Interested Article - Чейдер, Кол

Кол Че́йдер ( англ. Cal Tjader , полное имя — Ко́ллен Рэ́дклифф Че́йдер-мла́дший ( Callen Radcliffe Tjader, Jr. ), 16 июля 1925 , Сент-Луис , Миссури , США 5 мая 1982 , Манила , Филиппины ) — американский джазовый музыкант, наиболее известный своими работами в области латин-джаза . В отличие от многих других американских джазменов, экспериментировавших с кубинской, карибской и латиноамериканской музыкой эпизодически, Чейдер сохранял приверженность латин-джазу до последнего дня своей жизни.

Кол Чейдер известен, главным образом, как вибрафонист , хотя он прекрасно играл на барабанах, бонго , конгах , литаврах и фортепиано . Он сотрудничал с целым рядом музыкантов, представляющим разные мировые культуры. Имя Чейдера часто также связывают с развитием латин-рока и эйсид-джаза . Работы Чейдера традиционно определяют словом «латин-джаз», однако провести в них чёткую границу между собственно латиноамериканской музыкой и джазом трудно: музыкант чувствовал себя совершенно свободно в обоих этих жанрах, с лёгкостью смешивая их в разных пропорциях.

В 1980 году за свой альбом « La onda va bien » музыкант получил премию « Грэмми », явившуюся знаком признания заслуг Чейдера в области музыки за последние 40 лет.

Происхождение

Предки Кола Чейдера имели шведские корни . По словам самого Кола Чейдера, его дед, доктор Антон Уильям Чедер ( 1825 1870 ), родился в Стокгольме . Бабушка музыканта Люси рассказывала ему, что доктор Чедер получил медицинское образование в Уппсальском университете . Тем не менее сохранились сведения, что после переезда в США в 1855 году Антон Чедер поступил в Гарвардскую медицинскую школу ( Harvard Medical School ), один из факультетов Гарвардского университета , и через два года закончил её . Антон Чейдер (так в англоязычной среде стали произносить его фамилию) был хорошо известен в штате Невада как дипломированный хирург, чьё имя упоминается в «Ранних рассказах и зарисовках» Марка Твена .

Несмотря на шведскую фамилию, в Америке Антон Чедер представлялся русским гражданином . При переезде в Соединённые Штаты он указал в качестве места своего постоянного проживания Кронштадт , а надпись на его могильном памятнике, установленном женой, гласит, что доктор Чедер родился в 1825 году в Санкт-Петербурге . Имеются сведения, что отец доктора Чейдера служил в русском военно-морском флоте и погиб в Наваринском сражении в 1827 году , когда Антону было только два года. Двадцатью пятью годами позже Антон Чедер также поступил на русскую военную службу и в течение двух лет (с 1854 по 1855 год ) работал фронтовым хирургом во время Крымской войны . Причина переезда доктора Антона Чедера в Америку неизвестна, однако Кол Чейдер предполагал, что его дед мог попасть в списки «неблагонадёжных» и решил покинуть Россию .

Ранние годы (1925—1943)

Коллен Рэдклифф Чейдер-младший родился в Сент-Луисе в семье странствующих артистов. Его отец был чечёточником , а мать — пианисткой; в поисках заработка они ездили по городам США вместе со своей труппой.

Когда Колу исполнилось семь лет, его родители обосновались в калифорнийском городе , где открыли школу танцев. Мать Кола, мечтавшая быть исполнительницей классической музыки, обучала сына игре на фортепиано, а отец — чечётке. Вскоре будущий музыкант стал известен в Сан-Франциско и окрестностях как вундеркинд-чечёточник Чейдер-младший; он даже исполнил эпизодическую роль в фильме « The White of the Dark Cloud of Joy », где танцевал вместе со звездой чечётки того времени — Биллом «Боджанглсом» Робинсоном ( Bill Robinson ).

В 14 лет Кол самостоятельно начал учиться игре на барабанах и поступил на работу в диксиленд , гастролировавший в округе Сан-Франциско. Шестнадцати лет Чейдер принял участие в конкурсе барабанщиков, проводившемся известным джазовым ударником Джином Крупой ( Gene Krupa ), и выиграл его. Однако победа в конкурсе была омрачена началом войны: утром следующего дня японская авиация нанесла удар по военно-морской базе США в Пёрл-Харборе .

