Монастырь
- 1 year ago
- 0
- 0
Серафи́мо-Диве́евский монасты́рь ; Дивеевский монастырь (в разговорном обиходе — Дивеево ; полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь ) — православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви . Расположен в селе Дивеево Нижегородской области . Почитается Поместными православными церквями как четвёртый (после Иверии , Афона и Киево-Печерской лавры ) «земной Удел Пресвятой Богородицы ». До своего закрытия в 1927 году , как и ныне, был в Нижегородской епархии (в отличие от Саровской пустыни , которая была на территории Тамбовской епархии ), в статусе монастыря с 1861 года (именовался Серафимо-Дивеевский Троицкий ).
Монастырь возник во второй половине XVIII века: около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова , которая в молодости лишилась мужа и дала обет посвятить свою жизнь Богу. Она приняла монашеский постриг в Киево-Флоровском монастыре , с именем матушки Александры. Однажды, после ночного молитвенного бдения в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре , ей было видение Пресвятой Богородицы. Божья Матерь сказала матушке Александре:
Это — Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь, хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но, как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Моё там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!
Лаврские старцы признали видение матушки Александры истинным, и с их благословения монахиня отправилась в странствие по Руси. В 1760 году матушка Александра шла из Мурома в Саровскую пустынь . Не дойдя двенадцати вёрст до Сарова, она остановилась отдохнуть в селе Дивеево, и здесь, ей вновь было видение Божьей Матери, которая обратилась к монахине со словами:
Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства. Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет, и не будет никогда во всём свете. Это четвёртый жребий Мой во вселенной. И как звёзды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного.
В 1773—1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием. В Казанской церкви были два придела: левый во имя святителя Николая — в память бывшей деревянной церкви и правый по особому чудному указанию Божьему посвящённый имени первомученика архидиакона Стефана .
Первоначально Казанская каменная церковь была приходской, однако отец Серафим запрещал сёстрам так её называть, говоря, что со временем это будет тёплый монастырский собор. Преподобный Серафим так говорил о Казанской церкви:
Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (сёстрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!
По совету Саровских старцев Пахомия и Исайи и с разрешения Владимирского епархиального начальства Агафья Семёновна в 1788 году испросила у местной помещицы Ждановой пожертвовать 1300 кв. саженей своей усадебной земли расположенной поблизости от Казанской церкви. На которой матушка построила дом с надворным строением, где поселилась с четырьмя послушницами: девицей Евдокией Мартыновой, крестьянской девицей Ульяной Григорьевой и крестьянскими вдовами Анастасией Кирилловной и Фёклой Кондратьевой. Община называлась Казанской, жили сёстры по строгому Саровскому уставу.
В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим . После смерти в 1796 году второй настоятельницы — Анастасии Кирилловны по выбору сестёр начальницей общины была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. При ней к 1826 году число сестёр в общине увеличилось до 40. Об её правлении, продолжавшемся 43 года, сохранились воспоминания как о времени трудном, подвижническом, будучи суровой к себе она не допускала никакого исключения, снисхождения и малодушия к другим. Серафим Саровский говорил, что она «великая раба Божия», «бич духовный», «огненный столб от земли до неба» и «терпуг духовный».
По благословению Серафима Саровского рядом с Казанской была устроена Мельничная община. Закладка мельницы состоялась 9 (21) декабря 1826 года , в день зачатия праведной Анной . 7 июля 1827 года первыми насельницами стали восемь сестёр Казанской общины . Первой наставницей общины стала дворянская девица Елена Мантурова . На средства её брата Михаила в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова , в нижнем этаже которого располагался храм во имя Рождества Божией Матери. Устройству Мельничной общины и в дальнейшем во многом содействовал помещик Михаил Мантуров в благодарность за исцеление от неизлечимой болезни, обрёкший себя по обету на добровольную нищету до самой смерти (1858) .
