Мартен, Анри (коммунист)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Коммунист» (1891 — февраль 1942) (до 1906 года « Regimen », до 1918 года « Михаил Лунд ») — бывший английский грузовой пароход «Regimen», который с 1906 года ходил под русским флагом и после Октябрьской социалистической революции, с 1918 года ходил под Советским флагом.
Построен в 1891 году на верфи «Sunderland Shipbuilding Co Ltd», Сандерленд, Великобритания. С 1906 года ходил под русским флагом. В 1915 г. мобилизован и зачислен в состав Балтийского флота в качестве транспорта. В 1918 году участвовал в Ледовом походе Балтийского флота . В мае 1918 года сдан на хранение в порт. 21 июня 1918 года расконсервирован и введён в строй в качестве парохода.
В 1922 году передан Черноморскому пароходству и совершил переход из Петрограда в Одессу через Атлантический океан. Прошёл капитальный ремонт в 1923-1924 годах. С 14 января 1942 года числился в составе Черноморского флота в качестве транспорта. Погиб 24 февраля 1942 года во время шторма на переходе из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 1878 тонн военных грузов.
По сообщениям СМИ остов парохода обнаружен в июле 2012 года глубоководной археологической экспедицией "Берег богов" на траверзе мыса Ай-Тодор (район посёлка Гаспра, Крым) на глубине 113 метров.
Балтийский торговый флот в 1906 году. Обращаясь прежде всего к балтийскому пароходному фоту, можно констатировать некоторый рост его, который произошёл, преимущественно, благодаря увеличению флота Северного пароходного общества . Общество это вновь приобрело пароходы: «Григорий Мерк» (? т), «Иван Азбелев» (1056 т), «Александр Камбауров» (1682 т), «Александр Венцель» (1816 т), «Эдуард Барри» (1048 т), «Михаил Лунд» (1236 т) , «Николай Белоцветов» (1180 т), «Граф Строганов» (1954 т) и «Петр Берг» (2172 т). Северное общество и в 1906 г. содержало срочную линию С.-Петербург — Рига — Лондон — Гуль, причём во время закрытия с.-петербургского порта зимой пароходы доходили только до Риги. На этой линии плавали сначала пароходы «Алексей Мерк», «Пётр Мерк», «Пётр Мельников» и пароход г. Радау «Амур», но, мало по малу, они были заменены пароходами большей вместимости: «Консул Торсэ», «Эдуард Барри», «Иван Азбелев», «Михаил Лунд» и «Николай Белоцветов», которые плавали на этой линии до конца года.
Согласно сведениям о плавании балтийских судов, взятых из печатного издания тех времён журнала «Русское Судоходство», пароход «Михаил Лунд» числился пароходом Северного общества с мая 1906 года и журнал прослеживает до 1910 года включительно:
В 1915 году пароход «Михаил Лунд» мобилизован и зачислен в состав Балтийского Флота в качестве транспорта.
В феврале-мае 1918 года участвовал в
Ледовом походе Балтийского флота
.
В мае 1918 года пароход сдан на хранение в порт.
21 июня 1918 года расконсервирован и введен в строй в качестве парохода.
Из мемуаров А. Смирнова «Сквозь кольцо блокады»: «К осени 1918 года мы уже могли выставить для заграничных рейсов девятнадцать пароходов, в том числе „Коммунист“ (бывший „Михаил Лунд“)…»
В 1922 году передан Черноморскому пароходству и совершил переход из Петрограда в Одессу через Атлантический океан. Прошёл капитальный ремонт в 1923—1924 годах.
С началом Великой Отечественной войны пароход был задействован в перевозке военных грузов и людей. Вот пример одного из рейсов:
«6 ноября теплоход вышел очередным рейсом из Новороссийска в Севастополь, имея за собой в кильватере пароход „КОММУНИСТ“. Не успели суда оказаться в открытом море, как пришлось объявить воздушную тревогу. Дружными залпами встретили зенитчики с палубы теплохода „ВОРОШИЛОВ“ вражеские самолёты, и они, безрезультатно покружившись над судами, убрались восвояси. В тот день у моряков была ещё одна встреча с фашистскими самолётами. У мыса Сарыч неожиданно со стороны берега на высоте 50—60 метров вырвались два торпедоносца. „ВОРОШИЛОВ“ открыл огонь. Самолёты развернулись для атаки. Первый заход на теплоход, второй — на „КОММУНИСТ“. На нём нет вооружения, прикрывает его своим огнём „ВОРОШИЛОВ“. Две торпеды прошли мимо. В воздухе появились наши самолёты, завязывается воздушный бой. Караван судов в это время идёт к Севастополю.
Разгрузившись в Севастополе, на рассвете 7 ноября началась погрузка ценного оборудования Севастопольского завода. Вражеская авиация совершает массированные налёты на город и порт.»
В начале 1942 года перед транспортными судами Черноморского бассейна была поставлена новая задача: обеспечить бесперебойную доставку военных грузов Крымскому фронту. Пункты приёма этих грузов находились в Феодосии, Керчи и Камыш-Буруне.
С 14.I.1942 года числился в составе Черноморского Флота в качестве транспорта.
О фактах плохой охраны и гибели транспортных судов в феврале 1942 года доведено до сведения начальника Генерального штаба маршала Советского Союза товарища Шапошникова и Народного комиссара Военно-морского флота адмирала товарища Кузнецова. Однако и после этого суда продолжают гибнуть по тем же причинам.