Армия и колледж (1940-е)

В 1943 году Чейдер был зачислен на службу в Армии США , где служил медиком до 1946 года . После демобилизации, на основании закона США об участниках Второй мировой войны ( G. I. Bill ), он поступил в Университет Сан-Хосе . Чейдер собирался стать школьным учителем и выбрал в качестве специальности педагогику . Позже он перевёлся в . Здесь он взял несколько уроков игры на литаврах — единственных официальных уроков музыки за всю его жизнь.

В Университете Сан-Франциско Кол Чейдер познакомился с Дейвом Брубеком , молодым пианистом, также только что демобилизованным из армии. Брубек пригласил Чейдера присоединиться к их с Полом Дезмондом ансамблю в качестве барабанщика. Вскоре трио расширилось до восьми человек; ансамбль стал известен как Октет Дейва Брубека. Октет экспериментировал с джазом, используя нетипичные для того времени — нечётные — музыкальные размеры и восточные лады . Хотя ансамбль записал лишь один альбом (не говоря о том, что участники октета долгое время не могли найти работу), он рассматривается поклонниками как важный этап творчества Брубека, Дезмонда и Чейдера.

После того, как октет был распущен, Чейдер и Брубек организовали трио и исполняли популярные джазовые композиции, в надежде, что в таком качестве группа будет более коммерчески успешной. Этим надеждам было суждено сбыться, и трио закрепилось на джазовой сцене Сан-Франциско. К этому времени относится и освоение Чейдером вибрафона, который он стал использовать в некоторых композициях ансамбля.

Сессионный музыкант (1951—1954)

В 1951 году , занимаясь на Гавайях подводным плаванием, Брубек получил серьёзные травмы и не мог концертировать; результатом этого стал роспуск его трио. Чейдер предпринял попытку продолжить работу в формате трио, пригласив к сотрудничеству контрабасиста Рона Кротти ( Ron Crotty ) из прежнего состава группы Дейва Брубека, а также пианистов Джона Марабьюто ( John Marabuto ) и Винса Гуаральди ( Vince Guaraldi ) и записав с ними первую собственную 10-дюймовую пластинку на лейбле «Fantasy». Одновременно с этим Кол работал с Алвино Реем ( Alvino Rey ) и заканчивал своё обучение в Университете Сан-Франциско.

В 1953 году джазовый пианист Джордж Ширинг ( George Shearing ), после ухода из его группы вибрафониста Джо Роланда ( Joe Roland ), пригласил Чейдера занять вакантное место. В это время в ней также играл басист ( Al McKibbon ), который иногда приглашал на записи кубинских перкуссионистов ; во время этих записей Чейдер играл на вибрафоне и бонго (например, соло на бонго на « Drum Trouble »). В том же году журналом « » Чейдер был назван лучшим молодым вибрафонистом по результатам опроса критиков. В это же время выходят его 10-дюймовки на фирме грамзаписи « Savoy », а также первая латин-джазовая запись (на « »).

В Нью-Йорке Мак-Киббон водил Чейдера на концерты афро-кубинских биг-бэндов ( Machito ) и ( Chico O’Farrill ) — пионеров зарождавшегося латин-джаза. В Нью-Йорке он также познакомился с кубинскими мастерами-перкуссионистами Монго Сантамарией ( Mongo Santamaria ) и ( Willie Bobo ), в то время игравшими в оркестре Тито Пуэнте . Некоторые считают, что Чейдер был первым исполнителем латин-джаза на вибрафоне. Однако Джон Сторм Робертс ( John Storm Roberts ) считает, что пионером в этом деле был всё же Тито Пуэнте, который исполнял латин-джазовые мелодии на вибрафоне уже в конце 1940-х — начале 1950-х годов.

Лидер (1954—1962)

Вскоре после последнего концерта в клубе «The Blackhawk» (Сан-Франциско) Чейдер покинул группу Ширинга, а в апреле 1954 года создал собственный ансамбль — «Квинтет современного мамбо Кола Чейдера» ( Cal Tjader’s Modern Mambo Quintet ). Участниками группы стали братья Мануэль и Карлос Дураны ( Manuel Duran y Carlos Duran ), игравшие соответственно на фортепиано и на контрабасе, Баярдо «Бенни» Веларде ( Bayardo «Benny» Velarde ), игравший на тимбалах, бонго и конгах, и Эдгард Росалес ( Edgard Rosales ) — на конгах и мараках . Группа быстро записала несколько пластинок на лейбле «Fantasy», в том числе «Мамбо с Чейдером» ( Mambo with Tjader ).

