Interested Article - Гринберг, Ури Цви

У́ри Цви Гри́нберг ( ивр. אורי צבי גרינברג ‎, 22 сентября 1896 , Белый Камень , Австро-Венгрия , ныне в Золочевской общине Львовской области Украины 8 мая 1981 , Тель-Авив , Израиль ) — еврейский поэт и публицист , писал на иврите и идише . Лауреат премии имени Х. Н. Бялика ( 1947 , 1957 ) и Государственной премии Израиля ( 1957 ). Почётный доктор философии Тель-Авивского университета ( 1978 ), член Академии языка иврит ( 1959 ). Депутат кнессета первого созыва ( 1949 1951 ) от партии Херут .

Биография

Ранние годы, начало творческой деятельности

Ури Цви Гринберг родился 22 сентября 1896 года в местечке Бялый Камень в Восточной Галиции , которая входила тогда в состав Австро-Венгерской империи . Он был старшим сыном главы хасидского двора раввина Хаима Гринберга и Бас-Шевы Гринберг (урождённой Ландман). Когда ему было полтора года, его семья переехала в Лемберг (нынешний Львов), бывший в то время одним из центров еврейской культуры. Будучи сыном ца́дика, он получил ортодоксальное еврейское образование.

В 1912 году в одесском журнале «а-Шилло́ах» и других периодических изданиях печатаются первые стихи Гринберга на иврите. В том же году в журнале «Дер и́дишер а́рбетер» ( Еврейский рабочий ), выходившем в Лемберге , печатаются его стихотворения на идише. На идише были написаны первые книги его стихов, важнейшей из них стала изданная отдельной книгой поэма «Мефистофель».

В 1915 году Гринберга призвали в австрийскую армию. Во время Первой мировой войны он принимал участие в кровопролитных боях на Сербском фронте. К концу войны бежал с фронта и вернулся во Львов. Сборник его стихов «Ин цайтнс-ройш» («В шуме времён», 1919 ), изданный в расширенном варианте под названием «Криг аф дэр эрд» («На земле — война», 1923 ), был одним из первых в литературе на идише художественным откликом на бедствия войны.

После возвращения с фронта Ури Цви Гринберг становится свидетелем еврейского погрома во Львове , учинённого поляками в ноябре 1918 года . Поэту, его родителям и шести сёстрам чудом удалось спастись. Ужасы погрома оставили глубокий след в его душе.

В 1920 году Гринберг переезжает в Варшаву , где примыкает к группе литераторов-модернистов, творивших на идише, и становится признанным лидером еврейских экспрессионистов. В это время он печатается на идише в изданиях «Халя́стрэ» (« Ватага ») и «Ри́нген», на иврите в «а-Ткуфа́» (« Эпоха »). В 1922 году становится редактором созданного им же журнала на идише «Альбатрос». В нём Гринберг выступил с гневным осуждением преступлений христиан против еврейского народа, после чего польские власти выдали ордер на арест поэта, по обвинению в оскорблении христианской религии . Вынужденный бежать из Польши , он продолжает издание журнала в Берлине , там он в 1923 году публикует свою поэму «Ин ма́лхус фун це́йлем» («В царстве креста»), в которой уже предвидит Катастрофу . В 1923 году Гринберг репатриируется в Палестину .

В его раннем творчестве преобладают мотивы религиозного благочестия, любви к женщине, к природе, тоска по земному счастью. В книге «Мефистофель» их окончательно вытесняют мотивы одиночества, страха, отчаяния, крушения жизненных устоев в мире, чувство скорби и боль за давние и новые страдания еврейского народа .

На Земле Израиля

В первые годы после алии Гринберг примыкает к сионистскому рабочему движению. В 1925 году, после основания газеты «Давар» , становится её постоянным сотрудником. В это время он воспевает халуцим (первопроходцев), за их самоотверженность в борьбе за достижения общенациональных целей. Публикуется в основном в периодических изданиях и сборниках, издававшихся рабочим движением. Выступает с резкой критикой «искусства для искусства» и призывает к активному включению поэзии в общественную и политическую жизнь Палестины, в борьбу за возрождение национального духа и свободу еврейского народа.

Вскоре Гринберг разочаровывается в рабочем движении. Он публикует книгу «Ке́лев ба́ит» («Дворовая собака»), в которой критикует переросшую в самоцель борьбу за улучшение жизни рабочих как отступничество от мессианской идеи возрождения еврейского государства. Во время арабского восстания в 1929 году обвиняет политическое руководство ишува в примирительной позиции и отсутствии адекватной реакции на массовые убийства евреев арабами. Он требует чётко определить задачу сионизма как восстановление суверенитета еврейского народа в Эрец-Исраэль . Возникает острый конфликт, приведший к конфронтации поэта с руководством ишува. Эти события побудили Гринберга вступить в партию сионистов-ревизионистов , которую он впоследствии представлял на сионистских конгрессах. Кроме того, в 1930 году он вступает в подпольный «Союз бунтарей».

Произведения и поэтические сборники

  • Сборник стихов «В кипении времён» (1919, идиш).
  • Поэма «Мефистофель» (1921, идиш).
  • Поэма «В царстве креста» (1923, идиш).
  • Сборник стихов «На земле война» (1923, идиш).
  • Поэтические сборники «Великий ужас и луна», «Растущее мужество», «Видение одного из легионов», «Девяносто и девять», «Укрепрайон и речь сына крови» (1920-е-1930-е гг., иврит).
  • Сборник лирических стихотворений «Анакреон на полюсе скорби» (1928, иврит).
  • Сборник «Дворовая собака» (1929, иврит).
  • Поэма «Башня трупов» (1937, иврит).
  • «Книга обличения и веры» (1937, иврит).
  • Сборник стихов и поэм «Реховот Наречный» (1951, иврит).
  • Посреди мира и посреди времени (1979 г.)
  • Избранные стихи (1979 г.)
  • Все рукописи: поэзия (1990—1995 гг.)

Библиография

  • Зеев Султанович «Ури Цви Гринберг. О Боге, о мире, о времени нашем», изд. «Дом наследия Ури Цви Гринберга», 2002 г.
  • Издательство аудиокниг «Творящее слово», Иерусалим 2020

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Uri Zvi Grinberg // (англ.) — 2010.

Ссылки

Источник —

Same as Гринберг, Ури Цви