Земля, на которой располагалась новая община, принадлежала наследникам миллионера Баташева . Одна из наследниц — Вера Постникова (Баташева), будучи в Сарове, обещала отцу Серафиму уступить ему эту землю, приняв её в свою часть наследства. В 1830 году последовало формальное распоряжение о пожертвовании 400 кв. сажень этой земли Дивеевской общине .
Первой начальницей новой общины в 1827 году была выбрана крестьянская девица Параскева Шаблыгина. По кончине отца Серафима по старости она была уволена на покой. Преемницей стала дворянская девица Александра Булгакова — до 1834 года и с 1837 года до своей смерти в 1839 году. С 1834 по 1837 год начальницами были крестьянка Ирина Лифанова и Прасковья Мелюкова. Пятая и последняя начальница Мельничной общины была избрана в 1839 году, ей стала Ксения Потхина. В общине к тому времени насчитывалось уже 115 сестёр .
В 1842 году , через 9 лет после преставления Серафима, обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. С 1853 года Казанская церковь с приделами стала существовать отдельно от новой общины.
В 1861 году община получила статус монастыря. Первой игуменьей стала Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова).
В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) своими руками положил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный Троицкий собор сооружался 27 лет. Строительство велось по проекту архитектора А. И. Резанова , завершавшего в это время строительство Храма Христа Спасителя в Москве. Одним из попечителей монастыря в это время был Николай Александрович Мотовилов , биограф и собеседник преподобного Серафима Саровского. Храм был освящён 28 июля ( 9 августа ) 1875 года епископом Нижегородским Иоанникием (Рудневым) .
В 1885 году завершено строительство . В 1902 году в восточной части корпуса построена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Во время визита императора Николая II в 1903 году , по его просьбе в этой церкви была отслужена Божественная литургия.
После смерти игуменьи Марии в 1904 году , сёстрами в игуменьи была выбрана казначея монастыря — монахиня .
К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек.
В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Сёстры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни. Обитель покинули немногие.
21 сентября 1927 года монастырь был закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пытались сохранить часть дивеевских святынь. Часть сестёр нашли приют в селе Елизарьево, где служил старший брат монастырского священника — Иаков (Гусев), прославленный затем как священномученик . По благословению братьев Гусевых из села Пузо в Елизарьево перевезли дивеевскую блаженную Марию Ивановну.
Игуменья Александра (Траковская; † февраль 1942 ) с частью сестёр впоследствии обосновалась в Муроме , в доме у стен Благовещенского монастыря ; затем старшей сестрой стала Анна Ефимовна Баринова (в монашестве — Мария) . В Муроме жили сёстры, изгнанные из разных монастырей, но служивший там батюшка вспоминал: «Внешне все выглядели одинаково: тёмный платок, тёмное платье, но дивеевских мы узнавали сразу, они резко отличались от всех, они успели получить нечто в монастыре — благодать. Они были ни на кого не похожи: в общении особенно приятные, очень смиренные, это чувствовалось во всём — в обращении и даже в голосе. А остальные были какие-то боевые монахини» .
Казанская церковь была закрыта в 1937 году . Но и после закрытия на праздник Казанской иконы в Дивеево продолжали съезжались со окрестных сёл и деревень, шли крестным ходом с большой Казанской иконой Божией Матери, заходя с ней в дома местных жителей. В 1947 и 1951 годах поступали прошения об открытии монастыря, однако они остались без рассмотрения. В 1950-е годы у Казанской церкви были разрушены верхние ярусы колокольни, купол и храмовая часть трапезной.
Одной из немногих дивеевских сестёр, доживших до восстановления монастыря была монахиня Серафима (Булгакова), сохранившая и передавшая монастырю некоторые личные вещи преподобного Серафима Саровского и святой блаженной Параскевы Дивеевской.
