Название апокрифу дано
шведским
священником,
теологом
и
экзегетом
в первом критическом издании 1928 года
. Также в рукописях встречаются варианты «Книга Небесных Дворцов», «Книга Еноха, написанная рабби Ишмаэлем, первосвященником», «Главы (Учение) рабби Ишмаэла», «Возвышение (Восхождение) Метатрона»
.
Как правило, без дополнительных уточнений под «книгой Еноха» подразумевают
Первую книгу Еноха
, называемую также "
Эфиопской"
за то, что её текст сохранился полностью только на классическом
эфиопском
языке
геэз
.
Современными учёными книга характеризуется как
псевдоэпиграфическая
, поскольку события в ней описываются от лица рабби Ишмаэля, ставшего
первосвященником
после видения восхождений на Небеса. Но реально существовавшая историческая фигура,
танна
II века
рабби Ишмаэль
, по известным источникам, на момент
падения Второго Храма
в
70 году н. э.
был слишком молод для такой должности. По-видимому, речь шла о танне
I века н. э.
, который действительно был первосвященником в храме (и, возможно, являлся его дедом).
В оригинальном названии книги фигурирует слово
хе(й)халот
(
ивр.
הארמון
или
англ.
Hekhalot
) — множественное число от
хе(й)халь
, означает «дворцы», «храмы» или «чертоги». Вкупе с номинальным автором выдаёт представителя
хехалотского
или
меркабского
мистицизма (ср. с названиями таких текстов, как "
Хейхалот раббати"
или "
Массекет хейхалот"
). Его содержание свидетельствует, что оно новее других подобных текстов
. В частности, апокриф не содержит меркабских гимнов
, имеет уникальную структуру
и клятвы (
англ.
adjuration
)
. Это делает Книгу Дворцов уникальной не только среди меркабских сочинений, но и в ряду книг Еноха.
Существует ряд признаков, указывающих на то, что авторы апокрифа были ознакомлены с первой книгой.
Некоторые моменты, появляющиеся как в Первой, так и Третьей книгах Еноха:
Енох возносится на небо в огненной колеснице (3 Енох 6:1; 7:1)
Енох — возвышенный ангел на престоле на небесах (3 Енох 10:1-3; 16:1)
Енох получает откровение от
космологических
тайн творения (3 Енох 13:1-2)
Рассказ о драгоценных металлах и о том, что они не помогут своим владельцам и идолопоклонникам (3 Енох 5:7-14)
Враждебный ангел по имени
Азазель
и вскользь упомянутые двое других (3 Енох 4:6; 5:9)
Основная сюжетная линия, проходящая через Третью книгу Еноха — вознесение
Еноха
на небеса и его превращение в архангела
Метатрона
.
Содержание
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ: Рабби Ишмаэл восходит на небеса, чтобы узреть видение
Меркавы
; Метатрону поручается Господом покровительствовать ему.
ГЛАВА 2. Ангелы высших рангов задают Метатрону вопросы, касающиеся рабби Ишмаэла.
ГЛАВА 3. У Метатрона семьдесят имён, но Бог называет его «Отрок».
ГЛАВА 4. Метатрон идентифицируется с Енохом, который был взят на небеса в период поколения
Потопа
.
ГЛАВА 5. Господь удаляет
Шехину
от земли из-за идолопоклонства поколения Еноха.
ГЛАВА 6. Енох поднимается вместе с Шехиной. Ангелы возражают по поводу появления Еноха на небесах. Бог отвечает им.
ГЛАВА 7. Енох поднимается на крыльях Шехины ко Дворцам Трона, Меркавы и ангельских воинств.
ГЛАВА 8. Врата небесных сокровищниц открываются для Метатрона.
ГЛАВА 9. Енох получает благословения от Всевышнего и удостаивается ангельских атрибутов.
ГЛАВА 10. Бог усаживает Метатрона на троне у дверей седьмого Дворца и объявляет через Своего вестника, что с этих пор Метатрон является представителем Бога и правителем над всеми князьями царств и всеми детьми небес, за исключением восьми высших князей, в именах которых присутствует Имя
YHWH
— Имя их Царя.
ГЛАВА 11. Бог открывает Метатрону все тайны и секреты.
ГЛАВА 12. Бог одевает Метатрона в одежды Славы, возлагает царский венец на его главу и называет его «Малым YHWH».
ГЛАВА 13. Бог пишет на венце Метатрона огненным пером космические буквы, через которые были сотворены небеса и земля.
ГЛАВА 14. При виде возложения венца на голову Метатрона небожители вострепетали.
ГЛАВА 15. Метатрон трансформируется в огонь.
ГЛАВА 16. Метатрон и Ахер.
ГЛАВА 17. Князья семи небес, солнца, луны, звёзд и созвездий и их ангельские свиты.
Hugo Odeberg (ed.),
3 Enoch or The Hebrew Book of Enoch
, Cambridge University Press 1928 (edition and translation).
Тантлевский И. Р.
ЕВРЕЙСКАЯ КНИГА ЕНОХА, или КНИГА НЕБЕСНЫХ ДВОРЦОВ (3 ЕНОХ)
// КНИГИ ЕНОХА. —
М.
: Мосты культуры-Гешарим, 2002. — 374 с. — (BIBLIOTHECA JUDAICA). —
ISBN 5-93273-103-6
.
(неопр.)
. Дата обращения: 9 ноября 2018.
19 октября 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 8 марта 2006.
20 февраля 2006 года.
Swartz, Scholastic Magic, 178ff
Alexander, Philip,
3 Enoch
, p. 245
Dan, Joseph,
The Ancient Jewish Mysticism
, p. 110
Schäfer, The Hidden and Manifest God, 144.
(неопр.)
. Дата обращения: 19 июля 2019.
19 июля 2019 года.