Ситуация вокруг статьи Кирилл (Патриарх Московский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Кирилл V Заим , также известен как Кирилл III (в миру Константин Заим , араб. كيريل الخامس ) — патриарх Антиохийский и всего Востока , сын Павла Алеппского , внук патриарха Макария III .
Константин Заим родился около 1655 года, предположительно в Алеппо и был племянником антиохийского патриарха Макария III Заима, который умер в 1672 году. 2 июня 1672 года Константин Заим был избран патриархом Антиохийской православной церкви под именем Кирилла V. Его избрание стало очередным триумфом христианской общины Алеппо и оспаривалось некоторыми архиереями и иерусалимским патриархом Досифеем II , который считал его избрание неканоничным, по причине того, что Кирилл не достиг совершеннолетия для хиротонии в епископа. Также Досифей II встречался с Заимом в Дамаске и у него сложилось негативное впечатление от 20-ти летнего патриарха . Противники избрания Кирилла поддержали митрополита Хамы , племянника предыдущего патриарха Евфимия III , который отправился в Константинополь , где получил одобрение на патриаршество османского султана Мехмеда IV и Вселенского патриарха Дионисия IV . В 1672 году константинопольский синод низложил Кирилла и возвёл на антиохийский престол Неофита. Тем самым был создан прецедент вмешательства Константинопольского патриархата в выборы предстоятеля Антиохийской церкви, в которой произошёл раскол на две противоборствующие фракции (поддерживающие Кирилла V и Неофита I) . Оба патриарха отлучали архиереев, клириков и мирян, поддерживавших соперника. В 1682 году Неофит Хиосский из-за своих финансовых проблем решил уйти в отставку, в обмен на Лаодикийскую епархию, оставив Кирилла V Заима единственным претендентом на патриарший престол .
В 1682—1683 годах Кирилл предпринял путешествие в Грузию для сбора милостыни . Вскоре в Антиохийской церкви вновь возникло соперничество за патриарший престол. Претендентом на патриарший престол стал Афанасий Даббас , которого поддержали монахи-францисканцы (выступавшие против Кирилла Заима, обвинённого в симонии ). В 1685 году Афанасий Даббас в Константинополе получил от османской властей на патриаршество в Антиохийской церкви. 25 июля 1686 года во время отсутствия Кирилла в Дамаске, Афанасий Даббас был рукоположен во епископа и возведён на патриарший престол с именем Афанасий III и признан местными османскими властями в качестве патриарха . В 1687 году Кирилл добился в Константинополе берата, признающего его в качестве законного антиохийского патриарха. После этого Кирилл вернулся в Дамаск, а его соперник обосновался в Алеппо, в Антиохийской церкви вновь возник ожесточённый конфликт .
Следующие девять лет были отмечены схизмой между двумя претендующими патриархами Кириллом V Заимом и Афанасием III Даббасом. В апреле 1687 года Афанасий III в переписке с папой Иннокентием IX принял католическое исповедание веры, однако не афишировал этот факт . Борьба между двумя патриархами завершилась в октябре 1694 года, когда оба соперника пришли к соглашению. Афанасий признал Кирилла законным патриархом в обмен на назначение на Алеппскую кафедру и право на престолонаследие после смерти Кирилла. В 1698 году это соглашение было признано недействительным Римом, который продолжал считать патриархом Афанасия III, принявшего католическое исповедание веры . В 1716 году, учитывая ослабление Османской империи и растущее европейское влияние, Кирилл V предпринял попытку сближения с Римом. Посредниками между патриархом и католиками выступили священник Серафим Танас и прокатолический митрополит Тиро-Сидонский Евфимий Сайфи (дядя Танаса по материнской линии) и францисканцы. 8 сентября 1716 года Кирилл V Заим направил в Рим послание, в котором признал примат папы римского , и решения Флорентийского собора . При этом как отмечали современники, Кирилла не интересовали богословские аспекты, а его сближение с Римом было вызвано политическими и прагматическими причинами . Кирилл V умер в Дамаске 5 января 1720 года, его преемником стал Афанасий III Даббас .