Возрождение началось в 1988 году , когда был зарегистрирован церковный приход . 22 апреля 1989 года архиепископом Горьковским и Арзамасским Николаем была освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери . Для этого в январе у родственников последнего священника выкуплен деревянный дом на окраине села, рядом с Казанским источником . До закрытия монастыря этот дом стоял недалеко от Канавки и в нём находилась монастыря . Затем строение было разобрано и перенесено на окраину, чтобы обеспечить жильём священников, которых выселяли из центра села . К купленному дому был пристроен алтарь и построена деревянная колокольня . Освящение церкви состоялось в Лазареву субботу и совпало с днём памяти последнего дивеевского священника Иоанна Смирнова . Перед освящением в церковь была внесена икона Серафима Саровского, выполненная в полный рост и с вложенной полумантией преподобного .
В октябре 1989 года церковной общине был передан Троицкий собор. Весной 1990 года при сиявшей в чистом небе радуге на него был установлен крест . Освящение Троицкого собора состоялось 31 марта 1990 года архиепископом Николаем . . 1 августа был вновь освящён придел в честь иконы Божией Матери « Умиление » .
21 июля 1991 года состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря.
31 июля 1991 года в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе , бывшем тогда музеем атеизма и религии .
17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игуменьи монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря .
В апреле 1992 года по завету Серафима Саровского перед образом Спасителя в Рождественской церкви была зажжена неугасимая свеча . В июле монастырю было передано здание Казанской церкви . 21 октября повторно освящена пристроенная к ней Церковь Рождества Богородицы. В сентябре монастырю был передан Никольский скит в Автодееве , а 25 декабря — территория бывшего Кутузовского скита .
1 июня 1993 года была повторно освящена Церковь Рождества Христова. В нижнем Храме Рождества Богородицы в 1993 году прошёл первый после открытия монастыря иноческий постриг.
20 февраля 1995 года указом президента Казанской церкви присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.
Летом 1996 года отремонтирован фасад и восстановлен купол над домовой церковью во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. 27 сентября в праздник Воздвижения Креста Господня на купол установлен крест. С 1997 года начались работы внутри церкви. В 1996 году была открыта общеобразовательная монастырская православная школа.
26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры , Марфы и Елены Дивеевских. 22 декабря состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. Также в 2000 году были завершены исследования начатые в 1997 году по выяснению состояния Казанской церкви.
В 2002 году рядом с восстанавливаемой Казанской церковью были заложены фундаменты нескольких приделов, но затем их строительство было приостановлено до завершения главного здания, работы по восстановлению которого начались в 2003 году.
В 2003 году состоялось празднование 100-летия канонизации Серафима Саровского. Богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий II , в числе гостей и паломников был будущий Патриарх — митрополит Кирилл .
В июле 2004 года прошли Курские торжества. 20 июля после Божественной Литургии в Троицком соборе святые мощи преподобного Серафима Саровского были перенесены к колокольне. Затем специально подготовленным автомобилем доставлены в аэропорт Сарова . Далее самолётом Ан-26 ВМФ России по маршруту Саров — Пенза — Воронеж — Курск. После молебна на лётном поле начался крестный ход к Красной площади Курска . За 3 часа было пройдено 11 км. За это время архиереи освятили часовню в честь Серафима Саровского возле Кафедрального Сергиево-Казанского собора построенного в XVIII веке родителями Преподобного — Исидором и Агафьей. Архиереями крестный ход был встречен возле Воскресенско-Ильинского храма в котором венчались родители и был крещён будущий старец. После чего крестный ход проследовал к восстановленному Знаменскому собору в котором за три дня к святым мощам приложилось от 130 до 150 тыс. человек. 23 июля самолётом мощи были доставлены в Саров, откуда в тот же день перевезены в Дивеевский монастырь.
31 июля 2004 года начались торжества посвящённые 250-летию со дня рождения Преподобного Серафима Саровского. В этот день митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил чин Великого освящения Казанского храма восстановленного в 2004 году. Также было освящено здание новой школы, а здание старой передано монастырю. В этот же день, 31 июля 2004 года в лике прославлена блаженная старица . Её святые мощи были обретены 14 сентября , а с октября началось её . Со времени обретения мощи блаженной находятся в Казанской церкви. Советская власть запрещала посещение блаженной, общение с ней происходило тайно, через записки. Сёстрам она предсказала лагеря и ссылки и последующее возрождение монастыря.
