Interested Article - Ясукуни
- 2020-10-04
- 1
Ясукуни ( яп. 靖國神社 Ясукуни-дзиндзя ) — синтоистское святилище (« храм мира в стране»), расположенное в Токио . Выполняет функции центра религиозных церемоний религии синто . Особое положение Ясукуни определяется тем, что, в отличие от большинства храмов синто, там поклоняются не ками , а душам воинов, погибших за Японию и императора. Верховное божество храма — Император Японии .
В числе наиболее известных паломников — бывшие премьер-министры Японии Дзюнъитиро Коидзуми и Синдзо Абэ . В связи с тем, что среди почитаемых в святилище имеется несколько японских военачальников, признанных международным трибуналом военными преступниками, святилище многократно оказывалось в центре внимания международной прессы, а посещение его японскими политическими лидерами неизменно становится поводом для международных скандалов и официальных протестов, главным образом со стороны Китая и Южной Кореи .
История храма
Построен в 1869 году и, в отличие от других святилищ, находился в ведении военного руководства страны. На праздниках роль главных распорядителей принадлежала генералам и адмиралам. Именно в Ясукуни находились списки погибших в войнах. В этом святилище также хранились зеркало и меч — атрибуты императорской власти. В 1874 году император Мэйдзи посетил Ясукуни, что было беспрецедентным поступком, поскольку там поклонялись не богам, а душам погибших воинов. Таким образом, солдаты, отдавшие жизнь за императора, были приравнены к богам .
15 августа 1975 года впервые после капитуляции Японии в сентябре 1945 года храм посетил японский премьер-министр ( Такэо Мики ), 21 ноября 1975 года храм впервые посетил японский император ( Хирохито ).
С 2001 года ежегодные демонстративные посещения храма Ясукуни премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми вызывали активное недовольство Китая и Кореи, каждый раз высказывавшим по данному поводу официальные протесты. В официальном заявлении Пекина, в частности, говорилось, что подобное паломничество « равносильно отданию почестей нацистам, повешенным по приговору Нюрнбергского трибунала ». Игнорирование протестов создало напряжённость в отношениях стран и привело к отмене двухсторонних переговоров Японии с Китаем и Южной Кореей . Из заявления официального представителя МИД КНР Кун Цюаня в 2005 году :
« Мы уже многократно заявляли, что в храме Ясукуни установлены таблички с именами военных преступников „класса А“ во Второй мировой войне, чьи руки обагрены кровью народов Китая и других азиатских стран. Что означает паломничество в такое место?.. Мы неоднократно выражали решительный протест против посещения храма Ясукуни японскими руководителями ».
В 2007 году в корейских СМИ разгорелась полемика по вопросу внесения имени корейского принца Ву (1912 - 1945) в списки храма Ясукуни. Официальная позиция Японии обусловлена тем, что «он был японцем в момент смерти» после атомного взрыва в Хиросиме , находясь на службе японской императорской армии .
Сменивший Коидзуми на посту премьер-министра Синдзо Абэ ранее отказывался от посещения Ясукуни, чтобы не провоцировать возможные международные скандалы. Однажды, он прислал храму символический дар — бонсай . Таким образом ему удалось избежать международных осложнений, одновременно показав, что он чтит память погибших в войнах японцев . Однако 26 декабря 2013 года премьер Абэ изменил этой традиции и посетил храм, чем вызвал критику со стороны Китая, Южной Кореи, США и России .
20 апреля 2014 года, храм посетил другой высокопоставленный японский чиновник — председатель национальной Комиссии по вопросам общественной безопасности, государственный министр по вопросу похищения японских граждан Кэйдзи Фуруя, а ещё через два дня, 22 апреля 2014, в храм прибыло сразу 146 депутатов из обеих палат парламента Японии.
В сентябре 2015 года (в 70-ю годовщину капитуляции Японии во Второй мировой войне) храм посетила группа из около 70 депутатов японского парламента (но премьер-министр Японии Синдзо Абэ из дипломатических соображений отказался от личного присутствия, направив ритуальное подношение) .
