Джонс, Джон Роберт
- 1 year ago
- 0
- 0
Слипи Джон Эстес ( англ. Sleepy John Estes , полное имя — Джон Адам Эстес , John Adam Estes ; род. 25 января 1899 , , Теннесси , США — 5 июня 1977 , , Теннесси, США) — американский блюзовый певец, гитарист и автор песен (некоторые из них — «Drop Down Mama» и «Someday Baby» — стали ).
Джон Адам Эстес родился 25 января 1899 года в (штат Теннесси ) , небольшом городке, расположенном в 50 милях на северо-восток от Мемфиса . Был одним из 16 детей в семье Бэдфорда (Дэниела) Эстеса и Милли Белль Торнтон . Вскоре семья переехала в близлежащий Джонс, Теннесси, где Эстес провел большую часть своего детства, работая на ферме и собирая хлопок . Как и многие темнокожые дети из бедных семей юга, он не получил почти никакого формального школьного образования . В детстве вовремя игры в бейсбол получил травму глаза осколком, повлекшей сильное ухудшение зрения и паралич одного глаза. Из-за подслеповатого выражения лица, а также склонности к, предположительно, нарколептическому сну получил прозвище «соня» (от англ. sleepy ) .
Ещё ребёнком начал проявлять интерес к музыке, его первым инструментом была самодельная и проволоки . Свою первую гитару приобрёл в магазине после того, когда получил от отца вознаграждение за хорошую работу в поле. Первым, кто вдохновил его, был отец, который играл на гитаре, а также старший брат, который играл на банджо .
В 1915 году его семья переехала в соседний ( , штат Теннесси), и этот небольшой городок очень вдохновил его на написание песен и здесь он в итоге прожил большую часть жизни . Подростком начал выступать на местных вечеринках, познакомился с некоторыми видными музыкантами, среди которых был , который помог сформировать ранний блюзовый стиль молодого гитариста. Эстес никогда не принадлежал к виртуозным гитаристам. Его своеобразная вокальная манера сформировалась, когда он работал в строительных бригадах, которые, по давней афроамериканской традиции, работали под ритмичный аккомпанемент так называемых «рабочих песен», в которых Эстес был запевалой. Лирика песен Эстеса выразительная и с проницательными личными интонациями описывает повседневные реалии жизни афроамериканцев в 1920-х и 1930-х годов .
К концу 1910-х годов Эстес, который уже обрёл местную популярность, начал играть в сопровождении талантливого 11-летнего мандолиниста и гитариста (их партнерство в течение карьеры Эстеса несколько раз возобновлялось) . Вместе они играли в Теннесси, Арканзасе и Миссури в течение следующего десятилетия на различных вечеринках. В середине 1920-х к Эстесу и Рэйчеллу присоединился исполнитель на губной гармонике и джаге Хэмми Никсон из Браунсвилля, с которым у них также сложилось долговременное дружеское сотрудничество .
В конце 1920-х Эстес, Рэйчелл и Никсон перебрались в Мемфис , где выступали на разных площадках города. Около 1928 года Эстес и Рэйчелл вместе с пианистом и исполнителе на джаге Джебом Джонсом сформировали коллектив «Three J’s Jug Band». В сентябре 1929 года, по рекомендации музыканта Джима Джексона, Эстес сделал свои первые записи для лейбла Victor в Мемфисе (сессию организовал Ральф Пир). Его дебютным выпуском стала «The Girl I Love, She Got Long Curly Hair», которая открыла Эстеса как непревзойденного певца и автора песен. Песня отображает горестное пение Эстеса, подчеркнутое его мощными поэтическими образами. В ней также примечательна запоминающаяся игра на мандолине Рэйчелла, которая стала одним из ключевых элементов многих самых ранних записей Эстеса .
