Абу́ Муха́ммад ‘Абдулла́х ибн Абу́ Зейд аль-Кайрува́ни
, известный как
Ибн Абу Зейд аль-Кайрувани
(
араб.
ابن أبي زيد القيرواني
;
922
,
Кайруан
, совр.
Тунис
—
996
,
там же
) — глава
маликитов
в
Кайруане
. Имел звание «
Малик
-младший».
Биография
Происходил из семьи Нафзавы и учился в
Кайруане
, где его знания, литературный талант, его благочестие и богатство очень скоро помогли ему заработать значительный авторитет во всем мусульманском мире. Он попал под влияние
аш’аризма
, который в то время был доминирующим течением в Кайраване, а также мистицизма, против чьих излишеств, и особенно в отношении чудотворчества, он боролся. Издавая многочисленные фетвы и редактируя многочисленные произведения, он упорядочил, систематизировал и прежде всего распространил маликитский мазхаб среди людей. Окончательный разрыв между
Зиридами
и
Фатимидами
при аль-Музизе ибн Бадисе объясняется в первую очередь деятельностью аль-Кайрувани, а также его учеников. Наиболее известным учеником аль-Кайрувани был аш-Шабиси
.
Многие работы Ибн Абу Зейда включают многочисленные послания. Среди сохранившихся работ — сводка исламских догм и ритуальных обрядов,
аль-Акида ав джумля мухтасара мин ваджиб умур аль-дияна
,
касида
о воскресении, поэма в честь Мухаммеда, сборник хадисов. Его знаменитая
Рисаля
, которую он составил по просьбе благочестивого ас-Сабаи (ум.
966
) в
938
году, до восстания
Абу Язида
, посвящена его двоюродному брату
(ум.
1022
), который впоследствии под именем Сиди Махрез стал покровителем Туниса. В
Рисале
была описана маликитская
акида
. Этот краткий обзор маликизма является предметом непрерывного изучения и комментария. Он был опубликован несколько раз в Каире. Основной работой аль-Кайрувани, в которой суммированы его знания, была
Китаб ан-Навадир ва-ль-зиядат ‘аля-ль-Мудаввана
. Его
Мухтасар
книги
Мудаввана
поначалу был очень почитаем, но вскоре её слава был затенена книгой аль-Баради’и. По мнению аль-Абхари, Ибн Абу Зейд занимает высшее место среди маликитов
.
Он был похоронен в собственном доме, и его мавзолей, который очень скоро стал местом
паломничества
, существует до сегодняшних дней. Его сын, Абу Бакр Ахмад, был назначен судьёй (
кади
) Кайравана в
1043
аль-Муиззом ибн Бадисом
, которому в результате интриг вскоре пришлось отозвать своё назначение
.
Примечания
↑
ʻAbd Allāh ibn ʻAbd al-Raḥmān Ibn Abī Zayd al-Qayrawānī //
ʿAbd Allāh ibn ʿAbd al-Raḥmān Ibn Abī Zayd al-Qayrawānī // AlKindi (онлайн-каталог Доминиканского института востоковедения)
H. R. Idris
Deux juristes kairouanais de l’époque zīrīde: Ibn Abī Zayd et al-Qābisī, in AIEO Alger, 1954, 121-98;
он же, La Berbérie Orientale sous les Zīrīdes, i-ii, Paris 1962;
Aaron Spevack,
The Archetypal Sunni Scholar: Law, Theology, and Mysticism in the Synthesis of Al-Bajuri
. State University of New York Press, 1 Oct 2014;
Herbert J. Liebesny,
The Law of the Near & Middle East
, SUNY Press, 1975;
Richard C. Martín,
Encyclopedia of Islam & the Muslim World
, Volume 1, p 105.
ISBN 0-02-865603-2
Brockelmann C.
Geschichte der arabischen Litteratur. Leiden 1937—1949, Bd. I, S. 187f, Supplement-Bd. I, S. 301f.
Muhammad aṭ-Ṭāhir al-Magūz
A critical edition of fourteenth part of Kitāb an-Nawādir wa az-ziyādāt by Ibn Abi Zayd Al-Qayrawānī 310 A.H. — 386 A.H.
. Doctoral dissertation Exeter University, 1989.
Mathias von Bredow
Der Heilige Krieg (ǧihād) aus der Sicht der Mālikitischen Rechtsschule. Steiner, Stuttgart, 1994.