Interested Article - Эйслер, Ханс
- 2020-08-29
- 2
Ханс Э́йслер ( нем. Hanns Eisler ; 6 июля 1898 , Лейпциг , — 6 сентября 1962 , Берлин ) — немецкий композитор и общественный деятель, член Немецкой академии искусств , автор музыки гимна Коминтерна и гимна ГДР . Член Коммунистической партии Германии с 1926 года.
Биография
Родился в семье известного философа и Иды Марии, урождённой Фишер. Его сестра — немецкая коммунистка Рут Фишер , брат — левый журналист . В 1901 году семья переехала из Лейпцига в Вену , где Ханс получил общее образование .
Музыкальные способности Ханса Эйслера обнаружились рано, но возможность систематически заниматься музыкой появилась только после Первой мировой войны , которую прошёл с 16 лет и был дважды ранен. В 1919—1923 годах в Мёдлинге под Веной брал частные уроки композиции у А. Шёнберга . В 1925 году переехал в Берлин , где увлёкся коммунистическими идеями и в 1926 году вступил в Немецкую компартию. В 1931 году возглавил «Боевую организацию рабочих певцов», находившуюся в сфере влияния Коммунистической партии . В этот период началось его творческое сближение с писателями Б. Брехтом , Э. Вайнертом , И. Бехером и певцом Эрнстом Бушем . В 1932 году написал музыку для фильма Златана Дудова « Куле Вампе, или Кому принадлежит мир? », сценарий к которому был написан Бертольтом Брехтом и Эрнстом Отвальтом . В 1933 году из-за своего еврейского происхождения эмигрировал. Жил в Австрии , Франции , Дании , Англии , СССР , Испании , где участвовал в гражданской войне .
С 1940 по 1948 годы жил в США , где работал в качестве кинокомпозитора в Голливуде и занимался педагогической деятельностью. Депортирован в 1948 году из США в связи с обвинением его в революционно-политической деятельности — «В распространении коммунизма при помощи песен» .
В 1950 году вернулся в Берлин, стал одним из ведущих композиторов ГДР. В октябре 1952 года подвергся разгромной критике за « буржуазный формализм » опубликованного либретто оперы «Иоганн Фауст» по Томасу Манну , в результате чего до июня 1953 года продолжались дебаты, в которых на стороне Эйслера были только Бертольт Брехт , Вальтер Фельзенштейн и Арнольд Цвейг . Итог дискуссии подвёл Вальтер Ульбрихт , заявив в своём выступлении: «Мы также ведем нашу борьбу [...] за сохранение нашего великого немецкого культурного наследия [...], не позволяя одной из самых важных работ нашего великого немецкого поэта Гёте быть изуродованной формализмом». В конце октября 1953 года Эйслер из Вены написал письмо в центральный комитет СЕПГ , в котором подверг себя самокритике, извинился за происшедшее и констатировал: «Я могу представить свое место в качестве художника только в той части Германии, где строятся основы социализма». Через месяц в ноябре он получил письмо из Берлинской академии искусств с уведомлением об одобрении издания многотомного собрания его сочинений. В ГДР премьера оперы состоялась в 1982 году в Берлинер ансамбль . Автор Национального гимна Германской Демократической Республики (1950). Лауреат Национальных премий (1950, 1958).
В 1964 году имя Эйслера было присвоено консерватории в Берлине , в которой он преподавал композицию со дня её основания (1950). В настоящее время она называется "Берлинская высшая школа музыки имени Ханса Эйслера" ( нем. Hochschule für Musik „Hanns Eisler“ Berlin ).
Творчество
Свой путь в творчестве Эйслер начал как представитель музыкального авангарда . К этому периоду относятся две фортепианные сонаты , написанные в атональной манере . В дальнейшем музыкальный язык Эйслера стал более традиционным и умеренным.
Эйслер — создатель немецкой революционной песни (боевая песня), характерными чертами которой являются маршевая ритмика, лаконизм инструментального сопровождения и антибуржуазная направленность. Его песни оказали огромное влияние на дальнейшее развитие революционной песни.
Избранные сочинения
- Кантата «Меры приняты» ( нем. Die Maßnahme ; либретто Брехта; 1930)
- Маленькая симфония (1932)
- Симфоническая сюита (1933)
- Кантата «Мать» (для чтеца, солистов, хора и 2 фп.; либретто Брехта по мотивам романа М.Горького; 1935)
- Гимн ГДР (1949)
- Штурмовая сюита ( нем. Sturm-Suite , для оркестра; 1957)
- Немецкая симфония (для солистов, хора и оркестра, 1957)
- Серьёзные песни ( нем. Ernste Gesänge , для баритона и струнного оркестра; 7 песен на тексты разных поэтов; 1962)
Избранные песни
- «Левый марш» (Linker Marsch) — на стихи В. Маяковского (немецкий перевод Хуго Хупперта )
- « Песнь Коминтерна » (Kominternlied), в России известная как «Заводы вставайте», 1928
- « » — на стихи Б. Брехта , 1929
- «Тревожный марш» (Der heimliche Aufmarsch) — на стихи Э. Вайнерта , 1930
- «Песня солидарности» (Solidaritätslied) — на стихи Б. Брехта, 1931
- « Песня Единого фронта » (Einheitsfrontlied) — на стихи Б. Брехта, 1934
- «Немецкая песня», 193.
Неоконченные сочинения
- «Йоганнес Фауст», опера
Книги
- «Сочинение музыки к фильмам», 1949.
- «А. Шёнберг», 1955.
Библиография
- Друскин М. «Ганс Эйслер и рабочее музыкальное движение в Германии». М., 1934
- Hестьев И. «Ганс Эйслер и его песенное творчество». М., 1962
- «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир? Брехт, Эйслер, Дудов». — М.: Свободное Марксистское Издательство , 2011
Примечания
- В транскрипции с немецкого — Айслер.
- ↑ Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 29. Чаган — Экс-ле-Бен. 1978. 640 стр., илл.; 28 л. илл. и карт.
- ↑ Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т 6. Хейнце — Яшугин. 1108 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1982
- « » — статья в Малой советской энциклопедии ; 2 издание; 1937—1947 гг.
Литература
« » — статья в Малой советской энциклопедии ; 2 издание; 1937—1947 гг.
Ссылки
- .
- Hanns Eisler — biography, bibliography, works and discography.
- 2020-08-29
- 2