Interested Article - Абдуррахман аль-Аузаи

Абу́ А́мр Абдуррахма́н ибн Амр аль-Ауза́и ( араб. أبو عمرو عبد الرحمن بن عمرو الأوزاعي ‎; 704 , Баальбек , Омейядский халифат 774 , Бейрут , Аббасидский халифат ) — исламский учёный-богослов , правовед из поколения учеников табиинов и один из самых авторитетных богословов Шама всех времён. Основатель и эпоним аузаитского мазхаба .

Происхождение

Происхождение нисбы Аль-Аузаи связано с названием одного из арабских племён, относящихся к большой группе племён хамдан . Некоторые считали, что имам аль-Аузаи был родом из этого племени. Аль-Бухари и другие не разделяли этой точки зрения, полагая, что нисба Аль-Аузаи произошла от названия небольшого поселения в окрестностях Дамаска , где проживал учёный . сообщил, что поначалу Аль-Аузаи звали Абдул-Азизом, а потом он взял себе имя Абдуррахман, а его предки были родом из Синда . Он рано потерял отца и вырос под присмотром одного из старейшин города.

Образование и деятельность

Будучи подростком, аль-Аузаи отправился в Ямаму, где познакомился с . Он обучался у него некоторое время, записав приобретённые знания в тринадцать или четырнадцать книг. Впоследствии эти книги сгорели, а их копии, сделанные учениками имама, так и не были проверены им . Видя способности аль-Аузаи к обучению, Яхья ибн Абу Касир рекомендовал ему отправиться в Басру и перенять знания от аль-Хасана аль-Басри и Мухаммада ибн Сирина . Когда аль-Аузаи прибыл туда, аль-Хасан уже скончался, а Ибн Сирин был тяжело болен. Юноша навестил больного учёного, но спустя несколько дней тот умер, и он не услышал хадисов от него .

Аль-Аузаи обучался у Аты ибн Абу Рабаха , Абу Джафара аль-Бакира , , , Катады , аз-Зухри и многих других табиинов . От его имени знания передавали Шуба ибн аль-Хаджжадж , Суфьян ас-Саури , Малик ибн Анас , Абдуллах ибн аль-Мубарак , Абу Исхак аль-Фазари и , и . Ибн Шихаб аз-Зухри и Яхья ибн Абу Касир, будучи учителями аль-Аузаи, пересказывали услышанные от него хадисы . Имам аль-Аузаи считается первым учёным Шама, написавшим полноценный богословский труд. Он зарабатывал на жизнь составлением писем и переписыванием текстов

Авторитет аль-Аузаи в мусульманском богословии очень велик. Исмаил ибн Айяш рассказывал: «В 140 году (757/8) я слышал, как люди называли аль-Аузаи [величайшим] учёным уммы того периода» . говорил: «Было время, когда [настоящих] учёных было четверо: в Басре, ас-Саури в Куфе , Малик в Хиджазе и аль-Аузаи в Шаме» .

рассказывал, что Абу Исхак аль-Фазари сказал: «Я не видел подобных аль-Аузаи и ас-Саури. Что касается аль-Аузаи, то он был человеком [открытым] для всех, а ас-Саури был более замкнутым. Если бы я выбирал имама для этой уммы , то выбрал бы аль-Аузаи» .

Имам Ахмад рассказывал: «Как-то раз Суфьян ас-Саури и аль-Аузаи вошли к Малику, а когда они вышли от него, тот сказал: „Один из них знает больше своего товарища, но не достоин быть имамом, а другой достоин этого“». Под последним он имел в виду аль-Аузаи" .

Передают, что Ибн аль-Мубарак сказал: «Если бы мне предложили выбрать [имама] для этой уммы, я выбрал бы Суфьяна ас-Саури и аль-Аузаи. А если бы мне предложили выбрать одного из них, то я выбрал бы аль-Аузаи, потому что он был более мягким человеком» .

в книге «История Бейрута» пишет: «аль-Аузаи обладал большим авторитетом в Шаме. Его уважали больше, чем правителей. Он является автором книг по мусульманскому праву ( фикху ). Сообщается, что он ответил на все 70000 тысяч вопросов, которые люди задали ему. До ал-Хакама ибн Хишама в Андалусии решения принимались на основании его иджтихада » .

Ибн Сад аль-Багдади сказал: «Аль-Аузаи — выдающийся учёный, обладавший обширными знаниями, знаток исламского права, знающий очень много хадисов, надёжный, правдивый и заслуживающий доверия передатчик хадисов» .

Богословское наследие аль-Аузаи широко освещено в трудах по мусульманскому праву. В своё время взгляды учёного сложились в самостоятельный мазхаб , последователи которого были в Шаме и в Андалусии. В Шаме и Северной Африке мазхаб аль-Аузаи был главным до того, как там распространился маликитский мазхаб . Впоследствии этот мазхаб исчез, но его суждения и сегодня рассматриваются наряду со мнениями четырёх суннитских имамов. В конце своей жизни аль-Аузаи переехал в Бейрут , где ему предложили должность кадия . Но он отказался и продолжал преподавать богословие вплоть до своей смерти.