Пришедшийся на конец 1950-х годов пик «мамбомании» сделал карьеру Чейдера ещё более успешной. В отличие от проектов в стиле « экзотика » таких музыкантов, как ( Martin Denny ) и Лес Бакстер ( Les Baxter ), подаваемых как «впечатления от Океании» и других экзотических мест, проекты Чейдера объединяли опытных кубинских музыкантов и ведущих джазменов, хорошо знающих оба эти стиля (кубинскую музыку и джаз). Некоторые считают «Квинтет современного мамбо» лучшей группой Чейдера, а возможно и лучшим малым ансамблем в истории латин-джаза.

На лейбле «Fantasy» Чейдер записал несколько интересных джазовых альбомов с разными составами, например, с «Квартетом Кола Чейдера» (Джин Райт ( Gene Wright ) — бас, Эл Торре ( Al Torre ) — барабаны, Винс Гуаральди — фортепиано). Этими записями он внёс свой вклад в развитие сан-францисской бибоп -сцены 1950-х годов. Чейдера иногда относят к представителям направлений ( West Cost ) или кул-джаз , хотя его ритмы и темпы (и в латин-джазе, и в бибопе) имели мало общего с творчеством типичных представителей этого стиля: лос-анджелесских джазменов Джерри Маллигена , Чета Бейкера или Арта Пеппера ( Art Pepper ). В 1958 году он записал совместный альбом с легендарным тенор-саксофонистом Стэном Гетцем , тепло принятый слушателями.

В 1959 году Чейдер и его группа своим предварительным «настроечным» концертом открывали второй джазовый фестиваль в Монтерее . Первый фестиваль был коммерчески неуспешен; считается, что именно Чейдер обеспечил хорошую продажу билетов на второй фестиваль и тем спас это известное в будущем мероприятие. Запись концерта в Монтерее 20 апреля 1959 года стала одним из лучших альбомов Чейдера. Первоначально выпущена как пластинки Concert by the Sea в двух выпусках ( Vols. 1 & 2 ) (Fantasy, 1959) впоследствии эти записи были переизданы в 1989 году на компакт-диске как Monterey Concerts (Prestige).

Через пару лет «Квинтет современного мамбо» распался. Чейдер продолжал работать с новыми небольшими ансамблями, постоянно выступая в таких известных клубах Сан-Франциско, как «The Blackhawk».

Работа на лейблах «Verve» и «Skye Records» (1960-е)

После почти 10 лет сотрудничества с «Fantasy» Чейдер перешёл на более известный лейбл « Verve Records », основанный Норманом Гранцем, но к тому времени перешедший в собственность MGM . Воспользовавшись более солидным финансовым обеспечением и руководством известного продюсера Крида Тэйлора, Чейдер записал целый ряд разнообразных альбомов. В период сотрудничества с «Verve» Тжадер работал с Дональдом Бёрдом ( Donald Byrd ), Лало Шифриным , Анитой О’Дэй ( Anita O’Day ), Вилли Бобо, ( Armando Peraza ), молодым ( Chick Corea ), ( Clare Fischer ), ( Jimmy Heath ), ( Kenny Burrell ) и др. В это время Чейдер впервые записался с большими оркестрами и даже выпустил альбом, базирующийся на азиатских ладах и ритмах.

Самой крупной творческой удачей того времени для музыканта стал альбом «Soul Sauce» ( 1964 ). Заглавная композиция, которую Чейдер к тому времени исполнял уже на протяжении десятка лет, стала хитом на радио (в мае 1965 года она вошла в двадцатку лучших песен популярной нью-йоркской станции ), и позволила всему альбому войти в топ-50 журнала «Билборд» 1965 года. Чейдер превратил эту композицию Диззи Гиллеспи и Чано Посо , которая изначально называлась «Guachi guaro» , в совершенно новое произведение. (Продюсер Крид Тэйлор предложил подобрать более запоминающееся название, а Вилли Бобо сказал, что версия Чейдера звучит «пикантнее» оригинала.) Характерные особенности этого трека — выкрики Бобо: « ¡Salsa ahi 'na 'ma… sabor, sabor! » и блестящая игра Чейдера на вибрафоне. Продажи альбома превысили 100 тысяч экземпляров; благодаря ему за латинской танцевальной музыкой прочнее закрепилось название « сальса ».

