Пархоменко, Татьяна Сергеевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Татья́на Серге́евна Стецура (род. 2 ноября 1984, Нижнегорский, Крым, СССР) — российский юрист . Бурятский правозащитник, бывшая политзаключённая по статье 282 УК РФ по обвинению в возбуждении ненависти к армии, МВД и ФСБ . Член Демократического Союза , сопредседатель БРО ОДД «Солидарность» , организатор «Стратегии-31» в Бурятии .
С 2007 года по 2010 год занималась преподавательской и адвокатской деятельностью в г. Улан-Удэ . 31 декабря 2010 года арестована и лишена адвокатского статуса. 19 января 2011 года освобождена из СИЗО. С 2011 года по 2012 год участвовала в работе «Гражданского движения» и в протестных событиях в Москве, организовывала коллективные голодовки, подписала заявление «Антинавального комитета», выступавшего против узурпации протеста узкой группой московских оппозиционных лидеров и лично Алексеем Навальным . С 2012 года по 2013 год осуществляла судебную защиту интересов жителей Краснодарского края, пострадавших от наводнения в городе Крымск, участвовала в общественном расследовании обстоятельств трагедии.
Родилась 2 ноября 1984 года в посёлке Нижнегорский Крымской области в семье военнослужащего. Около 1995 года переехала в г. Улан-Удэ (Республика Бурятия, РФ). В 2007 году с отличием окончила юридический факультет Восточно-Сибирского государственного технологического университета . Работала преподавателем юридических дисциплин. Исследовала тему правового статуса правозащитных некоммерческих организаций . До ареста по уголовному делу являлась адвокатом коллегии адвокатов Республики Бурятия. Работает в должности юриста в улан-удэнском юридическом агентстве «Защита», оказывает правовую помощь населению .
С 2007 года состоит членом улан-удэнского отделения незарегистрированной партии Демократический Союз . В 2008 году выступила в качестве одного из учредителей местного отделения движения «Солидарность» , в 2010 году выбрана в сопредседатели Бурятского регионального отделения движения «Солидарность» и вошла в оргкомитет « Стратегии-31 » в Бурятии.
В 2009 году входила в оргкомитет антифашистского митинга против убийства в Москве выходца из Бурятии Баира Самбуева . Приняла участие в организации митингов, сходов и круглых столов в г. Улан-Удэ, Петровске-Забайкальском , Чите и др., а также в Москве. Неоднократно бывала задержана. В 2010 году стала одним из учредителей улан-удэнской организации «Коалиция за свободные выборы», боровшейся за сохранение прямых муниципальных выборов .
Выступала против ст.ст. 280, 282 УК РФ, 2007 - 2012 годах неоднократно выступала за освобождение Бориса Стомахина , как политзаключённого по данным статьям. В то же время Б. Стомахин подвергал критике деятельность Стецуры и Низовкиной за "прекраснодушное народничество" и "спасение закрываемых бурятских школ и крымских потопленцев в 2011-13 гг. по Низовкиной и Стецуре".
В 2009 году по факту публикации в общественно-политическом издании «Свободное слово» двух авторских статей и листовки ДС г. Улан-Удэ было возбуждено уголовное дело по 282-й статье УК РФ против Татьяны Стецуры и Надежды Низовкиной . Их обвинили в разжигании вражды и ненависти к МВД, ФСБ, вооружённым силам и ФСИН . 31 декабря 2010 года , перед митингом «Стратегии-31», они были взяты под стражу.
Подсудимые отказывались от адвокатов и защищали себя самостоятельно. Во многом по этой причине, находясь в СИЗО, Стецура была лишена адвокатского статуса заседанием Адвокатской палаты. Вместе с тем, по официальной версии, она была лишена статуса адвоката за отсутствие отчислений в Адвокатскую палату .
После ареста в СМИ появилась информация о том, что подсудимые неожиданно для всех признали свою вину, со ссылкой на их коллегу по БРО «Солидарность». В частности, информационное агентство «Байкал Дейли» привело следующее утверждение Сергея Дамбаева: «Раньше они всегда говорили, что не признают и не считают свои действия уголовным преступлением, а также заявляли, что не намерены сотрудничать со следствием. Но сегодня они заявили о том, что признают обвинение». Однако, по другим сведениям, подсудимые не сотрудничали со следствием. Согласно общей линии защиты, обе подсудимые с самого начала высказывали самообвинительную позицию, принципиально признавали факт совершения инкриминируемых деяний и объявляли ст. 282 УК РФ нелегитимной, добиваясь отмены всех антиэкстремистских статей УК РФ. В частности, Стецура в последнем слове требовала отмены цензурных ограничений свободы слова и, пока оно существует, требовала себе максимально сурового наказания.
...я считаю, что наш пример – исключительный в плане признания своей вины, самообвинительной позиции и отсутствия любых мотиваций на смягчение наказания... Разумеется, я не считаю, что в таких обстоятельствах было бы справедливым выносить, например, оправдательный приговор. Я считаю его не логичным, нецелесообразным со всех точек зрения. ( 2011 год )
В их защиту, как политзаключённых, проводилась кампания на региональном и федеральном уровнях, за их освобождение выступили многие политики и журналисты, в том числе Александр Подрабинек , Валерия Новодворская , Виктор Шендерович и другие. В январе 2011 года Стецуре и Низовкиной был вынесен обвинительный приговор, который вскоре был отменён Верховным судом Бурятии.
