Музей А. Н. Радищева
- 1 year ago
- 0
- 0
Награды |
---|
музей в Саратове , один из наиболее значительных художественных музеев в провинции России .
Сара́товский худо́жественный музе́й и́мени А. Н. Ради́щева —Музей был открыт в 1885 году и был первым общедоступным художественным музеем в Российской империи. Основой экспозиции стало собрание живописца Алексея Петровича Боголюбова , внука писателя-просветителя Александра Николаевича Радищева . Создание музея для А. П. Боголюбова стало делом всей жизни, потребовавшим немало сил и средств .
В музее работает библиотека, которая располагает богатой коллекцией старинных и современных изданий, рукописей, начало которой было положено А. П. Боголюбовым.
В Большом зале музея проводятся музыкальные концерты, литературно-художественные вечера. В музейном лектории читаются лекции, посвященные истории мирового изобразительного искусства, различным стилям и направлениям в живописи, скульптуре и архитектуре, культуре восприятия художественных произведений.
В 1877 году жителям Саратова стало известно, что профессор живописи Алексей Петрович Боголюбов (1824—1896), проживающий в Париже , желает передать в дар городу принадлежащую ему коллекцию произведений искусства и основать в городе музей, назвав его в память своего деда А. Н. Радищева. Музей предполагалось открыть с правом свободного входа в него для всех желающих.
Однако от города требовалось предоставить « постоянное, неизменное, прочное и приличное » помещение под музей. Городские власти не были готовы раскошелиться на постройку здания и поэтому даже ответ А. П. Боголюбов получил лишь через год. Но и после этого дело основания музея долгие годы не двигалось с мёртвой точки. Лишь в мае 1883 года в Саратове, на Театральной площади , было заложено новое здание . Помощь в организации музея оказал обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев . Будущий император Александр III собственноручно утверждал проект здания и подарил много полотен из своей коллекции .
Автором проекта был архитектор из Петербурга И. В. Штром . Работами по строительству руководил архитектор А. М. Салько . Сравнительно быстро в центре города было возведено двухэтажное каменное здание, ещё около года продолжилась его отделка и обустройство внутренних помещений .
В начале 1885 года начали прибывать первые экспонаты будущего музея. 29 июня 1885 года (по старому стилю) состоялось торжественное открытие музея.
За первый год после открытия музей посетили 62 тысячи посетителей .
Коллекция музея пополнилась рядом экспонатов переданных из Петербургской академии художеств , Эрмитажа .
К числу ценнейших работ, переданных из Государственного Эрмитажа можно отнести большое полотно «Триумф Вакха» работы Джорджо Вазари , и картину «Иоанн Креститель» кисти фламандца Теодора Ромбоутса, поступившие в музей, в 1885 году, по ходатайству А. П. Боголюбова.
В первые годы Советской власти коллекция музея была пополнена из Государственного музейного фонда .
В 1917 г. фонды его хранили 6738 предметов искусства: собрание русской и западноевропейской живописи и скульптуры, коллекции мебели и прикладного искусства. Библиотека музея насчитывала около 4000 томов. Открывая историко-филологический факультет в местном университете, Временное правительство рассчитывало на помощь музея в обеспечении факультета научно-вспомогательными средствами. Однако, несмотря на богатство фонда, «музей, — писали в 1918 г. „Художественные известия“, — не имел определённой физиономии, а являлся хранилищем всех тех ценных и неценных вещей, которые к нему поступали. Примером такой разнородности и полной бессистемности могут служить коллекции фотографий бывших саратовских губернаторов, вице-губернаторов, городских деятелей, коллекции хрустальных изделий, скульптуры фабричной работы и т. д. Музей имел характер сундука старой бабушки, где наряду с брюссельскими кружевами и опалами лежат валенки — память горячо любимой няни». В первые годы Советской власти фонды музея пополнились предметами искусства из Комитета по охране художественных сокровищ при Совете Всероссийских кооперативных съездов, Отдела ИЗО НКП РСФСР, Саратовского губернского Пролеткульта, Саратовского историко-археологического общества.
