Interested Article - Шариати, Али

Али Шариати ( перс. علی شريعتی ‎; 23 ноября , 1933 19 июня 1977 ) — иранский левый социолог и революционер , один из наиболее известных и влиятельных социологов религии. Известен как один из самых оригинальных и талантливых иранских мыслителей XX века , и как один из идеологов Исламской революции .

Биография

Шариати, Али

Али Шариати родился в 1933 в Кахаке (деревня в Мазинане), в пригороде Сабзевара. Его отец, Мохаммад-Таги, был исламским ученым, основавшим Центр пропаганды исламских истин в провинции Хорасан , в то время, когда марксизм имел наибольшее влияние в Иране. Позже, его сын подвергнет критике многие его взгляды.

За годы учёбы в педагогическом училище Али Шариати знакомится с людьми из наименее привилегированных социальных классов общества и впервые наблюдает весь ужас экономического и социального положения Ирана в тот период. В это же время он ощутил влияние не только мыслителей мусульманского мира ( Джалал ад-Дина Руми и Мухаммада Икбала ), но и многих аспектов европейской философии и политической мысли. Он пытался найти выход из сложившегося в период деспотического правления шаха кризиса посредством традиционных исламских принципов и методов, осмысленных, в том числе, и через достижения современной философии и социологии .

В 1952 он стал преподавателем высшей школы и основал Исламскую студенческую ассоциацию, которую возглавлял до его ареста после одной из протестных демонстраций. В 1953 , в год военного переворота генерала Захеди и ниспровержения правительства Мосаддыка , осуществленного при поддержке ЦРУ и приближённых иранцев, он стал членом Национального движения сопротивления. В 1955 он получает степень бакалавра в университете Мешхеда. В 1957 он, вместе с 16 остальными членами Национального движения сопротивления, снова арестован шахской охранкой САВАК .

Али Шариати получает научное признание во Франции , где продолжает свои исследования в качестве дипломированного специалиста в университете Сорбонны . Здесь его считали блестящим учеником и в 1958 избрали лучшим студентом в искусстве письма. В 1959 в Париже Шариати начал сотрудничать с алжирскими революционерами из Фронта национального освобождения . В следующем году он начал читать Франца Фанона и переводить антологию его работ на персидский язык . Шариати хотел внедрить идеи Фанона в иранские революционные круги среди эмигрантов. Он был арестован за участие в демонстрации в поддержку Патриса Лумумбы 17 января 1961 . В этом же году он присоединяется к , Мустафе Чамрану и Садеку Готбзаде в учреждении за границей Свободного движения иранцев.

В 1962 он продолжает изучать социологию и историю религий и следует курсу исследователей ислама, таких как Луи Массиньон , , и социолога . Он также знакомится с работами философа Жана-Поля Сартра , и публикует в Иране книгу Джалала Але-Ахмада «Gharbzadegi» (Occidentosis). Уезжая из Парижа, он работал над докторским исследованием, которое он защитил в 1964 , получив степень доктора социологических наук.

В 1964 он возвращается в Иран , где снова оказывается арестованным имперскими властями, за подрывную политическую деятельность против иранской монархии во Франции, и попадает в тюрьму. Он был освобожден только после нескольких недель заключения, после чего начал преподавательскую деятельность в Университете Мешхеда.

Позже Али Шариати отправляется в Тегеран , где читает лекции в культурно-религиозном центре Хосейние Эршад (Hosseiniye Ershad). Эти лекции были колоссально популярны среди студентов, через которых распространялись на все социальные слои общества, включая средние и высшие классы, где интерес к идеям Шариати усиливался чрезвычайно быстро. Продолжительный успех Шариати снова вызвал интерес имперских властных структур к его персоне, и он в очередной раз был арестован, как и многие его студенты. Широкое недовольство народных масс и международный протест в конечном счете вынудили власти освободить его, после 18-месячного заключения в одиночной камере (подобные жестокости являлись обычной практикой шахской монархической системы), и он был освобождён 20 марта 1975 .

