западного и восточного искусства и философии. Его работа была сосредоточена на традиционной корейской, японской и китайской керамике в сочетании с традиционными техниками из Англии и Германии. Он видел керамику как комбинацию искусства, философии, дизайна и ремесла. Свои философские взгляды на жизнь и искусство Бернард Лич отразил в литературном произведении «Книга гончара» ( «A Potter’s Book» ), вышедшем в свет в 1940 году.
Многие гончары со всего мира проходили обучение в гончарной мастерской Лича в Сент-Айвсе, распространяя стиль и философию художника. Среди его британских стажёров и коллег были: , , , (на которой Лич женился в 1956 году), его сыновья Дэвид и Майкл Лич, а также (стал главным ремесленником в Гильдии ремесел Chalice Well Crafts Guild в Гластонбери ). Среди его американских учеников: , , Клэри Иллиан и Джефф Эстрих . Бернард Лич оказал большое влияние на ведущего новозеландского гончара , другим учеником был индийский гончар , который разработал так называемую «глазурь Нирмала» на основе китайской техники XI века , а также кипрский гончар Валентинос Хараламбус и многие канадские ученики, участники гончарного дела западного побережья Канады в 1970-х годах .
Бернард Лич сыграл важную роль в организации единственной Международной конференции гончаров и ткачей в июле 1952 года в , где работал и преподавал. Он проводил свои выставки начиная с 1914 года. В 1977 году работы Лича и его учеников удостоены экспозиции крупнейшего в мире музея декоративно-прикладного искусства — Музея Виктории и Альберта в Лондоне . Художник продолжал работать до 1972 года, не прекращая путешествовать по всему миру. Гончарная мастерская в Сент-Айвсе до пор остается открытой, в её музее выставлены многочисленные работы Лича и его учеников.
В 1961 году Бернард Лич был удостоен ордена Британской империи степени командора , в 1966 году — японского ордена Священного сокровища 2-го класса , в 1973 году — ордена Кавалеров Почёта , в 1974 году получил Культурную премию Японского фонда .
Умер 6 мая 1979 года в городке Сент-Айвс. Был похоронен на местном кладбище Barnoon Cemetery .