Летом 2004 года сёстрами обители при возведении часовни был обнаружен фундамент мельницы, закладка которой положила начало девичьей общине.
8 сентября 2004 года Владыкой Георгием совершён чин Великого освящения южного придела церкви Казанской иконы Божией Матери во имя святого первомученика и архидиакона Стефана . На чине освящения присутствовали представители Румынской Православной Церкви. 17 октября Владыкой освящён Никольский придел.
31 июля 2005 года торжества начались с малой вечерни в Троицком соборе. В этот день в монастырь пришло 5 крестных ходов: из Нижнего Новгорода , Арзамаса , Сарова , Павлова и Ардатова . Верующие из Нижнего Новгорода за 12 дней прошли более 200 км.
3 февраля 2006 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин Великого освящения храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.
31 июля 2006 года малую вечерню в Троицком соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II , возглавивший торжества посвящённый 300-летию Саровской пустыни.
В апреле 2007 года возобновлены работы по строительству восьми приделов Казанской церкви. За основу был взят проект архитектора Виктора Коваля. К сентябрю строительные работы были завершены.
По благословению Патриарха Алексия II в сентябре 2007 года были обретены мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой). После обретения её мощи находились в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины.
В апреле 2008 года состоялось перезахоронение останков третьей настоятельницы Казанской общины Ксении Михайловны Кочеуловой.
В 2008 году были освящены ещё 5 приделов Казанской церкви: 20 июля — в честь священномученика Серафима (Чичагова) , составителя «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», 21 августа владыкой Георгием — в честь святых жён дивеевских Марфы , Елены и Александры , 2 октября — в честь дивеевских подвижниц и молитвенниц преподобномучениц и преподобноисповедницы . Освящение придела в честь святых Царственных страстотерпцев архиепископ Георгий совершил 3 декабря , а уже 11 декабря было освящён придел во имя святых Дивеевских блаженных Пелагеи , Марии и Параскевы.
17 января 2009 года Владыка освятил шестой придел в честь преподобномученицы Евдокии (Шиковой) и её послушниц: Дарии (Тимолиной), Дарии (Сиушинской) и Марии, принявшим мученическую кончину накануне праздника Успения Божией Матери в 1918 году.
22 июля 2009 года при посещении монастыря президентом Медведевым была подарена икона святого великомученика и целителя Пантелеимона .
9 сентября 2009 года в преддверии визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Троицком соборе Архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием совершена Божественная литургия , на которой присутствовали митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин и архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Затем состоялась встреча Патриарха с правящими архиереями 12 епархий, расположенных на территории ПФО . 10 сентября Патриархом Кириллом совершена Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе.
Вечером 6 ноября 2011 года архиепископом Георгием и настоятельницей Сергией из Арзамаса в монастырь был привезён Пояс Пресвятой Богородицы . Крестным ходом святыня была пронесена по Канавке Божией Матери. После чего ковчег был установлен под сенью в Преображенском соборе. На следующий день под звон колоколов Пояс Пресвятой Богородицы был вынесен из врат обители, чтобы проводить ковчег собралось несколько тысяч человек. Святыня пробыла в обители меньше суток, за это время к ней приложились десятки тысяч человек.
26 апреля 2012 года в Троицком соборе митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием был отслужен молебен на начало доброго дела, затем крестным ходом молящиеся прошли по Святой Канавке и закончили молебен на месте строительства нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Владыка окропил место строительства и первый ковш земли из котлована будущего храма. Благовещенский собор строится по проекту известного церковного архитектора Андрея Анисимова .
21 декабря 2015 года в монастыре был установлен и освящён митрополитом Георгием поклонный крест, пожертвованный паломниками в память об исцелении членов их семьи.
31 июля 2017 года, в канун празднования дня памяти преподобного Серафима Саровского, на Соборной площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, состоялось торжественное открытие памятника семье последнего российского императора Николая II .
8 сентября 2023 года в рамках поездки в Нижегородскую область Президент РФ Путин посетил Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь .
