Громов, Михаил Леонидович
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаил Леонидович Звягин — советский художник , скульптор , писатель и коллекционер .
Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге ) в 1931 году. В настоящее время живёт в США.
В начале Великой Отечественной войны , отец Михаила Звягина ушёл на фронт и вскоре погиб. Михаил вместе с матерью и младшей сестрой оказался в блокадном Ленинграде , где они пережили самое голодное и трудное время – зиму 1942. В 1943 году по Дороге жизни семья была эвакуирована из Ленинграда под Вологду .
В 1944 году, вскоре после снятия блокады и ещё до окончания войны, семья вернулась в Ленинград, и Михаил Звягин поступил в кружок рисования во Дворце пионеров (ныне Дворец творчества юных), где его педагогом была Мария Алексеевна Горохова.
Позднее детские впечатления от блокады и послевоенных лет стали одной из постоянных тем творчества Михаила Звягина, и в том числе нашли отражение в картинах «Блокада» 1987 года (холст, масло, 120х160), «Инвалид с острова Валаам» 1981 (холст, масло, 120х100) и скульптуре «Блокадная Мадонна» 2002, бронза.
В 1945—1949 годах учился в Архитектурно-художественном ремесленном училище на альфрейном отделении. После окончания училища поступил в школу при Академии Художеств, но был отчислен через год из-за неуспеваемости по математике. В 1951 году Михаил Звягин был призван в армию. После демобилизации в 1954 году он устроился на работу на ткацкую фабрику, в цех по росписи тканей, а в 1959 году как художник по текстилю представил публике свою первую работу на Выставке ленинградских художников в разделе «Прикладное искусство». В 1961 Михаил Звягин окончил факультет живописи Ленинградского художественного училища им. Валентина Александровича Серова, получив специальность учителя рисования и черчения. А в 1962 году стал членом Союза Художников СССР .
В 1965 в Ленинграде прошла первая персональная выставка произведений Звягина. Следующие его персональные выставки в Ленинграде состоялись в 1975 и в 1987 году. В 1990-м, в разгар Перестройки, прошли персональные выставки Михаила Звягина в Москве и Западном Берлине .
За более чем полвека интенсивной творческой деятельности Михаил Звягин проявил себя едва ли не во всех жанрах живописи, от натюрморта до портрета , от пейзажа до анималистической живописи , от жанровых картин до картин на эсхатологические и библейские сюжеты. Не менее широк диапазон стилистических приёмов — от хмурого реализма промышленных пейзажей 60-х — начала 70-х годов («На работу» 1963, гуашь, картон, 79х98) до абстрактных композиций («Пластика № 3» 1978, холст, масло, 160х135). В 80-е годы живописный язык Михаила Звягина становится всё более метафоричным, а с точки зрения тематики особое место приобретают картины, в которых воплощены гротескные образы насилия и вакханалии торжествующих и опьянённых могуществом монстров. Одной из знаковых и принципиальных работ этого периода для самого художника стал «Бабий Яр» 1981—1985 (холст, масло, 280х240), на которой массовый расстрел фашистами евреев под Киевом в 1941 году превращён в душераздирающую картину истязания человеческой плоти и гибели человеческого духа. При всём трагизме и ярости многих масштабных полотен Михаила Звягина 80-х — 90-х годов прошлого века, присущее ему жизнелюбие неизменно выражало себя в женских портретах и сериях ню, чувственных, иногда — восторженных, иногда — полных внутреннего драматизма (например, «Обнажённая. Вечер» 1978, оргалит, масло, 96х93).
В начале двухтысячных годов Михаил Звягин обратился к скульптуре и повторил ряд своих живописных сюжетов в бронзе, в том числе и «Блокадную Мадонну», которую подарил Санкт-Петербургу накануне широкого празднования 65-летия снятия блокады. Однако городские власти после завершения праздничных мероприятий свернули начатые ими конкурсные процедуры по установке скульптуры и от дара отказались .
Из скульптурных работ Михаила Звягина последних лет особого упоминания заслуживают памятник А.С. Пушкину, установленный на территории Российского консульства в Нью-Йорке и в подмосковном музее-усадьбе Остафьево, а также скульптура «Скорбь», посвящённая жертвам блокады Ленинграда (подарена Ириной Шостакович, вдовой Дмитрия Шостаковича, немецкому городку Гориш , где проходит музыкальный фестиваль им. Шостаковича).
Работы Михаила Звягина представлены музейных фондах и собраниях Русского музея , Эрмитажа , , Музея Берлинской стены , музеях Омска, Тулы, Воронежа, Смоленска, а также ряде частных коллекций Западной Европы и США.
Помимо собственного творчества Михаил Звягин известен как эксперт и коллекционер произведений искусства.Вместе с сыном Леонидом Звягиным является владельцем самой одной из самых крупных и репрезентативной частных коллекций произведений африканского искусства. В коллекции, собранной ими, представлены терракота, бронза, деревянная скульптура, произведения из слоновой кости, книги на пергаменте, маски и ткани.