Interested Article - Ван-е

Князь Су Фуда, один из ван-е

Культ (почитание) Ван-е ( кит. 王爺信仰 ) — это культ, распространённый в провинции Фуцзянь и на Тайване . Центральными персонажами культа являются духи, божественные посланники, которые защищают человечество от невзгод и болезней. Имеет корни в даосской традиции и относится, по мнению исследователей, к «народному даосизму» . Особенно распространён на юге Тайваня, где проводятся наиболее характерные и показательные церемонии почитания .

Название

Ван-е ( кит. 王爺 ; у Wángyé ; пэвэдзи : Ông-iâ Ông-iâ ) — дословно означает «князья», «почтенные господа», «почтенные цари», «тысячелетние», «совершенные правители» . Это общее название малых божеств, духов, которые защищают людей от эпидемий и заразных болезней и служат посланниками верховных богов.

История

Историки отмечают, что традиция поклонения сущностям, которые оберегают от болезней, существовала в Китае уже во времена династии ханьской империи , а то и раньше . Предположительно, культ прибыл на юг Тайваня с материкового Китая. Из юго-восточной провинции Фуцзянь, жители которой когда-то составили основную массу переселенцев на остров. О том, что традиция была завезена, свидетельствуют атрибуты культа, а именно небольшие размеры фигурок, изображающих ван-е. Они сохраняют свои малые размеры и в традиционном тайваньском исполнении, что, вероятно, говорит о том, что первоначальные фигурки были компактными, сделанными для путешествий .

Предположительно культ ван-е был перенесён на Тайвань в XVII—XVIII веках, когда острова активно осваивался китайскими переселенцами. Старейшим и главным храмом, связанным с традицией почитания ван-е является Дунлун (в городе ), основанный в 1706 году. К XIX веку окончательно укоренилась праздничная традиция сжигания лодки — кульминационного символического действия, которым завершается многодневный религиозный фестиваль. Предполагается, что в XVIII—XIX столетия культы, связанные с ван-е, достигли наибольшей популярности. А сама традиция распространилась из Фуцзяня и Тайваня. Поклонение Ван-е и праздники сожжения лодок начали исчезать из широкой ритуальной практики в XX веке. Однако во время японской оккупации Тайваня культ здесь пережил новый расцвет .

Разновидности ван-е

Исследователи насчитывают несколько сотен представителей ван-е, которые принадлежат к многочисленному числу семей. В некоторых исследованиях говорится о трёх стах шестидесяти духах и ста тридцати двух семьях. Раз в три года десант из ван-е отправляется на Землю, чтобы буквально устроить охоту на болезни и невзгоды . Исторически все ван-е разделяются на три типа:

Духи чумы

В первую очередь это т. н. Пять комиссаров (ответственных лиц) по эпидемиям. Являются слугами Нефритового императора , у которого буквально несут службу в министерстве по эпидемиям .

Двенадцать царей, способные обуздать эпидемии

Упоминания двенадцати царей встречаются уже в даосских литургических текстах времён империи Сун . Они фигурируют в ритуалах изгнания чумы, проводимых по всему Китаю. Но как храмовым божествам им поклоняются исключительно в Фуцзяне и на Тайване. Также служат в министерстве эпидемий .

Мстительные духи

Духи, ответственные за разрушения (как за избавление или спасение от них, так и за их создание). Среди них как духи почитаются реальные или полулегендарные исторические личности. Например, пират Чжэн Чэнгун . Духов этой категории объединяет преждевременная или насильственная смерть. Характер их смертей позволяет классифицировать их как мстительных призраков, но последователи культа почитают их как военных героев и, в целом, доброжелательных .

Почитание

Сжигание лодки в последний день фестиваля Ван-е. Трюм лодки символически заполнен болезнями, на которые хорошо поохотились ван-е

Раз в три года на Тайване проходят массовые народные гуляния, посвящённые почитанию ван-е. Праздничный фестиваль обычно длится неделю. Он включает в себя процессии, обряды с просьбой о заступничестве и предотвращении болезней, выступление монахов и церемония общения с духами, которому способствуют монахи-медиумы, которые вводят себя в состояние транса .

Кульминацией праздничной недели становится сожжение лодки, которая символически заполнена богатой добычей ван-е — то есть болезнями, которые могли бы навредить людям. Самый масштабный и красочный фестиваль проходит на Тайване в храме (городе ) . Лодки могут быть как чисто декоративными, сделанными из бумаги, так и построенными из дерева, в натуральную величину (вплоть до 100 метров), и практически полностью функциональными .

Современные почитатели культа связывают благоприятную ситуацию с коронавирусом в Тайване во время пандемии с заступничеством ван-е .

См. также

Литература

  1. . — Honolulu: University of Hawai‘i Press. — С. 98—125. — 333 с. — ISBN 0-8248-2564-0 .
  2. Салтанова, С.В., Завидовская, Е.А.,

Примечания

  1. (англ.) . Научно-образовательный портал IQ (9 декабря 2020). Дата обращения: 10 августа 2021. 10 августа 2021 года.
  2. Глава The Cult of the Royal Lords in Postwar Taiwan — . — Honolulu: University of Hawai‘i Press. — С. 98—125. — 333 с. — ISBN 0-8248-2564-0 . 10 августа 2021 года.
  3. Ministry of Foreign Affairs, Republic of China (Taiwan). (англ.) . Taiwan Today (9 октября 2009). Дата обращения: 12 августа 2021. 12 августа 2021 года.
  4. (кит.) . National Religion Information Network . Дата обращения: 11 августа 2021. 19 сентября 2021 года.
  5. Paul Katz. // Asian Folklore Studies. — 1987. — Т. 46 , вып. 2 . — С. 197–215 . — ISSN . — doi : . 11 августа 2021 года.
  6. (англ.) . Dapeng Bay National Scenic Area Tourist Information . Dapeng Bay National Scenic Area Administration, Tourism Bureau. Дата обращения: 10 августа 2021. 10 августа 2021 года.
  7. (кит.) . fountain.org.tw . Дата обращения: 11 августа 2021. 11 августа 2021 года.
Источник —

Same as Ван-е