В обители проживает более 400 насельниц. С 1989 года в Дивееве было восстановлено и освящено семь храмов. Центром духовной жизни остаётся Троицкий собор со своей главной святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Обитель является местом паломничества. Для священников гостиницы обустроены на территории монастыря, для паломников построена гостиница на 460 мест в посёлке Северный. По состоянию на 2009 год поездки из Нижнего Новгорода в монастырь епархией организуются три раза в неделю. Епархией и администрациями различного уровня организовываются единичные поездки для инвалидов, ветеранов и пенсионеров.
Собор был заложен в 1907 году по проекту москвича . В 1916 году строительство в основном завершилось: были готовы иконостас и необходимая утварь , но не было отопления. После революции 1917 года в годы советской власти в нём был гараж, затем тир. Предзнаменованием случившегося в советские годы считаются слова блаженной Прасковьи Ивановой, сказанные во время закладки: «Собор-то собор, а я усмотрела, черёмуха по углам-то собора выросла, как бы не завалили» . В 1991 году собор был передан возрождённому монастырю. Восстановление продолжалось несколько лет.
Фотографии разрушенного Преображенского собора, также как и других храмов монастыря, можно увидеть на памятной доске около Храма Рождества Христова. Освящение главного престола состоялось через 91 год после начала строительства — 3 сентября 1998 года , в честь Преображения Господня . 27 октября митрополитом Николаем в честь св. Архистратига Божия Михаила со всеми Небесными Силами бесплотными был освящён южный придел. Ранее в честь св. Архистратига Божия Михаила был освящён один из приделов ныне не существующей Тихвинской церкви. Роспись предела велась в 2005 году под руководством Анатолия Беляева. Трапезный храм (Дивеево)
В соборе находятся мощи преподобной Марфы Дивеевской . Её мощи были обретены после прославления в лике местночтимых святых 22 декабря 2000 года . День памяти отмечают 3 сентября . По словам Серафима Саровского, преподобная Марфа — начальница над дивеевскими сёстрами в Царствии Небесном.
Также в соборе хранятся мощи блаженной Параскевы Дивеевской (Паши Саровской), день памяти которой отмечают 5 октября Считается, что блаженная предсказала гибель династии Романовых , гонения на Церковь и «море крови». В 2003 году были восстановлены могилы храмосоздателя собора Фёдора Васильевича Долгинцева и его жены Екатерины Ивановны.
По сложившейся традиции, в соборе совершается главная служба на Успение Божией Матери .
Строительство Благовещенского собора началось по завету преподобного Серафима, который говорил, что должен быть в обители ещё один храм, который встанет в одну линию с колокольней и Троицким собором, в конце Святой Канавки . 26 апреля 2012 года в Троицком соборе митрополит Георгий совершил молебен на начало доброго дела.
По проекту храм должен был иметь размеры, которые определены Поясом Богородицы : двадцать поясов в ширину, тридцать в длину, пятьдесят в высоту (то есть, его высота составила 60 метров). За основу был взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к московскому барокко, характерный для начала XVIII века. Новый собор стал белоснежным, с кровлей стального цвета и золотой главкой. В нём предполагалось устроить восемь приделов. Главный престол освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Подготовка к строительству нового собора велась более десяти лет. За это время проведён конкурс проектов, оформлены необходимые документы, подготовлена территория строительной площадки. 27 августа 2015 года, в предпразднество Успения Пресвятой Богородицы, состоялось освящение Успенского придела нового собора. Чин Великого освящения первого из приделов храма совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
17 ноября 2016 года освящён придел в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Чин Великого освящения возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Нижегородскому архипастырю сослужили митрополит Алавердский Давид (Грузинская Православная Церковь), епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, епископ Котласский и Вельский Василий. Митрополит Георгий рассказал, как, обучаясь в московских духовных школах, читал летопись Дивеевского монастыря и сокрушался, что невозможно пройти по Святой Канавке, приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского, побывать в пустыньках. Но 25 лет назад началось возрождение обители, и теперь мы можем лицезреть её благолепие… Владыка отметил, что совершенное освящение это связь между Церковью небесной торжествующей и Церковью земной воинствующей. Когда хоронили преподобного Серафима, ему в гроб положили иконку явления Царицы Небесной преподобному Сергию.