Богобоязненность и благонравие

Имам аль-Аузаи прославился не только глубокими познаниями в шариатских дисциплинах, но и любовью к поклонению. сказал: «Я видел аль-Аузаи. Он был слеп словно от смирения перед Аллахом». говорил: «Я не видел никого, кто проявлял бы больше усердия в поклонении, чем аль-Аузаи». сказал: «аль-Аузаи проводил ночи совершая намаз , читая Коран и плача [из покорности перед Аллахом]» .

Ал-Валид ибн Мазид пересказывал его слова: «Люди говорили: „Горе тем, кто рассуждает о религии, не усердствуя в поклонении, и тем, кто разрешает запретное, опираясь на сомнительные доводы“» .

Ал-Валид ибн Мазид сказал: «Он был сиротой и вырос в бедности под опекой своей матери, но получил воспитание, которое даже султаны не могли дать своим детям. Я никогда не слышал от него пустословия. Он говорил лишь то, что нужно было его собеседнику, и то, в чём тот нуждался. Я никогда не видел, чтобы он громко смеялся. Когда он говорил о последней жизни, все вокруг плакали» .

Сообщается, что аль-Аузаи говорил: «Кто часто вспоминает о смерти, тому достаточно и малого, а кто знает, что его слова относятся к его деяниям, тот говорит мало» . Он также говорил: «Кто долго молится по ночам, тому Аллах облегчит стояние в день воскресения» .

Смерть

Абу Амр аль-Аузаи скончался в Бейруте в месяце сафар в 774 г. Наложив краску на бороду , он вошёл в баню, отапливаемую углями, а хозяин бани закрыл за ним дверь снаружи. Внезапно он стал задыхаться и попытался открыть дверь, но не сумел сделать этого. Люди нашли его тело распростёртым в направлении киблы. Так же сообщается, что дверь непреднамеренно закрыла его жена . Сообщается, что он получил от омейядских и аббасидских халифов семьдесят тысяч динаров , но когда он умер, у него осталось всего семь динаров, причём у него не было ни дома, ни земельного участка, а всё своё имущество он потратил на благотворительность .

В ночь, когда скончался аль-Аузаи, один из жителей Куфы увидел странный сон. Мухаммад ибн Убайд ат-Танафиси рассказывал: «Я находился рядом с Суфьяном ас-Саури, когда к нему пришёл человек и сказал: „Я видел во сне, как на западе душистый цветок взошёл [на небо]“. Суфьян сказал: „Если твой сон правдив, то умер аль-Аузаи“. Люди написали ему, и оказалось, что он умер в тот самый день» .

На похоронах учёного собралось великое множество людей. В знак признательности проводить его в последний путь вышли четыре общины Бейрута: мусульмане, христиане, иудеи и копты .

Примечания

  1. ʿAbd al-Raḥmān al-Awzāʿī // AlKindi (онлайн-каталог Доминиканского института востоковедения)
  2. Deutsche Nationalbibliothek Record #119129345 // (нем.) — 2012—2016.
  3. Аз-Захаби, Мухаммад ибн Ахмад. Сийар а‘лам ан-нубала. Т. 7. С. 107—109.
  4. Аз-Захаби, Мухаммад ибн Ахмад. Тазкира ал-хуффаз. Т. 1. С. 178.
  5. Ибн ‘Асакир. Тарих Димашк. Т. 35. С. 158.
  6. Аз-Захаби, Мухаммад ибн Ахмад. Тазкира ал-хуффаз. Т. 1. С. 179.
  7. Ибн Хиббан. Сикат. Т. 7. 63.
  8. Ибн Асакир. Тарих Димашк. Т. 35. С. 155.
  9. Ас-Суюти . Табакат ал-хуффаз. Т. 1. С. 79.
  10. Аз-Захаби, Мухаммад ибн Ахмад. Сийар а‘лам ан-нубала. Т. 7. С. 113
  11. Ибн ‘Асакир. Тарих Димашк. Т. 35. С. 166.
  12. Ибн ‘Асакир. Тарих Димашк. Т. 35. С. 174.
  13. Аз-Зирикли. А‘лам. Т. 3. С. 320.
  14. Ибн Са‘д. Китаб ат-Табакат аль-Кубра . Т. 7. С. 488.
  15. Ан-Навави, Мухйиддин ибн Шараф. Тахзиб ал-асма ва-л-луга. Т. 1. С. 298.
  16. Аз-Захаби, Мухаммад ибн Ахмад. Тазкира ал-хуффаз. Т. 1. С. 180.
  17. Абу Ну‘айм ал-Исфахани. Хилйа ал-аулийа. Т. 6. С. 139.
  18. Ибн Асакир. Тарих Димашк. Т. 35. С. 195.
  19. Ибн Халликан, Ахмад ибн Мухаммад. Вафайат ал-айан. Т. 3. С. 128.
  20. Ибн Асакир. Тарих Димашк. Т. 35. С. 198.
  21. Ибн Асакир. Тарих Димашк. Т. 35. С. 221.
  22. Ибн Асакир. Тарих Димашк. Т. 35. С. 228.

Ссылки

Источник —

Same as Абдуррахман аль-Аузаи