Успех первой записи Эстеса позволил ему сделать ещё несколько сессий для Victor в течение следующего года, даже несмотря на биржевой крах в 1929 году . Результатом этих сессий стали такие песни как «Diving Duck Blues», «Milk Cow Blues» и «Broken-Hearted, Dirty and Ragged Too» . Эмоциональное пение Эстеса позже было охарактеризовано Биг Биллом Брунзи в своей книге «Блюз Бига Билла» (1955) как «плачущий» блюз . Эти композиции позже перезаписали такие музыканты, как , , The Kinks и др.
После своей последней сессии 1930 года вернулся в Браунсвилль, прежде чем переехать в Чикаго несколько лет спустя, чтобы присоединиться к Никсону, который недавно начал там записываться. В 1935 году вместе с Никсоном в качестве аккомпаниатора сделал несколько удачных записей для Champion в 1935 году, где впервые был указан на пластинке как Слипи Джон Эстес. Среди них были «Drop Down Mama» и «Someday Baby Blues», последнюю позже записали Мадди Уотерс и The Allman Brothers Band под названием «Trouble No More». слегка изменил песню в 1941 году и переименовал её в «Worried Life Blues», которая в его версии стала блюзовым стандартом .
С 1937 по 1940 годы Эстес записал много своих собственных песен для Decca . В течение четырёх плодотворных сессий он записал два десятка композиций, многие из которых описывают испытания и несчастья его жизни как бедного темнокожего мужчины, живущего на Юге . Его глубоко личные рассказы охватывали такие темы, как его опыт несостоявшегося утопления («Floating Bridge»), его жизни как бродяги («Hobo Jungle Blues» и «Special Agent») и сожжение дома друга («Fire Station Blues [Martha Hardin]»). В 1941 году Эстес записывался на Bluebird как участник группы Delta Boys, а также под своим именем и ласково увековечил ещё двух жителей Браунсвилля в песнях «Little Laura Blues» и «Lawyer Clark Blues». В середине 1940-х Эстес вернулся в Браунсвилль, где занялся фермерством и женился на Олли в 1948 году (имел пятерых детей). С годами его зрение начало ухудшаться, окончательно потерял зрение к 1950 году и полностью ослеп. Позже в том году он записывался с Никсоном на лейблах и Sun Records , после чего пребывал почти в полном забвении .
Помог разыскать Эстеса его хороший знакомый Биг Джо Уильямс , который подсказал, что он жив и проживает в Браунсвилле (хотя многие считали его давно умершим), в 1962 году чикагский кинематографист Дэвид Блюменталь выследил его в Браунсвилле , где он жил в полной нищите . На Эстеса обратил внимание владелец лейбла и записал с ним известный альбом . Хотя теперь Эстес был полностью слепым, его гитарные навыки и пение остались неизменными. Он записал ещё несколько альбомов на Delmark, часто воссоединяясь с Рэйчеллом и Никсоном, и в течение десятилетия много записывался для местных и международных лейблов, среди которых были Testament , Vanguard и . На пике возрождения в 1960-х Эстес, вместе с Рэйчеллом и Никсоном, часто гастролировал по стране и за границей и оставался популярным исполнителем целое десятилетие . В 1964 году Эстес выступил на и в 1969 году на блюзовом ; кроме того ездил на гастроли в рамках . Также был популярен в Японии , где записал несколько альбомов . В 1976 году пережил инсульт .
Умер 5 июня 1977 в возрасте 78 лет в Браунсвилле, Теннесси (в день когда он должен был отправляться на гастроли в Европу ) в том же самом деревенском доме, в котором прожил всю свою жизнь. Несмотря на его, казалось бы, успешное возрождение карьеры, Эстес все ещё жил в крайней нищете в последние годы своей жизни и умер без гроша в кармане . Похоронен на кладбище баптистской церкви Элам в (Теннесси) .
В 1998 году город Браунсвилл отреставрировал дом Эстеса и превратил его в музей в память об музыканте и его коллегах Йенке Рэйчелле и Хэмми Никсоне . В 1991 году Эстес был посмертно включен в Зал славы блюза .