Interested Article - Иштяк

Иштяки (истяки) — экзоэтноним башкир IX —XIX веков финно-угорского или тюркского происхождения, а также этноним сибирских , в том числе барабинских татар , применявшийся по отношению к ним казахами и другими соседними народами.

Этимология

По мнению одних исследователей, этноним происходит из тюркских языков и отражает связи башкир с огузами , другие считают, что он восходит к финно-угорским языкам и отражает контакты башкир с уграми, позднее — венграми. Некоторые учёные указывают что этноним индоиранского происхождения и отражает взаимодействие башкирских племён с индоиранскими. Согласно ещё одной точке зрения, термин произошёл от имени одного из предводителей родоплеменных объединений башкир .

История

Большинство авторов (Аксанов А. В., Хакимов Р. С. , Вафеев Р. А. и другие) придерживаются мнения, что термин «иштяк» (истяк) является этнонимом, применявшимся преимущественно по отношению к башкирским племенам , в том числе и другими народами . По мнению другой части исследователей ( Напольских В. В. , Фишер И. Э. , Закиев М. З. , Радлов В. В. , Генинг В. Ф. ), понятие «иштяк» было равнозначным русскому «остяк» и пришло из тюркских языков , где этноним «иштяк» обозначал инородческое языческое население . В русских источниках, начиная с 1499 года, известен семантически близкий термин «остяк», применявшийся преимущественно к хантам, селькупам и манси и являющийся их устаревшим названием .

Этноним у различных народов

Иштяками называли племена или часть племён башкир , а также сибирских (включая барабинских) татар . Зачастую сам термин «иштяк» (истяк) применялся по отношению к башкирам именно казахами . Известный археолог Генинг В. Ф. на основе письменных источников предположил, что население сылвенской культуры, именуемое тюрками «иштяки», принадлежало к уграм , отметив в письменных источника XVII века такие родовые группы, как сырьянцы , терсяки , саргач , сылвенские и иренские остяки и других, которые по своему происхождению связаны с древнейшими местными угорскими родами .

Применение этнонима у башкир

Таджетдин Ялчыгул на основе генеалогических преданий составил сводное шежере башкирских племён и родов , в котором указано что Иштяк является родоначальником башкирских племён и легендарным предком башкир. Эту традицию продолжил Мухаметсалим Уметбаев . Другие учёные указывают что данный этноним происходит от имени одного из предводителей башкирских племён .

Ф. И. Страленберг назвал башкир остяками, так как они рыжеволосы и соседи называют «сары-иштяками» (остяками). В. Н. Татищев в своём труде «Истории Российской» указал что башкир казахи называют их «сары-остяками» .

ссылаясь на сообщения арабских авторов IX—XII веков ( Джейхани , Истахри , аль-Масуди , Идриси ) о двух группах башкир (внутренних и внешних), считает что башкирские этнонимы «кудей» и «иштяк» являются отзвуками деления на «внешних» и «внутренних» башкир. Также он считает что под этнонимом «иштяк» («иштяге» / «внутренние») подразумевались юго-восточные башкиры, соседями которых были кимаки и кипчаки (предки казахского народа) .

Антрополог и этнолог Р. М. Юсупов полагал, что башкирские «иштяки» своим происхождением восходят к одному из древнейших племён Южного Урала того времени — дахам .

Согласно историку Л. А. Ямаевой , «иштяк» происходит от иранского слова «spaka», которое означает «собака, пёс». В индоиранской мифологии волк и собака являлись символами бойцовской ярости и отваги. Р. Ш. Вахитов указывает про существование версии происхождения этнонима от иранского «isti» — захватчик .

В киргизском эпосе « Манас », башкиры упоминаются как «Эштеки». По мнению С. Алиевой и Р. Габбасова, «иштяк» происходит от имени родоначальника кыргызского племени солто, в состав которого входят роды ай-туу и сарт ( ай и сарт у башкир) .

Применение этнонима у сибирских татар

В составе сибирских татар отмечена группа иштяк-токузов, происхождение которой связано с башкирами и огузами (существовали до XI века) . Кроме того, исследователь Н. А. Томилов отмечает, что казахи нередко называли сибирских татар уштяками , иштяками , эштеками .

Упоминание о хешдеках

В произведениях османского путешественника XVII века Эвлия Челеби тюрко-мусульманское население Среднего и Нижнего Поволжья именуется хешдеками, хешдехами или хешдек-татарами. Переводчики его труда из АН СССР говорят о принадлежности термина «хешдек» астраханским, сибирским и казанским татарам, в чём с ними соглашается российский историк-востоковед И. В. Зайцев . Хотя по мнению Инана Абдулкадыра, А. Г. Салихова этот термин в труде Эвлии Челеби описывает башкир, а по мнению Ю. М. Юсупова — имеет явные параллели с термином «иштяк», которым обозначали башкир .