11 мая 2019 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил придел Благовещенского собора в честь Воскресения Словущего . В этот же день в новом приделе храма отслужили первую литургию .
№ | Название | Даты освящения |
Троицкий собор (1848—1875) | ||
1 | Пресвятой Живоначальной Троицы | 28.07.1875 |
2 | Иконы Божией Матери «Умиление» (южный нижний) | 02.06.1880/21.12.1996 |
3 | Иконы Божией Матери «Владимирская» Оранская (южный верхний) | 03.06.1884/13.05.1996 |
4 | Третьего обретения главы Иоанна Предтечи (северный верхний) | 04.06.1884/21.11.1997 |
5 | Преподобного Серафима Саровского (северный нижний) | 22.07.1903/31.12.1997 |
Преображенский собор (1907—1916) | ||
6 | Преображения Господня | 03.09.1998 |
7 | Архистратига Михаила (южный нижний) | 27.10.1998 |
8 | Всех святых (северный нижний) | 21.12.1998 |
9 | Иконы Божией Матери «Тихвинская» (южный верхний) | 21.06.2006 |
10 | Новомучеников и исповедников Российских (северный верхний) | 11.08.2006 |
Казанский собор (1773—2008) | ||
11 | Иконы Божией Матери «Казанская» (центральный) | 19.01.1780/31.07.2004 |
12 | Первомученика архидиакона Стефана (южный при центральном) | 1780-е/08.09.2004 |
13 | Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца (северный при центральном) | 1780-е/17.10.2004 |
14 | Священномученика митрополита Серафима (Чичагова) | 20.07.2008 |
15 | Преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских | 21.08.2008 |
16 | Преподобномучениц Марфы и Пелагеи (Тестовых) и преподобноисповедницы Матроны (Власовой) | 02.10.2008 |
17 | Царственных страстотерпцев (северный от придела Рождества Богородицы) | 03.12.2008 |
18 | Блаженных Пелагеи, Марии и Параскевы Дивеевских | 11.12.2008 |
19 | Рождества Христова (верхний храм, пристроенный к колокольне Казанского храма) | 06.08.1829/01.06.1993 |
20 | Рождества Пресвятой Богородицы (нижний храм, пристроенный к колокольне Казанского храма) | 08.09.1830/21.10.1992 |
21 | Священномучеников Иакова и Михаила (Гусевых), пресвитеров (верхний южный) | 22.01.2009 |
22 | Мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских (верхний северный) | 17.01.2009 |
23 | Архистратига Михаила (южный от придела Рождества Богородицы). 2-й по счету престол, освященный в монастыре в честь архистратига Михаила (рядом расположено захоронение Михаила Мантурова) | 16.07.2009 |
Благовещенский собор (2012-2022) | ||
24 | Благовещения Пресвятой Богородицы (верхний центральный) | 23.10.2022 |
25 | Успения Пресвятой Богородицы (нижний центральный) | 27.08.2015 |
26 | Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому (северный нижний) | 17.11.2016 |
27 | Явления Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму Саровскому (южный нижний) | 21.12.2016 |
28 | Всех Дивеевских святых | 06.05.2017 |
29 | Великомученика Георгия Победоносца | 04.05.2018 |
30 | Воскресения Словущего | 11.05.2019 |
31 | Сошествия Святого Духа на апостолов | 26.06.2019 |
32 | Зачатия Пресвятой Богородицы | 21.12.2019 |
33 | Введения во храм Пресвятой Богородицы | 06.11.2019 |
34 | Похвалы Пресвятой Богородицы | 13.05.2021 |
35 | Собора Пресвятой Богородицы | 26.06.2021 |
36. Храм благоверного князя Александра Невского (трапезный) (1895) | 27.11.2000 | |
37. Храм равноапостольной Марии Магдалины (игуменский корпус) (1902) | 1902/03.02.2006 | |
38. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (богаделенный) (1861) | 11.09.1862/06.11.2006 | |
39. Храм иконы Божией Матери «Целительница» (больничный) (2008) | 01.10.2008 | |
Келейный корпус | ||
40. | Иконы Божией Матери «Державная» | 21.12.2020 |
41. | Всех святых в земле Русской просиявших | 30.01.2021 |
Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря .
