Interested Article - Церетели, Алексей Акакиевич

Алексей Акакиевич Церетели ( 1864 , Петербург 1942 , Париж ) — князь, оперный антрепренёр .

Биография

Родился в семье известного грузинского поэта, князя Акакия Р. Церетели , мать — Наталия Петровна Базилевская . Несмотря на то, что отец семьи был видным грузинским деятелем, сам Алексей рос в Петербурге , где получал такое же образование, что и его сверстники из русской аристократии, был человеком русской культуры и русской ментальности, а грузинского языка даже не знал; во всяком случае, сохранившиеся его письма к родителям — на русском языке .

Получив профессию инженера, Алексей Церетели не забросил своего увлечения — оперы. Более того, оперное искусство занимает его всё больше. В конце концов он решает заняться развитием оперной антрепризы.

В столицах — в Петербурге и Москве — долгое время существовала монополия Императорских театров , но в связи с её отменой в 1882 году происходит бум частных театральных трупп. Сразу открыть новую оперную антрепризу в Петербурге молодой предприниматель не берётся, а начинает свою деятельность в Харькове в сезон 1896/97 . В 1897 году А. Церетели приглашает в качестве дирижёра В. И. Сука , под руководством которого работает оркестр. Многие театральные и музыкальные критики не преминули отметить в прессе первые удачи новой труппы. Репертуар антрепризы быстро пополнялся: « Риголетто », « Лючия ди Ламмермур », « Гугеноты », « Андре Шенье » У. Джордано (1897; этой опере был закрыт путь на императорскую сцену), « Садко » (1898), « Царская невеста » (1899). Труппа Церетели успешно гастролировала в Одессе, а позднее в Петербурге ( Панаевский театр ) и Москве (театр «Эрмитаж») Я. В. Щукина .

Сезоны 1904/05 и 1905/06 годов труппа Церетели, уже обретшая известность, проводила в Петербурге, в помещении Театра консерватории и называлась «Новая опера». Сезон 1904/05 года открылся 3 октября премьерой оперы Н. Римского-Корсакова «Пан воевода», среди исполнителей: А. Антоновский (Пан воевода), (Мария), (Чаплинский). Отмечается, что композитор был доволен постановкой . Кроме того, репертуар пополнился операми: « Отелло » (с Н.Фигнером ), « Мадемуазель Фифи » Ц. Кюи, « Самсон и Далила » Сен-Санса (с А. Вяльцевой ), « » Мейербера (с ), «Германия» А. Франкетти, « Адриенна Лекуврёр » Ф.Чилеа (заглавную партию исполняла , это была единственная постановка оперы в России ).

В труппе, кроме перечисленных, работали Н.Ермоленко-Южина (дебютировала на оперной сцене в 1900 году в Петербурге в антрепризе А. Церетели), М. Кузнецова (дебютировала в 1904 году в партии Маргариты оперы «Фауст» Ш. Гуно в Петербурге в антрепризе А. А. Церетели ), дирижёр Э. Купер , Камионский , Л.Балановская (дебютировала в 1905, срочно заменив заболевшую итальянскую певицу Л. Берленди на сцене петербургской «Новой оперы» А. А. Церетели ), Клементьев , Медведев , Ермоленко-Южина , Тугаринова и др.

Несмотря на революционную ситуацию 1905 года, из Италии специально для нескольких спектаклей в антрепризе Церетали прибыл Титта Руффо и успешно выступил там в « Паяцах », « Сельской чести », « Демоне », « Риголетто » .

В 1907/08 А.Церетели организовал гастроли Ф.Шаляпина в Америке, в 1908 году труппа гастролировала в Берлине (куда Церетели пригласил М. Фигнер , Е. Збруеву , ).

В 1917 году А. А. Церетели покинул Россию. К самому началу 1920-х годов в Париже осела большая часть русской эмиграции, начавшей возрождение и становление русской культуры за рубежом. Немалая роль на этом поприще принадлежала А. А. Церетели. В 1921 году он вместе с французским агентом А. Каном организует театральное бюро по найму артистов. Так начался новый этап оперной труппы А. Церетели, в работе которой участвовали Я. Горский , Ф. Шаляпин , , Е. Садовень , , , , К. Запорожец , К. Петраускас и др.; в 1924 году в эмиграцию и труппу прибыла Ермоленко-Южина , когда-то начинавшая свою карьеру в петербургской антрепризе Церетели. В отдельных постановках участвовали дирижёры С.Кусевицкий , А. Коутс , режиссёр А. Санин . Среди оперного репертуара: «Борис Годунов», «Хованщина», «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Сорочинская ярмарка», «Князь Игорь» и др.

Есть сведения, что Церетели работал в сотрудничестве с В. Г. Воскресенским , антрепренёром балетной зарубежной труппы, известным в русской иммиграции под псевдонимом «полковник де Базиль» .

6 июля 1926 года в Париже в Гранд-Опера прошла премьера оперы « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » с дирижированием Э. Купера, организованная А. А. Церетели. Причем на главные партии Февронии и Гришки Кутерьмы были приглашены солисты из СССР Ксения Держинская (это было её единственным выступлением за границей) и .

27 января 1929 года в Париже оперой «Князь Игорь» открылось новое предприятие — « Русская опера в Париже », создателями которого стали певица Мария Кузнецова вместе со своим очередным мужем Альфредом Массне (миллионером и племянником выдающегося композитора ) и А. А. Церетели. К работе были привлечены В. Г. Воскресенкий (полковник де Базиль) с балетной труппой , дирижёры Купер и его ученик А.Лабинский , режиссёры Н. Евреинов , А. Санин , художники И. Билибин и К. Коровин , балетмейстеры М. Фокин , Б. Нижинская для постановок танцев в операх и нескольких небольших балетов; некоторое время здесь успешно работал Борис Романов . В состав вокалистов вошли певцы труппы Церетели. В распоряжении организаторов был также превосходный оркестр (т. н. «Оркестр Страрама»). Успех первой же постановки был огромен, и новая труппа продолжила работу в Париже и гастроли по Европе и Америке. Однако через какое-то время сборы перестали себя оправдывать. В результате владельцы антрепризы разругались и подали свои претензии в суд. Антреприза распалась.

Церетели ещё пробовал собрать средства и возможности для новых спектаклей, поставил «Князя Игоря», «Русалку» (Мельник — Ф. Шаляпин , Наташа — Н. Ермоленко-Южина , Князь — Дм. Смирнов ), 14 января 1931 года состоялась премьера «Бориса Годунова» (Борис — Шаляпин , Самозванец — Смирнов , Марина — Садовень , Шуйский — ) и др. Однако достичь былых высот больше не суждено было.

По воспоминаниям , А. А. Церетели перед смертью завещал весь реквизит своей труппы «театру будущей свободной Грузии». Но завещание не было признано действительным, и имущество пошло с торгов .

Князь Алексей Акакиевич Церетели скончался в 1942 году в оккупированном гитлеровцами Париже .

Примечания

  1. . Belcanto.ru (29 декабря 2002). Дата обращения: 9 июля 2015. 27 декабря 2010 года.
  2. Кузнецова-Бенуа Мария Николаевна // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
  3. Балановская Леонида Николаевна // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
  4. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка — ) Проверено 9 июля 2015.
  5. Давыдова М. С. Мои артистические годы за границей: Воспоминания [рукопись]. — 1966. Ныне хранится в ГЦММК им. М. И. Глинки .
  6. . Русский мир (25 февраля 2010). Дата обращения: 9 июля 2015. 10 июля 2015 года.
Источник —

Same as Церетели, Алексей Акакиевич