1960-е годы стали для Чейдера самым плодотворным периодом. При поддержке такого крупного лейбла как MGM он смог стилистически расширить свой репертуар. Наиболее яркими отклонениями от латин-джазового звучания стали альбомы 1963 года « Several Shades of Jade » и вышедший вслед за ним « Breeze From the East ». На этих пластинках Чейдер пытался смешать джаз с азиатской музыкой в том же ключе, в каком он ранее проделал это с афро-кубинской музыкой. Результат был неодобрительно встречен критикой: эти альбомы ругали ненамного меньше, чем в предшествующем десятилетии — представителей стиля « экзотика ».

Другие его эксперименты встретили более теплый прием. В 1966 году Чейдер в соавторстве с нью-йоркским пианистом ( Eddie Palmieri ) записывает альбом « El sonido nuevo » («Новый звук»). В то время Палмьери был связан контрактом с лейблом « Tico », поэтому для него они записали ещё один совместный альбом, « Bamboleate ».

Предыдущие работы Чейдера часто расценивались лишь как развлекательная «фоновая» музыка, «латиноамериканский лаунж », однако дуэт с Эдди Палмьери отличался от предыдущих работ музыканта значительно более жестким звуком и пессимистическим настроением. Альбом Чейдера « Cal Tjader Plays the Contemporary Music of Mexico and Brazil » ( 1962 ), выпущенный на пике популярности босса-новы , в действительности шёл скорее вразрез с общим направлением, так как в его записи использовались более традиционные приемы аранжировки, позаимствованные в музыкальной культуре этих стран.

В конце 1960-х Чейдер, вместе с гитаристом Габором Сабо ( венг. Gábor Szabó ) и коллегой-вибрафонистом, известным аранжировщиком Гари Мак-Фарландом ( Gary McFarland ), создал фирму звукозаписи « ». Её история оказалась недолговечной. Работы Чейдера этого периода характеризуются более грувовым, почти фанковым звуком. Альбомы « Solar Heat » ( 1968 ) и « Tjader Plugs In » ( 1968 - 69 ) считаются предшественниками эйсид-джаза и до сих пор ценятся любителями «спокойного грува» (медленного фанка рубежа 1960-х и 1970-х ).

Годы застоя в джазе (1970-е)

В 1970-е Чейдер, как и большинство джазовых музыкантов, имел сложности с работой вследствие нараставшей популярности рок-музыки . Он ушёл с лейбла «Verve» на «Skye», а затем возвратился на «Fantasy», лейбл, с которого начинал свою сольную карьеру в 1954 году. Пытаясь идти в ногу со временем, Чейдер пробовал использовать в своих ансамблях электронные инструменты, а также ритмы рока — в аранжировках. Самый известный его альбом этого периода — «Amazonas» (созданный в 1975 году ), продюсером которого был бразильский перкуссионист Аирто Морейра ( порт. Airto Moreira ). Некоторые другие записи Кола Чейдера того времени также встретили одобрение критиков.

В это же время Чейдер встретил и принял в свой ансамбль конгеро ( Poncho Sánchez ). Санчес называл Чейдера своим «музыкальным отцом».

В 1976 году Чейдер записал несколько концертов в сан-францисском епископальном соборе Грейс. Как и на фестивалях в Монтерее, он исполнял джазовые стандарты в латиноамериканских аранжировках. Затем музыкант гастролировал по Японии с саксофонистом Артом Пеппером, который снова начал концертировать после излечения от наркотической и алкогольной зависимостей. На фоне общей ситуации с джазом, который всё больше считался музыкальным анахронизмом, эти концерты неожиданно прошли довольно успешно.

Последние годы жизни (1979—1982)

Президент компании « Concord Records » Карл Джефферсон ( Carl Jefferson ) создал дочерний лейбл — «Concord Picante», ориентированный на латин-джаз. В действительности этот лейбл был создан практически исключительно «под Чейдера», с которым Джефферсон недавно подписал контракт.

