Interested Article - Ханская школа


- 2021-02-15
- 1

Ханская школа ( княжеская школа ) — образовательное учреждение в Японии периода Эдо , обучавшее самураев этикету, классическим конфуцианским наукам, каллиграфии , риторике , владению мечом и другим оружием, в некоторых также преподавали медицину и западные науки . Школы в разных ханах ( княжествах ) учили разным предметам и имели разные требования к абитуриентам . За период Эдо ханские школы прошли путь от простых однокомнатных школ до крупных образовательных учреждений со множеством корпусов. Общее число школ варьировалось от нескольких десятков в начале XVII века и до более чем 250 в конце XX столетия.
Общие сведения

Ханские школы именовали хангаку ( яп. 藩学 ) , хангакко ( яп. 藩学校 хангакко: ) или ханко ( яп. 藩黌/藩校 ханко: ) , но, так как официальной регуляции этих учреждений не было, конкретная терминология не устоялась . Школы открывали отдельные даймё (управлявшие ханами), чтобы дать образование мужчинам самурайского класса и сделать их благонравными управленцами; изначально туда поступали взрослые, но возраст учащихся постепенно снижался . В школах преподавали конфуцианские военные науки .
Некоторые самураи высшего ранга были обязаны получать образование, однако большинство поступающих в ханские школы делали это добровольно . Женщин не принимали в ханко, их учили дома . Некоторые ханские школы принимали богатых простолюдинов, особенно к концу периода Эдо, первой их стала принимать ханко княжества Оно , основанная в 1857 году, хотя даже в таких школах самураи учились отдельно .
Учебная программа


Задачей ханских школ было воспитание будущего госслужащего: дисциплина и знание этикета считались настолько же важными, насколько интеллектуальное совершенствование . Несмотря на это, в большинстве княжеств посещение школ было необязательным, а в остальных студентам старше определённого возраста обычно позволяли не посещать занятия: в Мито посещение было необязательным для лиц старше 40 лет .
Все студенты учили конфуцианские науки, но в течение периода Эдо в программу добавляли всё больше и больше предметов на выбор . Конкретная организация ханских школ разнилась: например, в Мацумото только самураи низкого ранга, которые должны были стать простыми клерками, могли учить математику . К концу периода Эдо в около трети школ можно было изучать кокугаку , а в четверти — рангаку (западные науки, в основном медицину, военное и морское дело) .
С утра студенты читали китайские книги, а днём занимались японской военной подготовкой, которую считали хорошим противовесом иностранным академическим знаниям . Учащиеся обычно начинали изучать будо в 15 лет ( по японскому счёту ; 13 лет), после церемонии гэмпуку . Среди боевых искусств, которым учили в ханских школах, были кэндзюцу (владение мечом), кэндо (фехтование), содзюцу ( копьё ), кюдо ( стрельба из лука ), бадзюцу (верховая езда), джиу-джитсу и так далее; в более чем 30 ханах учащиеся постигали боевое плавание, суйэйдзюцу . Позже в программу добавилось , стрельба из .
Китайские науки
Конфуцианское учение считалось самой важной частью образования . Педагогика ханской школы зиждилась на убеждении, что вся истина уже записана в классических произведениях и может быть оттуда извлечена путём тщательного изучения; идея о бесконечном совершенствовании знания путём проведения исследований и задавания вопросов не поддерживалась . Западная педагогика тех лет использовала похожий подход, однако Токугава запретили её изучение, боясь ассоциаций с христианством и изменением устоявшегося социального порядка .
Образовательный процесс был очень академичен и консервативен; его конечной целью было сохранение жёсткого токугавской Японии . Студенты читали Конфуцианский канон , , другие работы конфуцианских и неоконфуцианских мыслителей, таких как Чжу Си и Ван Янмин , учились китайской истории, поэзии и ораторскому искусству , но общей официальной программы у школ не было . Во время урока учитель читал фрагмент текста, который студенты повторяли за ним несколько раз, держа копии книги на коленях; затем учитель объяснял смысл фрагмента . Учащиеся не занимались анализом текста и не спорили о его содержании: считалось, что «правильный» смысл текстов давно найден, поэтому эти занятия позволялись только интеллектуалам .
Учёба требовала знания вэньяня , на котором написан конфуцианский канон, и каллиграфии . Из-за консервативной структуры государства, скопированной с китайской, конфуцианские книги действительно были полезными учебниками для госслужащих . Учёба была сугубо секулярной, религия не преподавалась, а конфуцианские тексты рассматривались как пособия по этике и философии, а не как священное писание . В то же время, большинство школ один или два раза в год проводили религиозный фестиваль .
История и устройство


