Ашулар
- 1 year ago
- 0
- 0
Катта ашула ( узб. Katta ashula ) — вид традиционного песнопения у народов Ферганской долины Узбекистана . Катта Ашула является выражением узбекской культурной идентичности, способствующая диалогу между культурами народов Узбекистана.
В 2009 году ЮНЕСКО включило Катта ашула в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества .
С узбекского языка Катта ашула переводиться, как «великое пение». В народной среде получили распространение и другие наименования песни — ашулаи калон, катта ялла, «правдивая» (хакконий) песня, патныс или патнусаки ашула, ликобча ашула (песня с подносом или тарелкой). Это связано с тем, что во время исполнения певцы держат в руках небольшой металлический поднос или тарелку , которая служит для направления звучания в сторону слушателей, собственного прослушивания голоса и голоса напарника, а также определённого украшения тембра звучания.
Катта ашула является частью культурной самобытности различных народов Ферганской долины в Узбекистане, а также в некоторых районах Киргизии , Таджикистана и Казахстана . В оригинальном жанре Катта Ашула совмещает элементы театрализованного представления, пение , инструментальную музыку , восточную поэзию и священные ритуалы .
Катта ашула является древним высокохудожественным и профессиональным искусством, импровизационно-декламационного, эмоционально-динамичного и выразительного жанра песнопения. Своими корнями он уходит в ритуальную практику зикра и духовные песнопения среднеазиатских суфийских братств, а также связан с тюркоязычной, узбекской классической поэзией и искусством макомов .
Катта ашула является одним из ярких узбекских национальных музыкальных стилей. Исполняется двумя или более (до пяти) певцами поочередно и без аккомпанемента . Основными особенностями этого пения являются импровизация , единый ритм, исполнение на высоких тонах, широким дыханием, свободным стилем, созвучие слов и ритма. Исполнение на высоких тонах, наличие больших кульминаций, доходчивость слов до слушателей и их воздействие присущи этому песенному направлению, которое имеет такие различные жанры .
Пение Катта ашула доступно профессионально обученным народным певцам ( хафиз , катта ашулачи, кори), владеющими сильным и высоким голосом широкого диапазона, а также навыками импровизации. Пение катта ашула требует специальной подготовки, мастерства и виртуозности певцов. Устная передача навыков и техники пения от мастера к ученику остается основным способом сохранения песни и её духовной ценности. Для неё характерна лаконичность средств выражения и экспрессивность музыкального языка, динамичность музыкального развития и яркая эмоциональность. Образный строй связан с традиционной поэзией лирико-философского склада.
Газели Алишера Навои , Лутфи , Машраба , Хазини, Мукими , Фурката , Завки является поэтической основой жанра. С ХХ века используются стихи современных узбекских поэтов, а также народная поэзия . По своей тематике Катта ашула подразделяются на лирико-любовные, философские , дидактические, религиозные и современные. Истоки жанра в древнейших народно-обрядовых песнопениях, в больших «хвалебных» песнях, как марсия, навха, аёлгу, в земледеческих трудовых песнях с их своеобразным сочетанием речитативного начала и распевности, а также в чтении двустиший поэтических форм газелей (газалхонлик), написанных в стихосложении аруз. Именно возвышенное содержание стихов, пение в высоких регистрах, исполнение песни на открытом воздухе при большой аудитории во время больших событий, как праздники, народные гуляния, свабедные торжества и предопредели название песни как «катта ашула» .
Носителями традиций катта ашула являются не только народные, но и профессиональные певцы, которые осваивали знания и навыки, приемы пения традиционной методикой «устоз-шогирд»(мастер-ученик), функционирующих в Коканде , Андижане , Фергане и Ташкенте , а также в консерватории , колледжах искусств и академических лицеях . Формирование и развитие жанра катта ашула связано с наличием исполнительских школ мастерства, которые отличаются интерпретацией, стилями пения и носителями.
Существует четыре школы:
Сохранности и популяризации традиций катта ашула связано с научно-исследовательской и практической деятельностью государственных и общественных организаций — это проведение экспедиций, научные исследования, издания книг и сборников, аудио и видео дисков, выпуск фильмов и телепередач, проведения конкурсов, в особенности, смотров-конкурсов среди молодых певцов, в целях привлечения молодёжи к этому жанру . Певцы-катта ашулачи были участниками VII (Москва, 1971), IV (Филиппини, 1976), (1985), (1987), Международного музыкального фестиваля « Шарк тароналари » (Самарканд, 1997—2015), Фестиваля традиционной культуры « » (Узбекистан, 2008—2013).
С 1984 года в Узбекистане регулярно проводятся республиканские конкурсы исполнителей Катта ашула. В Узбекистане существует программа по «Охране, сохранению и популяризации Катта ашула Ферганской долины», которая удостоилась диплома и золотой медали АССU ЮНЕСКО за лучш4ие опыт сохранения культурного наследия.