Interested Article - Тарантул (балет)
- 2021-12-09
- 2
«Тара́нтул» ( фр. La Tarentule ) — двухактный комедийный балет-пантомима Жана Коралли на музыку по либретто Эжена Скриба . «Тарантул» стал последним из балетов композитора, написанных специально для Фанни Эльслер . Остальные партии исполнили Жозеф Мазилье , и мадам Ролан. Декорации — , , и Эдуара Деплешена , костюмы по эскизам .
Премьера состоялась 24 июня 1839 года в Париже, в Королевской академии музыки на сцене Театра Ле Пелетье . Спектакль имел успех: по свидетельству критика Леона Эскюдье «Театр аплодировал, весьма горячо аплодировал» .
Из всех номеров особо выделялась тарантелла с кастаньетами , исполняемая героиней. Эта тарантелла Фанни Эльслер завоевала публику и соперничала в популярности с её же качучей из « Хромого беса » и мазуркой из « ». «После качучи и краковянки м-ль Эльслер поняла, что преуспевает только в характерных танцах , где страсть возносит её над грацией и лёгкостью. Новое создание танцовщицы дополняет эту хореографическую трилогию, составляющую её нераздельную собственность… Обольстительная танцовщица поняла, что ей не следует сражаться с воспоминаниями о Тальони ; она создала жанр, отвечавший её собственной природе» — писал Леон Эскюдье. «Отныне тарантелла встанет рядом с качучей и краковянкой» — вторил ему Теофиль Готье .
Весь балет был задуман ради этой тарантеллы Эльслер, которая стала кульминацией балета. Согласно остроумной рецензии Леона Эскюдье, появление спектакля началось с того, что директор Оперы потребовал от Скриба перечислить ему «все виды пауков, известные со времён Ноева ковчега»; когда же тот дошёл до тарантула, от укуса которого излечивает пляска, он воскликнул: «Довольно! Немедленно найдите в окрестностях Неаполя сварливую маменьку, старого шарлатана, ревнивого влюблённого, юную девицу. Замесите туда тарантула , и мой балет готов», вслед за чем «Господин Скриб , чья сговорчивая фантазия не отступает даже от невозможного, принялся ткать либретто, предназначенное для мадемуазель Эльслер» .
Критик делал вид, что ему никак не выбраться из паутины сценария — «даже при посредстве entrechats, ronds de jambe и pirouettes ». Как утверждала историк балета В. М. Красовская , Скриб в этом балете перещеголял сам себя по части бессмыслиц; мало того, с его лёгкой руки сценаристы получили право снабжать балетный театр каким угодно вздором .
Героиня балета Лауретта ( Фанни Эльслер ) соглашалась стать женой доктора Омеопатико чтобы спасти своего возлюбленного Луиджи ( Жозеф Мазилье ), ужаленного тарантулом , Оставшись наедине со стариком, она делала вид, будто её также ужалил тарантул, и плясала, не подпуская его к себе.
Краткое описание этого танца оставил корреспондент « Северной пчелы »:
В начале этой сцены подруги невесты снимают с неё подвенечный головной убор, бархатный корсетик, белую шёлковую юбочку… Оставшись в газовом платьице, общем балетном костюме, она не превращается в лицо баснословное, эфирное, но остаётся хитрою итальянкою… Постепенность её тарантеллы восхитительна. Сначала она лишь бьёт ножкою об ножку, как бы от невольной судороги, потом начинает кружиться, наконец прыгает в неистовстве.
Восторженное и менее конкретное описание сделал пылкий поклонник Эльслер Теофиль Готье :
Зелёный, украшенный серебром корсаж сжимает её гибкую талию; белая, очень короткая газовая юбка позволяет видеть восхитительные ноги, достойные резца греческого скульптора; на каштановые волосы надет венок; в кончиках пальцев лепечут кастаньеты… Сколько невообразимой грации, лёгкости, отточенности в её тарантелле: это нечто воздушное и одновременно пылкое, целомудренное и неописуемо возбуждающее, счастливо сочетающее шалость и страсть; девическая скромность всегда кстати умеряет южную пламенность этого танца.
В свою очередь, Леон Эскюдье отмечал, что
…Надо отдать справедливость мадемуазель Эльслер — ни одна танцовщица лучше неё не выражала и не воплощала страсть. Она должна обладать пламенной душою, если и впрямь всё это чувствует. То вдохновенно отдаваясь порыву, то словно бы забавляясь, она с какой-то ошеломляющей правдой воссоздаёт этот сладострастный танец… позволяющий представить себе пылкие характеры, возможные только под жгучим небом Испании и Италии.
Кроме Жозефа Мазилье , исполнившего роль Луиджи, возлюбленного Лауретты, в спектакле были также заняты м-м Ролан ( Матеа ) и . Партнёром Эльслер в тарантелле выступил Люсьен Петипа — молодой красавец, дебютировавший в Опере всего две недели назад. Готье, недолюбливавший мужской танец, сдержанно отметил, что он был «не слишком отталкивающим для мужчины» и «хорошо справился со своей задачей» .
Фанни Эльслер неоднократно исполняла танцы из «Тарантула» во время своих американских гастролей 1840 — 1842 годов. В постановке балета ей пришлось полагаться лишь на собственные силы и на помощь её английского партнёра , который «был отлично подготовлен для двойной роли танцовщика и балетмейстера». Выступлением в «Тарантуле» 11 марта 1843 года начались лондонские гастроли балерины; в мае того же года она танцевала этот балет в Брюсселе, а в 1849 году — в Санкт-Петербурге, где особый успех имела новая вариация Лауретты .
Примечания
- ↑ В. М. Красовская . Западноевропейский балетный театр. Очерки истории: Романтизм. — М. : АРТ СТД РФ, 1996. — 432 с.
- Léon Escudier // Journal de Paris , 25 июня 1839.
Ссылки
- // сайт Национальной библиотеки Франции
- 2021-12-09
- 2