Шариати было разрешено выехать в Англию . Он поселился в Саутгемптоне на южном побережье Великобритании , где через несколько недель был найден мёртвым в своей квартире. Официальной версией его смерти является сердечный приступ . Однако, существует огромное количество подтверждений причастности шахской охранки САВАК к его смерти, так что это практически признанный факт.

Взгляды

Многие отмечают глубокое влияние на мировоззрение Шариати марксизма, концепции «Третьего Мира» («Third-worldism»), с которой он познакомился будучи студентом в Париже , идей классовой борьбы и революционного пути к свободному бесклассовому обществу, с одной стороны, и исламского реформизма, с другой. Также принято считать, что он принял идею «Gharbzadegi» Джалал Аль-Ахмада и дал ей более «энергичную и внушающую вторую жизнь».

Он пытался перевести эти идеи в символы шиизма . Он верил, что шииты не должны пассивно ждать прихода Махди , но должны активно бороться с угнетением, осуществлять преобразование общества на справедливых началах, вклиниваться в ткани истории, осуществляя в ней исламские идеалы и принципы, тем самым, создавая почву для его возвращения. «Даже на грани принятия мученичества», говоря «каждый день — Ашура , любое место — Кербела ».

Шариати предложил своё видение шиизма, и выделил в нем «красный шиизм» который он противопоставил «чёрному шиизму», или джафаридскому шиизму. Его революционные религиозно-социалистические идеи сравнивают с католической теологией освобождения , основанной в южной Америке священником Густаво Гутьерресом Мерино и бразильцем Леонардо Боффом .

Идеями Шариати вдохновлялись активисты организации шиитской антиклерикальной организации Форкан во главе с Акбаром Гударзи , которая в 1979 году вела подпольную террористическую борьбу против режима аятоллы Хомейни .

Наследие

Наиболее важные книги и речи Али Шариати

  1. Marxism and Other Western Fallacies : An Islamic Critique
  2. Where Shall We Begin?
  3. Mission of a Free Thinker
  4. The Free Man and Freedom of the Man (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3900 дней] — , )
  5. Extraction and Refinement of Cultural Resources (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3900 дней] — , )
  6. (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3900 дней] — , )
  7. Ali
  8. An approach to Understanding Islam PART1- (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3900 дней] — , ) PART2- (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3900 дней] — , )
  9. A Visage of Prophet Muhammad
  10. A Glance of Tomorrow’s History
  11. A Manifestation of Self-Reconstruction and Reformation
  12. Selection and/or Election
  13. Norouz, Declaration of Iranian’s Livelihood, Eternity
  14. ( Battle of Karbala )
  15. Abu-Dhar
  16. Jihad and Shahadat
  17. Reflections of a Concerned Muslim on the Plight of Oppressed People
  18. Art Awaiting the Saviour
  19. Man and Islam — see chapter «Modern Man and His Prisons»

Примечания

  1. ʿAlī Šarīʿatī // AlKindi (онлайн-каталог Доминиканского института востоковедения)
  2. Ali Shariati // (фр.) — 2007.
  3. ویکی‌پدیای فارسی (перс.) — 2003.

Литература

  • Ali Rahnemā, An Islamic utopian : A political biography of Ali Shariati , London: I.B.Tauris , 1998.
  • Сагадеев А. В. Али Шариати и «исламские левые». // Религия в изменяющемся мире: сборник. — М.: Изд-во РУДН , 1994. —224 с. — ISBN 5-209-00515-1 — С.81-95. (Философская мысль континентов)

Ссылки

  • (укр.)
  • by Nathan Coombs
  • by Dr. Mohammad Omar Farooq
  • by
  • by David Zeidan
  • by Abbas Manoochehri
  • (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3900 дней] — , ) by Daniel Trent Dillon
  • by Lawrence Reza Ershaghi
Источник —

Same as Шариати, Али