Транспорт «Коммунист» был направлен из Новороссийска в Севастополь с грузом ВВС без всякой охраны и конвоя — вышел из Новороссийска 19 февраля и должен был прийти в Севастополь 23 февраля, но бесследно исчез. Через несколько дней транспорт «Восток», следуя в Севастополь, встретил шлюпку с двумя обледеневшими трупами членов экипажа транспорта «Коммунист».
По сообщениям СМИ остов парохода обнаружен в июле 2012 года глубоководной археологической экспедицией «Берег богов» на траверзе мыса Ай-Тодор (район посёлка Гаспра, Крым) на глубине 113 метров. Директор «Черноморского центра подводных исследований» Сергей Воронов рассказал, что о том, где находится корабль, сообщили аквалангисты. Пароход был идентифицирован по ряду особенностей конструкции. Глубина затопления — 113 метров — спасла судно от разграбления. Теплоход вёз самолёты, бронетехнику и артиллерийское вооружение, всё это могло сохраниться в хорошем состоянии и по сей день. «В этом году (2013-м) специалисты „Черноморского центра подводных исследований“ планируют совершить подводную экспедицию к месту гибели парохода „Коммунист“, который затонул недалеко от Севастополя в 1942 году.» — Об этом сообщил директор центра Сергей Воронов.
Согласно источникам печати:
Зимой 1941—1942 годов штормы тоже могли внести свой вклад в немалые потери транспортов, работавших на коммуникации Новороссийск-Крым. До сих пор циркулируют различные версии гибели парохода «Коммунист», вышедшего из порта Новороссийск 19 февраля 1942 года и пропавшего без вести. Пропал и весь экипаж (34 человека) во главе с капитаном Л. Г. Кабаненко. Пишут лишь, что «Через несколько дней моряки парохода „Восток“, шедшего тем же курсом из Новороссийска в Севастополь, в открытом море заметили плавающие предметы судового снаряжения. Это были останки парохода „Коммунист“. Координаты этой морской катастрофы так и остались неизвестными». Одна из версий этой катастрофы — штормовая. Пароход, имевший полную вместимость 1943 брт, принял на борт 1878 т «разных воинских грузов» — под завязку. Другие источники уточняют — грузы были для ВВС (авиации). А подводные археологи, отыскавшие затонувший «Коммунист» на глубине 113 м и идентифицировавшие судно по особенностям конструкции, конкретизируют: пароход вёз в Севастополь бронетехнику, артиллерийское вооружение, автомобили, а также разобранные по частям самолёты. «Коммунист» де имел на палубе целый музей военной техники, подняв которую, можно сформировать великолепную экспозицию. Мешает подъёму только сильное течение, сносящее в сторону подводный робот «Софокл». Во время шторма плохо закреплённая бронетехника могла погубить судно, к тому же старое и немощное (максимальная скорость в 1941 г. — 6 узлов). «Коммунист», построенный в Великобритании в 1891 г., к выходу в последний рейс успел отметить полувековой юбилей и был значительно старше своего капитана — ростовчанина Луки Гавриловича Кабаненко, родившегося в 1906 г. Уже в 1920-е годы судно плохо переносило шторм. Красноречивое свидетельство этому оставил известный писатель-маринист А. С. Новиков-Прибой, написавший рассказ «„Коммунист“ в походе» по результатам одного шторма в Северном море. Удары волн отрывали части судна, возникали трещины в корпусе, и ещё тогда экипаж величал «Коммунист» «Наша горемычная коробка».
Годы, прошедшие до начала войны, не прибавили судну ни скорости, ни надёжности. Лишь огромные потери тоннажа на Чёрном море вынудили командование включить «Коммунист» в число транспортов ЧФ и отправить антикварный пароход в последний рейс. В шторм и без конвоя. Последнее важно, поскольку по другой версии судно было торпедировано.
Нередко цитируется письмо прокурора СССР по этому поводу: «Советские адмиралы так охраняли суда советского торгового флота, которые обслуживали нужды армии и самого ВМФ, что взвыли не только моряки торгового флота, но и прокурор СССР В. Бочков.» 23 марта 1942 г. он написал А. Микояну: «…С первых дней войны флот Черноморско-Азовского пароходства начал терпеть большие потери, которые в дальнейшем беспрерывно увеличиваются и создают реальную угрозу существованию флота этого пароходства вообще. Основная причина больших потерь флота — плохая организация охраны транспорта от нападений неприятеля с воздуха. Так, например, при осуществлении десантных операций в Керчи и Феодосии подверглись бомбёжке и затонули 12 транспортных судов, доставивших воинские части, боеприпасы и артиллерию в эти порты. Суда были оставлены военным командованием без всякого охранения и защиты. О фактах плохой охраны и гибели транспортных судов в феврале месяце доведено до сведения нач. Генерального штаба Маршала Советского Союза тов. Шапошникова и Народного Комиссара Военно-Морского Флота адмирала тов. Кузнецова. Однако и после этого суда продолжают гибнуть по тем же причинам. Так, например, 19 февраля с. г. из Новороссийска в Севастополь был направлен пароход „Коммунист“ с грузом ВВС без всякой охраны и конвоя. Пароход торпедирован и затонул».
А подводные археологи уверенно пишут: транспорт потопила авиация, его носовая часть повреждена. Но нельзя сбрасывать со счетов и возможность того, что «Коммунист» подорвался на мине — скорее всего, советского же оборонительного заграждения (в том числе сорвавшейся в шторм с минрепа и свободно плавающей). Так подорвался 13 февраля теплоход «Кубань», сумевший в тот раз удержаться на плаву и его отбуксировали в Новороссийск .
Моряк и известный писатель Алексей Силыч Новиков-Прибой , который плавал на этом пароходе, написал рассказ «„КОММУНИСТ“ в походе».