В отличие от этнических экспериментов 1960-х и джаз-роковых проектов 1970-х, работы Чейдера на «Concord Picante» в основном представляли собой «чистый» латин-джаз. Исчезли электронные инструменты и ритмы рока, звук стал более «классическим». За предыдущее десятилетие Чейдер собрал состав из молодых музыкантов, лучший со времен «Квинтета современного мамбо» 1950-х: пианиста Марка Левина ( Mark Levine ), флейтиста Роджера Гленна ( Roger Glenn ), барабанщика и тимбалеро Винса Латеано ( Vince Lateano ), басиста Роба Фишера ( Rob Fisher ) и Пончо Санчеса на конгах.

Чейдер записал на «Concord Picante» несколько альбомов, из которых наибольший успех имел диск «Хорошая жизнь» ( La onda va bien ) 1979 года , получивший «Грэмми» 1980 года как лучший латиноамериканский альбом. Чейдер не утратил свои творческие навыки и умение воодушевлять своих музыкантов. Альбом «La onda va bien» стал классикой латин-джаза.

Артист от рождения, Чейдер родился и умер на гастролях. Когда его группа ехала на выступления в Манилу , у него случился сердечный приступ. 5 мая 1982 года Кол Чейдер скончался.

Дискография

Альбомы

  • Vibrations (Savoy, 1951)
  • Cal Tjader: Vibist (Savoy, 1953)
  • Cal Tjader, Vol. 1 (Savoy, 1953)
  • The Cal Tjader Trio (Fantasy, 1953)
  • Tjader Plays Mambo (Fantasy/Original Jazz Classics, 1954)
  • Mambo with Tjader (Fantasy/OJC, 1954)
  • Tjader Plays Tjazz (Fantasy/OJC, 1954)
  • Plays Afro-Cuban (Fantasy, 1954)
  • Cal Tjader Quartet (Fantasy/OJC, 1956)
  • The Cal Tjader Quartet (Fantasy, 1956)
  • Latin Kick (Fantasy/OJC, 1956)
  • The Cal Tjader Quintet (Fantasy, 1956)
  • Jazz at the Blackhawk (Fantasy/OJC, 1957) (live)
  • Más ritmo caliente (Fantasy, 1957)
  • Cal Tjader (Fantasy, 1957)
  • The Cal Tjader-Stan Getz Sextet (Fantasy, 1958) (& Stan Getz)
  • Cal Tjader’s Latin Concert (Fantasy/OJC, 1958) (quasi-live)
  • Latin for Lovers With Strings (Fantasy, 1958)
  • San Francisco Moods (Fantasy, 1958)
  • Concert by the Sea, Vol. 1 (Fantasy, 1959) (live)
  • Concert by the Sea, Vol. 2 (Fantasy, 1959) (live)
  • Monterey Concerts (Concert by the Sea, Vols. 1&2) (Prestige, 1959) (live)
  • Cal Tjader Goes Latin (Fantasy, 1959)
  • Live and Direct (Fantasy, 1959)
  • Night at the Black Hawk (Fantasy/OJC, 1959) (live)
  • West Side Story (Fantasy, 1960)
  • Concert on the Campus (OJC, 1960)
  • Demasado caliente (Fantasy, 1960)
  • Latino (Fantasy, 1960)
  • In a Latin Bag (Verve, 1961)
  • Cal Tjader Plays Harold Arlen (OJC, 1961)
  • Cal Tjader Plays, Mary Stallings Sings (OJC, 1961)
  • The Cal Tjader Quartet (Fantasy, 1961)
  • Saturday Night: Sunday Night at the Black Hawk, San Francisco (Verve, 1962) (live)
  • Cal Tjader Plays the Contemporary Music of Mexico and Brasil (Verve, 1962)
  • Cal Tjader Live and Direct (Fantasy, 1962)
  • The Cal Tjader Quartet (Fantasy, 1962)
  • Time For Two (Verve, 1962) (& Anita O’Day)
  • Sona libre (Verve, 1963)
  • Several Shades of Jade (Verve, 1963)
  • Breeze from the East (Verve, 1963)
  • Soul Sauce (Verve, 1964)
  • Warm Wave (Verve, 1964)
  • Soul Bird: Whiffenpoof (Verve, 1965)
  • Soul Burst (Verve, 1966)
  • El sonido nuevo: The New Soul Sound (Verve, 1966) (& Eddie Palmieri)
  • Latin for Dancers (Fantasy, 1966)
  • Along Comes Cal (Verve, 1967)
  • Hip Vibrations (Verve, 1967)
  • Bamboléate (Tico, 1967) (& Eddie Palmieri)
  • Plugs In (Skye, 1969)
  • Sounds Out Burt Bacharach (Skye, 1969)
  • The Prophet (Verve, 1969)
  • Live at the Funky Quarters (Fantasy, 1970)
  • Primo (Fantasy/OJC, 1970)
  • Descarga (Fantasy, 1971)
  • Tambu (Original Jazz Classics, 1973) (& Charlie Byrd)
  • Puttin' It Together (Fantasy, 1975)
  • Amazonas (OJC, 1975)
  • Grace Cathedral Concert (Fantasy, 1976)
  • Guarabe (Fantasy, 1976)
  • Here (Fantasy, 1977)
  • Breathe Easy (Fantasy, 1977)
  • Tjader (Fantasy, 1978)
  • La Onda Va Bien (Concord Picante, 1979)
  • Gózame! Pero ya (Concord Picante, 1980)
  • The Shining Sea (Concord Picante, 1981)
  • A fuego vivo (Concord Picante, 1981)
  • Heat Wave (Concord Jazz, 1982) (& Carmen McRae )
  • Good Vibes (Concord Jazz 1984)
  • Latin + Jazz = Cal Tjader (DCC, 1990)
  • Huracán (Laserlight, 1990)
  • Agua Dulce (Fantasy, 1991)
  • Last Night When We Were Young (Fantasy, 1991)
  • Solar Heat (DCC, 1995)
  • Talkin' Verve (Verve, 1996)
  • Concerts in the Sun (Fantasy, 2002) (live)
  • Cuban Fantasy (Fantasy, 2003)
  • Cal Tjader Live At The Monterey Jazz Festival 1958—1980 (Concord, 2008) (live)

