Interested Article - Пелена Елены Волошанки

Пелена Елены Волошанки , пелена «Вынос иконы „Богоматерь Одигитрия “» , пелена «Церковная процессия» — вышивка, предположительно происходящая из мастерской вдовы наследника московского престола Елены Стефановны . Вероятней всего, изображён торжественный выход великого князя Ивана III на вербное воскресенье 8 апреля 1498 года с семейством во время коронации Дмитрия Внука (сына Елены) соправителем.

Редкий пример группового семейного портрета московских великих князей. Одна из первых светских «картин» Древней Руси — не повторяет сюжет иконы, под которую подвешивалась вышивка, а имела независимую иконографию .

Описание

Пелена квадратной формы имеет неправильные очертания. В её среднике изображён торжественный вынос иконы «Богоматерь Одигитрия». В центре изображена фигура диакона, который несёт большую икону. По его сторонам разворачивается многофигурная процессия в 3-4 ряда. В среднем ряду помещены изображения царствующих особ (левая часть) и клира (правая часть). На переднем плане с обеих сторон — священники, певчие в остроконечных шапках и монахи. В задних рядах — участники процессии с длинными ветвями верб .

« Одигитрия » Дионисия

На пелене изображен крестный ход , вероятней всего, в Кремле: соединяются две процессии — великокняжеская, направляющаяся из Благовещенского собора , и митрополичья, шествующая от Успенского собора. Изображенная икона Богоматери Одигитрии — греческого письма, вероятно, присланная на Русь в 1381 году и обновлённая после пожара Дионисием в 1482 году ( Смоленская икона Божией Матери ). Возможно, именно для украшения этой иконы данная пелена и предназначалась; вероятно, вышивка была заказана для одного из кремлёвских соборов .

Дьяк, держащий икону
Зонт-«солнечник» над великим князем на фоне веточек верб

«Человек в красном одеянии несёт икону без помощи рук — своеобразным и весьма характерным способом, хорошо известным по рассказам паломников, видевших вынос Одигитрии в Константинополе, точный список с которой и представляла собой кремлёвская икона. Подражание константинопольскому образцу здесь сомнений не вызывает — так же как и стремление воспроизвести черты недавно павшего Второго Рима в Москве» .

Два человека держат над иконой ритуальные опахала — рипиды , символика которых связана с Христом и его победой над смертью. Два других служителя держат огромные «зонтики» — церемониальные балдахины под названием « », которые использовались в торжественных процессиях. «Поверхность обоих солнечников украшена одинаковыми композициями: в центре окружность, по обе стороны от неё — сложный S-образный узор с вьющимися спиралью завитками. Отличие состоит в том, что на „зонте“ митрополита внутри окружности изображен , в то время как на солнечнике великого князя это место оставлено пустым» .

Певцы изображены на переднем плане перед иконой антифонно как левый и правый клиросы . На них длинные разноцветные рясы — красные, желтые, белые, голубые, коричневые, на головах — остроконечные и округлые шапочки, тоже разных цветов. В черные одежды облачено монашествующее духовенство. «На каждом клиросе есть руководящий певец, головщик, регент, которого нетрудно узнать по поднятым рукам и дирижерским жестам. В правом клиросе регент одет в красную рясу, в левом — в коричневую. Их живые, изящные позы свидетельствуют о том, что в настоящий момент они руководят хором, сопровождая крестный ход пением. Динамичность придают хору и жесты певцов — их руки приподняты, они запечатлены в позе пения. В архивах сохранились сведения о том, что Государев хор Ивана III участвовал в поставлении на великое княжение Димитрия Ивановича, внука Ивана III. На левом и правом клиросах пели многолетие» .

Иван III и Дмитрий Внук изображены с нимбами — по видимому, это является первым изображением русского (несвятого) правителя с нимбом (атрибутом помазанника божьего), как считает Т. Е. Самойлова , что впоследствии станет каноном.