После этого, 23 ноября 2015 года самодельная бомба была взорвана у южных ворот храмового комплекса . Пострадавших не было. 9 декабря 2015 при попытке повторить взрыв японской полицией был задержан бомбист, им оказался 27-летний гражданин Южной Кореи. У него изъяли взрывчатку и таймер для изготовления второй бомбы и он признался в намерении взорвать храм Ясукуни .
Божества
Согласно синтоистской традиции, японские граждане, погибшие в каких-либо войнах, в которых участвовала Япония, являются объектом поклонения. Следующий список приводит суммарное количество причисленных к лику святых, отдельно по каждой войне:
- Война Босин (гражданская, 1867—68): 7751
- Война Сэйнан (гражданская, 1877): 6971
- Тайваньский поход (Месть за 54 погибших рыбака, убитых тайваньскими аборигенами после крушения корабля, 1874): 1130
- Японо-китайская война (1894—1895) : 13 619
- Ихэтуаньское восстание (в числе восьми держав, участвовавших в подавлении мятежа , 1901): 1256
- Русско-японская война (1904—05): 88 429
- Первая мировая война (1914—18): 4850
- Цзинаньский инцидент (1928): 185
- Маньчжурский инцидент (завершившийся оккупацией Маньчжурии , 1931): 17 176
- Японо-китайская война (1937—1945) : 191 243
- Вторая мировая война : 2 133 885
Ясукуни и политика
В числе святых, которым проводится поклонение в рамках синтоистских религиозных церемоний в храме Ясукуни — приговорённые к казни через повешение за совершённые военные преступления Хидэки Тодзио (Тодзё), Сэйсиро Итагаки , Хэйтаро Кимура , Кэндзи Доихара , Иванэ Мацуи , Акира Муто , Коки Хирота и другие. В Ясукуни также имеется памятник Радхабиноду Палу — индийскому судье, который на Токийском процессе единственным из судей высказался за полное оправдание обвиняемых.
Вследствие этого в Китае , подвергшемуся японской оккупации в первой половине XX века и обеих Кореях, бывших японской колонией, храм считается символом японского милитаризма , а почитание его официальными лицами Японии расценивается как рецидив милитаризма и оскорбление памяти жертв японской агрессии .
Примечания
- История Японии. — М. : Институт востоковедения РАН , 1998. — Т. 2. 1868—1998. — С. 38—39.
- . 2007-03-27. из оригинала 12 марта 2016 . Дата обращения: 22 апреля 2018 .
- . www.fmprc.gov.cn. Дата обращения: 22 апреля 2018. 28 апреля 2018 года.
- . www.kbs.co.kr. Дата обращения: 21 апреля 2018.
- . h21.hani.co.kr. Дата обращения: 22 апреля 2018.
- . Лента.ру . 2007-05-08. из оригинала 14 ноября 2016 . Дата обращения: 22 апреля 2018 .
- . The New York Times . 2013-12-26. из оригинала 26 декабря 2013 . Дата обращения: 26 декабря 2013 .
- . РИА Новости (26 декабря 2013). Дата обращения: 26 декабря 2013. 27 декабря 2013 года.
- Кирилл Агафонов (2015-08-15). . ТАСС . из оригинала 23 апреля 2018 . Дата обращения: 22 апреля 2018 .
- Кирилл Агафонов (2015-08-15). . ТАСС . из оригинала 16 августа 2015 . Дата обращения: 15 августа 2015 .
- . versia.ru . из оригинала 22 апреля 2018 . Дата обращения: 22 апреля 2018 .
- от 14 декабря 2022 на Wayback Machine // РИА "Новости" от 11 декабря 2015
- . РиаНовости . 2018-04-22. из оригинала 22 апреля 2018 . Дата обращения: 22 апреля 2018 .
Литература
- Sturgeon W. D. Japan's Yasukuni Shrine: Place of Peace or Place of Conflict? Regional Politics of History and Memory in East Asia. — 2006. — ISBN 978-1-58112-334-0 .
- Takenaka A. Yasukuni Shrine: History, Memory, and Japan's Unending Postwar. — University of Hawaii Press, 2015. — 296 p. — ISBN 978-0-8248-4678-7 .
Ссылки
- (яп.)
- ЯСУКУНИ // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М. : Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3 .
- , статья Макса Бута (англ.)
- (англ.)
- от 3 мая 2012 на Wayback Machine (англ.)
- 2020-10-04
- 1