Джустиниани, Джованни Антонио
- 1 year ago
- 0
- 0
Джова́нни Анто́нио Пеллегри́ни ( итал. Giovanni Antonio Pellegrini ; 29 апреля 1675 , Венеция , Венецианская республика — 2 ноября 1741 , там же) — итальянский живописец , один из крупнейших мастеров венецианского рококо первой половины XVIII века. Помимо работы в Венеции, выполнял декоративные росписи, картины в историческом и портретном жанрах в Англии, Германии, Фландрии, Голландии, Франции, Австрии. Коллекционер живописи и педагог. Одним из его учеников был Антонио Визентини .
Пеллегрини родился в Венеции . Его отец, которого также звали Антонио, был сапожником из Падуи . Пеллегрини был учеником миланского художника . В 1690 году он со своим учителем совершил путешествие в Моравию и Вену . Вернулся в Венецию в 1696 году. Первые из сохранившихся работ художника написаны после 1796 года. С 1699 по 1701 год художник проживал в Риме . С 1704 года он был женат на Анжеле Каррьера, сестре талантливой художницы Розальбы Каррьера .
В 1709 году Пеллегрини украсил росписями купол в церкви Сан-Рокко в Венеции. «Одаренный типичным космополитизмом венецианца восемнадцатого века, он провел свою очень активную жизнь, как и большинство его крупных соотечественников-художников, переходя из одной страны в другую в Европе, и всюду он оставил следы своего искусства, которые, конечно, не были лишены влияние на более поздний путь живописи мест, которые он посетил, особенно Англии» Giuseppe Fiocco — Enciclopedia Italiana (1935)
Пеллегрини неутомимо путешествовал по всей Европе, выполняя многие художественные заказы, что придало его творчеству европейскую известность. В 1708 году Пеллегрини, по приглашению герцога Манчестера , прибыл в Англию, где проработал до 1713 года. Он написал фрески в нескольких английских загородных домах, в том числе в замке Кимболтон графа Манчестера, в замке Говард (где его работы были в основном разрушены в 1940 году), и в Нарфорд-холле, Норфолк, для сэра Эндрю Фонтейна. Историк искусства , описывая картины Пеллегрини на лестнице в Кимболтоне, отмечал: несмотря на то, что они написаны маслом прямо на стене, «они обладают всей спонтанностью и лёгкостью фрески» . В Лондоне он работал над фресками , которые получили положительный отзыв от мемуариста Джорджа Вертью . В 1711 году Пеллегрини стал директором Академии сэра Годфри Кнеллера в Лондоне. Он представил конкурсный проект для росписи купола нового Собора Святого Павла , и, как говорят, был любимым художником его архитектора, Кристофера Рена . Тем не менее, Пеллегрини проиграл конкурс сэру Джеймсу Торнхиллу .
Уехав из Англии, Пеллегрини затем путешествовал по Германии и Голландии, собирая картины местных мастеров, и выполняя заказы во многих европейских городах. В конце июля 1713 года художник был в Дюссельдорфе , где написал серию аллегорических картин из жизни курфюрста Иоганна Вильгельма ; в 1716 году ему был заказан запрестольный образ для церкви Святого Климента в Ганновере ; с 1716 до конца 1717 года он работал в Антверпене . В Гааге Джованни Пеллегрини украсил «Золотую комнату» во дворце Маурицхёйс (1718). Выполнил ряд заказов в Праге , Дрездене , Вене и во многих других городах.
В 1719 году Пеллегрини вернулся в Англию, но во время своего второго визита был менее успешен, главным образом из-за конкуренции со стороны других венецианских художников, в том числе Себастьяно Риччи . Около 1720 года по заказу Джона Ло расписал потолок помещения банка в Париже (работа не сохранилась). В середине 1730-х годов Пеллегрини написал плафон дворца курфюрста в Мангейме . После этого художник вернулся на родину, но в 1720 году снова уехал в Париж; в 1721 году опять был в Венеции, затем, в 1722 году, снова в Париже. В 1724 году он находился в Вюрцбурге , откуда собирался отправиться в Прагу ; в 1725 году работал в ; в ноябре того же года уехал в Вену ; наконец, между 1730 и 1737 годами он делил своё трудолюбие между Падуей, Вероной и Вюрцбургом. Заканчивал работу и жизнь в родной Венеции, в приходе Сан-Витале. Скончался в Венеции в 1741 году .
Множество произведений этого неутомимого живописца, благодаря быстрой и лёгкой кисти повсюду оставившего свои образцы местным художникам, находятся за границей Италии: основные в Антверпене (Brouwer-Huis), в Бенсберге (Castello), в замке Говард (Castle Howard), в Вене (церковь Сан-Карло Борромео).
Индивидуальный стиль Джованни Антонио Пеллегрини объединил эстетику позднего итальянского Возрождения в лице Паоло Веронезе с барочной эстетикой Пьетро да Кортона и Луки Джордано . На творчество Пеллегрини оказали влияние Себастьяно Риччи и Пьетро Либери . «Сверкающая живопись, растворяющаяся в тонах, лёгкая, живая, почти искрящаяся, часто достигает замечательных качеств хроматической утончённости и, благодаря быстрому и краткому штриху, безусловно, оказала влияние не только на Розальбу Карьеру (невестку Пеллегрини), но и на английский, австрийский и французский восемнадцатый век» .
В результате многих путешествий, Пеллегрини удалось собрать большую коллекцию произведений живописи. В его собрании имелись картины Питера Пауля Рубенса и Франса Поста , картина Яна Вермеера Делфтского « Урок музыки », которую он позднее продал английскому консулу в Венеции и знаменитому меценату Джозефу Смиту , чья коллекция, в свою очередь, вместе с собранием Пеллегрини, была приобретена английским королём Георгом III и до настоящего времени находится в собственности британской короны .