Изображенные лица

Обилие фигур, которые, вероятно, имели реальные прототипы, вызывало многочисленные попытки связать их с конкретными лицами. Однако отсутствие именующих надписей, а также вкладной летописи, в которой был бы описан памятник, затрудняло точную атрибуцию памятника.

В начале XX века было высказано предположение , что заказчицей пелены была великая княгиня Софья Фоминична Палеолог (жена Ивана III), однако доказательств этому не было приведено.

В середине XX века М. В. Щепкина проанализировала памятник и, опираясь на различные источники, пришла к выводу, что события, изображенные на пелене, относятся к 1498 году, следовательно, заказчицей является Елена Стефановна (невестка Ивана III).

Чин поставления на великое княжество князя Димитрия Ивановича
  • События 1498 года: к концу 1490-х годов ситуация с престолонаследием в Московском княжестве обострилась. Иван III был ещё жив, равно как и его вторая жена Софья Палеолог и их сын, будущий Василий III . Однако сын великого князя от первого брака Иван Молодой уже скончался, оставив после себя вдову Елену Волошанку и юного сына Дмитрия Внука .
  • Между Софьей и Еленой, матерями двух непрямых наследников, началось соперничество. Незадолго до Вербного воскресенья 8 апреля 1498 года Дмитрий Внук был венчан своим дедом как соправитель на великое княжение Владимирское и Московское в Успенском соборе .
  • Но уже в следующем году Софья одержала верх — Дмитрий с матерью были удалены от престола. В марте 1499 года Василий провозглашается князем Новгорода и Пскова, а в 1502 году — наследником престола. Елена с сыном были заточены в тюрьму, где оба скончались (в 1505 и 1509 гг. соответственно).

Поэтому, вероятней всего, изображён торжественный выход из Успенского собора великого князя Ивана III на вербное воскресенье 8 апреля 1498 года с семейством во время коронации Дмитрия Внука (сына Елены) соправителем — недолгий момент торжества партии Елены Волошанки.

По версии Щепкиной, атрибуция фигур такова:

  • Софья Палеолог — крайняя фигура в нижнем ряду слева (с круглой нашивкой на плече — таблионом , знаком царского достоинства)
  • её незамужние дочери Феодора и Евдокия — рядом (в шапках)
  • Елена Волошанка — между этими двумя княжнами (в жёлтом покрывале)
  • Иван III (60 лет) — в среднем ряду в левой части композиции (седой старец в венце и с нимбом — атрибутом помазанника божьего)
  • Дмитрий Внук (15 лет) — рядом (безбородый юноша в венце и с нимбом)
  • Василий III (19 лет) — рядом (бородач в венце без нимба)
  • митрополит Симон — в правой части композиции, напротив князей (с нимбом)

Критика портретной идентификации

Византинист Андре Грабар предложил полностью отказаться от интерпретации образа на пелене как группового портрета, указав на традиционность этого изображения в рамках иконографии Акафиста Богоматери и изображений поклонения иконе Богоматери Одигитрия . Его аргументация была дополнена и развита в недавней статье А.С. Преображенского. По его мнению, речь может идти об «ассоциативном, а не о буквально "портретном" и тем более политизированном прочтении композиции» .

Техника и материал

Пелена «Усекновение главы Иоанна Предтечи», 1490-е, ГИМ. Мастерская Елены Волошанки (?)

«Фон средника и иконы Богоматери, одежды священнослужителей и младенца Иисуса, отделка головных уборов и контуры одежд шиты по светлой тафте золотными и серебряными прядеными нитями „в прикреп“. Личное шито светлым некрученым шелком „в раскол“, одежды — некручеными шелковыми нитями малинового, голубого, синего, коричневого, фиолетового, белого и кремового цвета особым двойным швом „в прикреп“» .

Окружающая основное изображение кайма заполнена прямоугольными клеймами с абстрактным орнаментом, возможно, стилизованной виноградной лозой. Он образует фигуры неправильной формы, вышитые золотными и серебряными прядеными нитями «в прикреп»; фон и заполнения фигур шиты цветными шелковыми нитями тех же цветов, что и в среднике, особым двойным швом «в прикреп». Тафта подложена синей крашениной. Подкладка выполнена из холста (новодел) .

