Кузнецова, Мария Владимировна
- 1 year ago
- 0
- 0
Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа ( 1880 , Одесса — 25 апреля 1966 , Париж ) — русская оперная певица ( сопрано ) и танцовщица, солистка Мариинского театра в 1905—1917 годах. Участница « Русских сезонов » Сергея Дягилева .
Дочь известного художника, академика Николая Дмитриевича Кузнецова и Екатерины Ильиничны Кузнецовой (в девичестве Мечниковой), племянница биолога И. И. Мечникова , по первому браку — невестка Альберта Н. Бенуа , по второму — Карепанова, в третьем браке замужем за дирижёром Хосе Лассалем , в четвёртом браке за Альфредом Массне, промышленником, племянником композитора Жюля Массне , правнучка публициста и просветителя Л. Н. Неваховича .
С детских лет росла в атмосфере, близкой к искусству, в доме родителей бывал Пётр Чайковский . Училась в балетной школе, затем училась пению в Петербурге сначала у итальянского педагога Марти, затем у Иоакима Тартакова . С 1917 года жила во Франции . На оперной сцене дебютировала в 1904 году в Петербурге ( антреприза А. А. Церетели ). В 1905 — 1915 и в 1916 — 1917 солистка петербургского Мариинского театра . Создательница Русской частной оперы в Париже .
Первым браком замужем за Альбертом Альбертовичем Бенуа (1879, Петербург — 1930, Шанхай) . Сын от этого брака: Бенуа Михаил Альбертович (2 октября 1926, Мальзерб) .
Первая исполнительница партий Февронии в опере Н. А. Римского-Корсакова « Сказание о невидимом граде Китеже… » и Клеопатры в одноимённой Массне .
Лучшие оперные партии:
М. Н. Кузнецова много концертировала; в 1918 г. выступала вместе с Г. Поземковским в Швеции. В камерном репертуаре певицы были произведения зарубежных, русских, украинских композиторов, романсы П. Чайковского и С. В. Рахманинова, народные песни.
Была также танцовщицей, участвовала в « Русских сезонах » С. Дягилева ( Жена Потифара в балете « Легенда об Иосифе » М. М. Фокина на музыку Р. Штрауса ( Josephslegende ), 1914 ). Эпизодически участвовала в балетных спектаклях: в Петербурге и Москве. В 1920-х гг. в Париже и Лондоне давала вечера испанских танцев (танцевала под собственный аккомпанемент на кастаньетах, которые проходили с большим успехом; костюмы шила по эскизам Л. Бакста ).
Оставив сцену, поселилась в Барселоне , где вела педагогическую работу и была музыкальным советником местной оперы. Последние годы жила в Париже.