25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом . Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал .
Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста .
Кто Канавку эту с молитвой пройдёт да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!
Копать Канавку начал сам отец Серафим 2 (15) июня 1829 года перед праздником Святой Троицы. Глубина канавки и высота вала должны были быть 3 аршина (215 см). Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова 25 декабря 1832 ( 6 января 1833 ) года. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера .
С 1842 года, при Иване Тихонове, уход за Канавкой был прекращён, вал частично срыт, а через Канавку сделаны мосты и переходы .
Уход за Канавкой был возобновлён в 1862 году при игуменьи Марии (Ушаковой), произведена очистка от сора, убраны мосты и переходы .
До 1900 года в конце святой Канавки стояла деревянная звонница, затем её заменила пятиярусная колокольня, построенная между Казанской церковью и Троицким собором .
В 1927 году вал был срыт, Канавка на значительном протяжении засыпана. В послевоенные годы через Канавку были проложены коммуникации, в частности, через южную часть — канализационная труба. Введены запреты на молитвы на святой Канавке .
1 января 1992 года возобновлена традиция, по которой все сёстры после вечернего богослужения обходят Канавку с молитвой Богородице Дево, радуйся .
10 августа 1993 года , на праздник иконы Божией Матери « Умиление », впервые после длительного перерыва, по святой Канавке прошёл крестный ход с пением Параклиса .
В 1997 году администрацией Дивеева дано разрешение на восстановление Канавки при условии согласования с ними каждого участка работ. Работы на первом участке — от начала до первого поворота начались 23 августа, в день памяти священномученика архидиакона Лаврентия. Исходное расположение уточнялось с помощью поперечных раскопок .
Основные работы были завершены к 2003 году — столетию прославления Серафима Саровского. Тропинка, проходящая по валу, была выложена плитами и обнесена кованой оградкой. В 2004 году установлены мраморные поклонные кресты, а на месте мельницы — деревянная часовня, освящение которой состоялось 30 июля 2004 года .
В 2005 году воротами была закрыта асфальтированная дорога через Канавку, ведущая к школе. 26 июня 2006 года, в день памяти преподобной Александры и канун кончины первого духовника Серафимо-Дивеевского монастыря протоиерея Василия Садовского, отслужен молебен на восстановление Канавки в месте пересечения с дорогой. 28 июня начались земляные работы .
В 2011 году по Святой Канавке многотысячным крестным ходом был пронесён ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы .
По сложившейся традиции при погребении плащаницы Божией Матери по Святой Канавке проходит крестный ход . Накануне монастырские сёстры украшают Святую Канавку живыми цветами . Крестный ход проходит также после утреннего богослужения на первой и последней неделе Великого поста .
Икона « Умиление » Пресвятой Богородицы являлась главной святыней Троицкого собора . Перед этой иконой молился и скончался Серафим Саровский . Он называл её «Всех радостей Радость», а елеем из лампады, горевшей перед иконой, преподобный помазывал больных . По завету отца Серафима, после его кончины образ был передан Саровским игуменом Нифонтом в Мельничную общину .
После закрытия монастыря игуменья вместе с другими сёстрами перевезла образ в Муром . После её смерти монахиня Мария (Баринова) с благословения Патриарха Пимена передала икону протоиерею Виктору Шиповальникову , а в 1991 году — Патриарху Алексию II . С тех пор образ находится в домо́вом храме резиденции Святейшего Патриарха, а в правом киоте Троицкого собора Дивеевского монастыря находится его чудотворный список .