В пелене, наряду с церковными мотивами, по мнению некоторых учёных, прослеживаются и светские, сочетающие приёмы русского и . Пелена Елены Волошанки, а также пелена с изображением «Усекновения главы Иоанна Предтечи» (также ГИМ) «по техническим приёмам, в частности употреблению двойного сложного шва, по нерусскому характеру орнамента на каймах, общему идейно-художественному замыслу представляют любопытный пример взаимосвязи русского и молдовлахийского искусства» .

Происхождение и сохранность

В настоящий момент находится в Государственном историческом музее (инв. 15495щ РБ-5), куда поступила в 1905—1911 годах в составе собрания П. И. Щукина , к которому, в свою очередь, попала от , которым она была приобретена в неизвестном источнике .

Реставрирована в 1925 году в ЦГРМ , при этом снята стеганая на вате поздняя подкладка и подложена существующая ныне. Имеются незначительные утраты шитья в личном, более значительные в одеждах и орнаменте, потертость золотного шитья, прорывы по краям пелены, на подкладке — прорывы и пятна .

См. также

Литература

  • Труды VIII Археологического съезда в Москве в 1890 г., т. IV, М., 1897, табл. XXII
  • Щепкина М. В. Изображение русских исторических лиц в шитье XV века // Труды Государственного исторического музея: Памятники культуры. М., 1954, вып. 12.
  • Свирин Н. А. Древнерусское шитье. М., 1963. С. 52-57
  • (недоступная ссылка) (недоступная ссылка)
  • ТОДРЛ., 1981. Т. 36. С. 291—294
  • Успенский собор Московского Кремля; Материалы и исследования. М., 1985. С. 198—200
  • Проблемы русской средневековой художественной культуры. М., 1990. С. 87-92. (Материалы и исслед. /Гос. музеи Моск. Кремля; 7)
  • (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка)
  • Евсеева Л. М. Шитая пелена 1498 г. и Чин венчания на царство // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. Сборник статей. М., 1999. С. 430—439
  • Россия. Православие. Культура. Каталог. М., 2000. С. 263—264, кат. 615
  • Преображенский А.С. от 12 января 2019 на Wayback Machine . Приложение 2 к монографии: Преображенский А.С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI – начало XVI века. — М.: Северный паломник, 2010.С. 462-487.
  • от 5 марта 2016 на Wayback Machine

Примечания

  1. Святая Русь. Каталог выставки. 2011
  2. Великий князь и государь всея Руси Иван III. Каталог выставки. Московский Кремль, 2013. С. 55-56. Н. В. Суэтова
  3. . Дата обращения: 15 июля 2013. 5 марта 2016 года.
  4. Изображение певцов и песнопений в древнерусском искусстве.
  5. Самойлова Т. Е. «Новооткрытый» портрет Василия III и идеи святости государева рода // Искусствознание. М., 1999. Вып. 1. С. 39-58
  6. Георгиевский В. Т. Древнерусское шитье в ризнице Троице-Сергиевой Лавры // Светильник, 1914. № 11-12
  7. Щепкина М. В. Изображение русских исторических лиц в шитье XV века // Труды Государственного исторического музея: Памятники культуры. М., 1954, вып. 12.
  8. (недоступная ссылка)
  9. Грабар А.Н. Заметки о методе оживления традиций иконописи в русской живописи XV–XVI веков // ТОДРЛ. Т. 36. Л., 1981. С. 289–294
  10. [Преображенский А.С. от 12 января 2019 на Wayback Machine Иконография «пелены Елены Волошанки» и проблема портретной традиции в московском искусстве рубежа XV–XVI веков. Приложение 2 к монографии: Преображенский А.С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI – начало XVI века. — М.: Северный паломник, 2010
Источник —

Same as Пелена Елены Волошанки