Посвящения Колу Чейдеру

  • Louie Ramírez: Tribute to Cal Tjader (Caimán, 1986)
  • Poncho Sánchez: Soul Sauce: Memories of Cal Tjader (Concord, 1995)
  • Dave Samuels: Tjader-ized: A Cal Tjader Tribute (1998, Verve)
  • Paquito D’Rivera and his Latin Jazz Ensemble with Louie Ramírez: A Tribute to Cal Tjader (Yemayá, 2003)

Примечания

  1. Шведская фамилия швед. Tjäder , в переводе со шведского « глухарь », в соответствии с правилами шведско-русской практической транскрипции передаётся как от 21 ноября 2015 на Wayback Machine , но по-английски она читается Чейдер ( англ. /Chay-der/ ), что подтверждается не только информацией из соответствующей в англоязычной Википедии, но и данным . Тем не менее в авторитетных источниках на русском языке можно встретить и такие варианты передачи, как (недоступная ссылка) и , которые, являясь скорее транслитерациями, не соответствуют произношению ни на английском, ни на шведском языке.
  2. (недоступная ссылка) (англ.)
  3. . Дата обращения: 2 июня 2009. 3 января 2010 года.
  4. Следует отметить, что за исключением обучения игры на фортепиано и нескольких уроков игры на литаврах, Чейдер был в целом самоучкой. Так, годы спустя, собираясь записывать диск вместе с Ником Эспозито ( Nick Esposito ), Чейдер самостоятельно научился игре на бонго за одну ночь.
  5. Название «Guachi guaro» представляет собой бессмысленное сочетание испанских слов.

Литература

  • Clemens, Samuel Langhorne (1980). Early Tales & Sketches 1851—1864 (Works of Mark Twain) . University of California Press. ISBN 0-520-03186-5
  • Pepper, Art and Laurie Pepper (1979). Straight Life . New York: Schirmer Books. ISBN 0-306-80558-8
  • Roberts, John Storm (1999). Latin Jazz: The First of the Fusions, 1880s to Today . New York: Schirmer Books. ISBN 0-8256-7192-2
  • Yanow, Scott (2000). Afro-Cuban Jazz . San Francisco: Miller Freeman Books. ISBN 0-87930-619-X
  • Фейертаг Б. Б. Джаз. XX век: Энциклопедический справочник . — СПб.: Скифия, 2001. — 561, [2] с.: ил.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (недоступная ссылка) (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Чейдер, Кол