Школы при Токугавах не подчинялись никакому единому государственному органу . Из-за этого неизвестно их общее число или дата начала их работы; одной из первых была Мэйриндо в Сэндае , её упоминали уже в 1629 году . До появления ханских школ самураи нанимали частных учителей .
Ранние ханко имели одно помещение , в котором находился один конфуцианский учитель и один ученик; чтобы постичь ещё один предмет, ученику нужно было нанять ещё одного учителя . Первыми преподавателями в ханских школах были конфуцианские советники даймё, дзюся . Экзамены, свидетельства об окончании обучения и постепенное повышение сложности изучаемых наук появились в княжеских школах во второй половине периода Эдо . В годы непосредственно перед Войной Босин в ханских школах обучалось большинство сыновей из самурайских семей рангом выше самого начального .
Учёба обычно была ; школу финансировали даймё, пожертвования и частных лиц . Многие школы также имели земельные участки, на которых учащиеся выращивали рис и овощи на продажу . Они учили студентов начальных классов, а также дежурили по школе: будили всех на рассвете, сообщали преподавателям о том, что подошло время урока, обходили территорию школы, записывали погодные условия и все происшествия . Обычным наказанием для учащихся была , в особенности приём пищи в одиночестве, а также уборка; физические наказания применялись редко .
Количество ханских школ значительно возросло к моменту упразднения сёгуната: в XVII веке их было всего несколько, к 1750 году — меньше 30 . Основание школы в Кумамото в 1755 году мотивировало многих даймё последовать их примеру, однако самым мощным толчком был указ О запрете неортодоксальных учений , устанавливавший требование для высших чиновников получать образование: в 1751—1867 годах было открыто около 180 школ . К моменту насильственного открытия Японии в 1853 году там работало около 250 княжеских школ и примерно 40 000 школ для простолюдинов . Среди знаменитых ханко — ( Аидзу ), ( Мито ), ( Хаги , Ямагути ) и две школы в Кумамото , и .
Ханские школы копировали друг друга и старались походить на Академию Сёхэйко , но не подчинялись ей; её выпускники преподавали в примерно трети княжеских школ . Однако правительство присматривало за школами и наказывало её работников за распространение диссидентских идей: например, в 1839 году несколько учителей западных наук оказались в тюрьме .
Типичная ханко конца XVIII века имела несколько корпусов: залы для практических занятий и лекций, актовые залы, додзё для физических тренировок, а также общежития . Ханские школы имели разный размер; в школах большего размера было больше бюрократии, поэтому некоторые преподаватели уходили оттуда и открывали , независимые школы, которые в целом были похожи на княжеские, но обычно имели фокус в конкретной области знаний, например, медицине . Студенты часто жили в доме учителя, согласно конфуцианскому идеалу общества, построенного как семья . Некоторые сидзюку имели тесные связи с ханскими школами . Многие самураи посещали и ханко, и сидзюку, либо сначала оканчивали сидзюку, а затем поступали в ханко .
После Реставрации Мэйдзи
К концу периода Эдо около половины ханских школ принимали детей богатых простолюдинов . В 1869 году всем княжеским школам было приказано принимать женщин и простолюдинов, но почти никто из них не подавал заявок на поступление . Правительство Мэйдзи упразднило княжества в 1871 году, а затем , что закончилось публикацией Императорского рескрипта об образовании , но ханские школы послужили основой для создания современной средней школы Японии . Некоторые старшие школы взяли себе названия местных ханских школ в знак преемственности .
Примечания
- ↑ , с. 107.
- , p. 209.
- ↑ , с. 108.
- , p. 48.
- ↑ , p. 200.
- ↑ , p. 13.
- ↑ , p. 14.
- ↑ , p. 198.
- , p. 50, 51.
- , с. 116.
- , p. 84, 98.
- ↑ , p. 11.
- ↑ , p. 16.
- ↑ , p. 50.
- , p. 97.
- ↑ , с. 110.
- , p. 17.
- , p. 96.
- ↑ , p. 49.
- , p. 52.
- ↑ , p. 11.
- , p. 137.
- , p. 11—12.
- , p. 197.
- , p. 201.
- , p. 16.
- ↑ , p. 16.
- ↑ , p. 135.
- , p. 12.
- ↑ , p. 68.
- ↑ , с. 109.
- , p. 73.
- , p. 87.
- , с. 110—111.
- ↑ , с. 111.
- , p. 75.
- , с. 113.
- , с. 116—117.
- , p. 102.
- , p. 70.
- , p. 53.
- , p. 12—13.
- ↑ , p. 51.
- , p. 138.
- ↑ , p. 15.
- , p. 228.
Литература
- Benjamin C. Duke. The history of modern Japanese education: constructing the national school system, 1872-1890. — New Brunswick, N.J: Rutgers University Press, 2009. — ISBN 978-0-8135-4403-8 .
- Martin Collcutt. The Legacy of Confucianism in Japan // The East Asian region: Confucian heritage and its modern adaptation / Gilbert Rozman (ed.). — Princeton, N.J: Princeton University Press, 1991. — С. 111–154. — ISBN 978-0-691-05597-8 .
- Masakazu Iwata. . — University of California Press, 1964.
- Richard Rubinger. Education: from One Room to One System // Japan in transition, from Tokugawa to Meiji. — Princeton, N.J: Princeton University Press, 1986. — ISBN 978-0-691-05459-9 .
- Tetsuya Kobayashi. . — 1. — Oxford; New York: Pergamon Press, 1976. — ISBN 978-0-08-019936-8 .
- Thomas P. Rohlen. . — Berkeley: University of California Press, 1983. — ISBN 978-0-520-04801-0 .
- Ronald Dore. Education in Tokugawa Japan. — London: Routledge, 2010. — ISBN 978-0-415-58759-4 .
- Александр Фёдорович Прасол. Школьное обучение в период Токугава. Княжеская школа как элемент средневекового образования. — 1998. — Vol. 2.

- 2021-02-15
- 1