В конце 1990 года были обретены мощи батюшки Серафима. В 1991 году с крестным ходом святые мощи были принесены в Дивеевский монастырь. Так сбылось пророчество, что телом преподобный Серафим будет пребывать в Дивееве.
В храме Рождества Богородицы почивают преподобные Александра , Марфа и Елена . В Казанском соборе — блаженные жены Дивеевские Пелагия , Параскева и Мария и преподобноисповедница Матрона (Власова).
В апреле 2009 года в дар монастырю передан ковчег с частицами мощей святых Глинской пустыни : Макария, Серафима, Иннокентия, Феодота, Архиппа, Василия, Илиодора, Иоанникия и Филарета. Ковчег изготовлен по благословению игуменьи Серафимо-Дивеевского монастыря Сергии (Конковой). Ранее по благословению настоятеля Глинской пустыни архиепископа Конотопского и Глуховского Луки (Коваленко) было изготовлено пять ковчегов с частицами мощей преподобных старцев. Они были отправлены на Валаам , в Соловецкий монастырь и в три храма Москвы.
В Дивееве истекают несколько источников: Казанский (самый древний), Целителя Пантелеимона, Матушки Александры и Иверский.
Наиболее чтимым является дальний источник Батюшки Серафима, расположенный у посёлка Цыгановка . Чудотворный источник Преподобного Серафима около реки Саровки, явивший многие чудеса и исцеления при его жизни и после его кончины, был засыпан в советские годы , но чудесным образом на реке Сатис на границе закрытой территории появился новый источник, который засыпать не смогли .
1 августа 1993 года Патриарх Алексей II освятил возле источника деревянную часовню . В 2006 году были построены три новые купальни . В июле 2009 года была освящена новая часовня, строительство которой велось на протяжении двух лет .
В 2008 году в монастырь был возвращён колокол, купленный Серафимом Саровским. Вес колокола 16 кг (1 пуд ). Был приобретён летом 1829 года на Нижегородской ярмарке . На колоколе выгравировано имя заказчика. Из-за трещины планируется поместить колокол в экспозицию создаваемого музея.
К началу XX века при алтаре Кладбищенской церкви Дивеевского монастыря хранилась большая часть валуна, на котором преподобный Серафим Саровский провёл тысячу дней и ночей в подвиге столпничества .
6 марта 2009 года состоялась передача монастырю портрета первой игуменьи обители — матушки Александры . Портрет был написан монахинями монастыря. После закрытия монастыря в 1927 году портрет хранился в крестьянских семьях в деревне около Йошкар-Олы. Портрет был найден Германом Князевым и Сергеем Маловым в антикварном салоне, около церкви в честь Спаса Нерукотворного в Нижнем Новгороде.
Портрет матушки Александры упоминается в летописи монастыря. По легенде портрет менялся в зависимости от того, какой человек заходил в келью.
При передаче портрета благотворители отметили, что в жизни каждого из них было событие связанное с монастырём. После восстановления портрет планируется разместить в приделе матушки Александры.
Летом 2010 года для посетителей был вновь открыт домик блаженной Параскевы Ивановны. После ремонта в нём стало три зала. Одна комната посвящена блаженной Параскеве Ивановне, дивеевским блаженным и посещению этой кельи императором Николаем II. В большом зале представлены материалы о двух дивеевских игуменьях — Марии (Ушаковой) и Александре (Траковской) и о сёстрах обители. Третий зал посвящён преподобному Серафиму Саровскому и его прославлению в сонме святых в 1903 году, а также воссоздан фрагмент кельи святого старца.
Подлинными экспонатами, представленными в музее, являются: платье блаженной Параскевы Ивановны, личные вещи игуменьи Марии и игуменьи Александры, монашеская одежда дивеевских сестёр, вещи, принадлежавшие святителям Филарету (Дроздову) и Феофану Затворнику, и мебель из кельи преподобного Серафима.
На всех скитах и подворьях действуют храмы. На скитах сёстры занимаются в основном хозяйственными работами. Подворья же выполняют главным образом представительские функции.