Выносившая приговор судья Ирина Левандовская впоследствии была лишена судейского статуса за нарушения профессиональной этики , причём ответственность за своё отстранение возлагала на защитников Стецуры и Низовкиной и их самих . Отставка судьи Левандовской была расценена рядом СМИ как важное знаковое событие — впервые интернет проявил себя как «пятая власть», отстранив от власти представителя судебной системы . Судебный процесс по уголовному делу против Стецуры и Низовкиной остался незавершённым, окончательный приговор так и не был вынесен.
4 июня 2014 года в Бурятии уголовное дело в отношении Низовкиной и Стецуры, возбуждённое в 2009 году , было возобновлено. В тот же день Стецура подала ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, мотивируя тем, что она считает себя второстепенным лицом в процессе, а возобновление уголовного дела расценивает как репрессию против Низовкиной . В июле того же года дело было возвращено прокурору.
Помимо так называемого «бурятского дела», в СМИ появлялась информация о попытке возбуждения против Стецуры нового уголовного преследования. 16 июля 2013 года «Независимая газета» обнародовала фамилию Стецуры в списке лиц, которые должны быть арестованы в августе этого года по факту участия в «Манежном деле» (новый эпизод «Болотного дела»), однако никаких дальнейших действий со стороны московских правоохранительных органов не последовало. .
6 декабря 2011 года при попытке вылететь в Москву Стецура и Низовкина были задержаны в аэропорту г. Иркутск и этапированы в г. Улан-Удэ для участия в судебном процессе по административному правонарушению (нарушение предвыборного законодательства). В операции по задержанию принимали участие правоохранительные органы Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области. 8 декабря Стецура и Низовкина вылетели в Москву для участия в семинаре адвокатов и юристов Российского исследовательского центра по правам человека, совпавшем с началом протестных событий в столице ..
В декабре 2011 года Стецура участвовала в работе «Гражданского движения» (оргкомитета оппозиции), позже вошла во внепартийную группу несистемных оппозиционеров, которые при задержаниях организованно объявляли сухую голодовку, отказывались представляться, предъявлять паспорта и подписывать любые протоколы, при этом принципиально не ссылаясь на статью 51 Конституции РФ. Как и в период уголовного преследования по ст. 282 УК РФ, Стецура проводила последовательную тактику отказа от помощи адвокатов и членов ОНК (Общественной наблюдательной комиссии), самостоятельно осуществляла свою юридическую защиту .
В феврале 2012 года за участие в несанкционированной акции протеста в Москве была задержана полицией и помещена под административный арест на 10 суток, в знак протеста проводила сухую голодовку, по истечении 7 суток была госпитализирована . 26 февраля 2012 года защиту Стецуры была проведена несанкционированная акция протеста около стен спецприёмника, где она содержалась, в ходе акции применялась пиротехника, один сотрудник полиции был задет пиротехническим зарядом .
В июне 2011 года правозащитники Татьяна Стецура, Надежда Низовкина и районный депутат, редактор газеты «Всему наперекор» Наталья Филонова организовали несколько сельских сходов в районах г. Петровск-Забайкальский (Забайкальский край). Выступая в качестве представителей населения, они добивались сохранения трех малокомплектных школ, которые ликвидировались решением городской администрации. Стецура, как и Низовкина , была юристом от населения и фактическим организатором круглосуточного митинга у здания мэрии Петровска и осуществляла юридическую защиту интересов жителей. 12 июня 2011 года она была задержана во время «сидячей забастовки» и осуждена к административному аресту в 5 суток. Стецура, Низовкина и Филонова, находясь под арестом, объявили сухую голодовку, протестуя против лишения жителей Петровска юридической помощи, затем были этапированы в г. Чита.
Ирландская правозащитная организация Франтлайн выразила озабоченность состоянием здоровья Стецуры, Низовкиной и Филоновой, заявив, что данный протест является формой мирной и законной правозащитной деятельности, направленной на защиту права ребенка на образование. Правозащитники отмечали, что в ситуации, в которой оказались жители Петровск-Забайкальского района Читинской области, в первую очередь пострадают дети из самой уязвимой группы — малообеспеченных семей.
В июле 2012 года в качестве юриста находилась в волонтерском лагере по оказанию помощи пострадавшим от наводнения в Крымске , участвовала в общественном расследовании действий властей во время стихийного бедствия. В августе выехала в пос. Новомихайловский около г. Туапсе в связи с новым наводнением. Вплоть до 12 марта 2013 года вела судебные дела пострадавших жителей Кубани, находясь в Крымске на независимых началах в качестве правозащитника, в Бурятию вернулась 18 марта 2013 года . Проводит расследование нарушений прав жителей на справедливое судебное разбирательство, проводит мониторинг регионального законодательства о потопленцах на предмет нарушений прав человека для дальнейшего обжалования в ЕСПЧ .
В какую извращенную голову пришла мысль оценивать стоимость погибших в привязке к их жилым помещениям? Или в стоимость сэкономленного миллиона входит оставшееся родственникам от утопленника жилое помещение? ( 2012 год )