До 1923 г. музеем руководил Алексей Дмитриевич Скалдин (1889—1943), а затем его сменил Вадим Аполлонович Бутенко (1877—1931). При нём поступили картины из Государственной Третьяковской галереи (1926), из усадьбы Отрадино (1927), Русского музея (1928), Ленинградского музейного фонда (1928). В 1927—1928 гг. значительно пополнилась коллекция декоративно-прикладного искусства. К концу 1920- х гг. Радищевский музей превратился в одно из крупнейших в стране собраний русского и западноевропейского искусства.
Работой по учёту экспонатов музея, ведением инвентарных книг ведала Клавдия Ивановна Рудольфи (выпускница училища Штиглица, курсов Петербургского археологического института), интересовавшаяся русской живописью. В 1924 г. в Радищевский музей пришла ученица знаменитого египтолога Ф. В. Баллода Кира Николаевна Папа-Афанасопуло, известная своей работой «Золотоордынская керамика. Опыт систематизации и описания золотоордынской посуды» и научно-исследовательской деятельностью в университете. К. Н. Папа-Афанасопуло занималась сбором материала о произведениях старых западноевропейских мастеров, историей фарфора, памятниками дворянско-крепостной культуры (К. И. Рудольфи и К. Н. Папа-Афонасопуло были уволены весной 1931 г. «за несоответствие идеологическим задачам музея»). А в 1925 г. на должность гида-проводника музей принял ещё одну ученицу Ф. В. Баллода Наталью Ивановну Оболенскую.
В 1926 г. научные сотрудники музея приняли участие в работе областной музейной конференции. С докладом «Рост и развитие Радищевского музея» выступила К. И. Рудольфи. В. А. Бутенко ближе был вопрос организации музейного дела. Свои мысли по этому поводу он выразил в специальной статье «Задачи строительства провинциальных художественных музеев», представив её в качестве доклада на конференции. Эта работа историка не была опубликована. И рукопись её сегодня считается утраченной. В 1928 г. В. А. Бутенко покинул Саратов и перебрался в Ленинград, где был арестован в 1930 г. по так называемому «Академическому делу», осужден и отправлен на строительство Беломоро-Балтийского канала, где он вскоре и умер .
В 1980 году принадлежащие музею произведения русских художников второй половины XIX века экспонировались на выставке в городе Дуйсбург в рамках выставки «Русские художники-передвижники» .
С 1998 года музей входит в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации .
Радищевский музей обладает третьей по значимости коллекцией западно-европейской живописи XIX века, после Государственного Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Большая часть этой коллекции поступила в музей от его основателя А. П. Боголюбова. Гордостью собрания являются работы Камиля Коро , Шарля Франсуа Добиньи, Адольфа Тома Жозефа Монтичелли и других видных художников того времени.
В музейной экспозиции работы В. Л. Боровиковского , К. П. Брюллова , В. Г. Перова , И. Е. Репина , В. И. Сурикова , А. Н. Бенуа , В. Э. Борисова-Мусатова , А. В. Лентулова , И. К. Айвазовского , П. П. Кончаловского , М. С. Сарьяна , П. В. Кузнецова , Э. М. Фальконе , Ф. С. Рокотова , Д. Г. Левицкого , Ф. М. Матвеева , Сильвестра Щедрина , О. А. Кипренского , Г. И. Семирадского , А. А. Иванова , Н. Е. Сверчкова , А. П. Боголюбова , И. И. Шишкина , К. С. Петрова-Водкина , К. С. Малевича , А. А. Экстер , Р. Р. Фалька , М. Н. Аржанова , Н. М. Гущина , А. К. Беггрова , Сергея и Алексея Ткачёвых (авторское повторение картины « Детвора ») , В. О. Фомичёва , Л. И. Петрушина и многих других художников и скульпторов, оставивших свой след в мировой истории искусств.
Музей располагается по адресам:
В апреле 2012 года в музее состоялась встреча Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с руководителями крупнейших российских музеев, на которой поднимались вопросы увеличения финансирования музеев, строительства и реконструкции фондохранилищ, расширения внебюджетной деятельности музеев, пересмотра налоговых льгот, ввоза в Россию произведений искусства. После встречи В. В. Путин осмотрел хранилища графики и живописи, ознакомился с отдельными работами и коллекцией икон .