Р. М. Юсупов допускал, что этноним «иштяк» является в своей основе тюркизированной формой названия потомков древних племен Южного Урала, — «хешдеков» или «хешдаков». В этом случае «хешдак» или «хешдах» будет переводиться с иранского как «родственник, потомок, родня великих, могучих дахов», где «хеш» — родня, потомок, а «дах», «дак», «дау» — великий (иран.) . Кроме того Юсупов Ю. М. указывает что под термином «хешдеки» нужно понимать несколько этносов, ведущих кочевой образ жизни и проживающих на юге России. .

См. также

Примечания

  1. Янгузин Р. З. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  2. Селезнёв А.Г., Гадло А.В., Томилов Н.А. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. — ВО «Наука», 1994. — 172 с.
  3. Томилов Н.А., Васильев В.И., Васильевский Р.С. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины конца XVI-начала XX в. — Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1992. — 270 с.
  4. , с. 32.
  5. Хакимов Р.С., Ситдиков А.Г, Максютов А.А. и др. История татар Западного Приуралья. Том I. Кочевники Великой степи в Приуралье. Татарские средневековые государства. — Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2016. — 464 с. — ISBN 978-5-94981-225-9 .
  6. Вафеев Р.А., Койше К.К. Языковые контакты в историческом прошлом, как свидетельство трансформации тюркского языкового мира // История, культура, экономика Урала и Зауралья. — 2015. — С. 132—138 .
  7. Набиев Р.Н., Набиева З.Р., Миргалимова Л.М. О следах ислама в истории Древней Руси // Исламоведение. — 2018. — № 1 . — С. 6—28 .
  8. Юсупов Р.М. Древние этапы этно- и расогенеза башкир и происхождение этнонимов «башкорт» и «иштяк» // Проблемы востоковедения. — 2009. — № 4 (46) . — С. 59—62 .
  9. , с. 98.
  10. , с. 126.
  11. , с. 68.
  12. , с. 136.
  13. Тихонов С.С. Энтографо-археологическое изучение контактных зон аборигенов Западной Сибири // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2014. — С. 273—276 .
  14. Губайдуллин Ф.Ф. Музыкально-инструментальная культура селькупов: к истории изучения // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 3 . — С. 19—26 .
  15. Сироткина Т.А. Об основных принципах идеографической классификации этнонимической лексики // Гуманитарный вектор. — 2010. — № 2 (22) . — С. 152—155 .
  16. Рябкова О.А. Присоединение обских угров к Российскому государству в «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 8 (337) . — С. 92—96 .
  17. Шаховцов К.Г. Термины официальной идентификации южных селькупов (по документам XX века) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — С. 291—296 .
  18. Юнаковская А.А. Ugristarum в среднем Прииртышье // Вестник Удмуртского университета. — 2013. — № 2 . — С. 23—21 .
  19. Надь З. Васюган на рубеже столетий: ханты или остяки? // Вестник Томского государственного университета. — 2016. — № 5 (43) . — С. 123—127 .
  20. Салмин А.К. Заметки об уграх (взгляд чувашеведа) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2017. — С. 94—100 .
  21. Успенская С.С. Этническая идентификация народы ханты в фольклоре и традиционных представлениях // Вестник ТГПУ. — 2017. — № 3 (66) . — С. 155—161 .
  22. Чиндина Л.А. Пегая Орда — большого лося сильный народ // Вестник Томского государственного университета. — 2013. — № 3 (23) . — С. 91—96 .
  23. Майданова Л.М. Ареалы финно-угорской этномики Урала // Вопросы топономастики. — 1962. — № 1 . — С. 22—32 .
  24. Галимова Э.М. Традиционная музыкальная культура пермских татар. — Казань: ТКС Контакт, 2017. — 328 с. — ISBN 978-5-93091-241-8 .
  25. Янгузин Р. З. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  26. Янгузин Р. З. // Ватандаш . — 2002. — № 5 . — ISSN . 4 марта 2016 года.
  27. Этимология башкирского этнонима «Иштяк» // Национальные и языковые процессы в Республике Башкортостан: история и современность: информационно-аналитический бюллетень. — № 7-8. — Уфа, 2008. — С.194-196.
  28. Юсупов Р. М. Башкиры на рубеже тысячелетий//Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Уфа, 2006, С.95-101.
  29. Вахитов Р. Ш. // Ватандаш . — 2013. — № 10 . — ISSN . 11 декабря 2014 года.
  30. Алиева Соно, Габбасов Рафкат. // Ватандаш . — 2016. — № 6 . — ISSN . 21 июня 2019 года.
  31. Тычинских З. А., Муратова С. Р. от 5 сентября 2013 на Wayback Machine // Современные исследования социальных проблем. — 2012 — № 11(19).
  32. . www.vostlit.info. Дата обращения: 23 июля 2019. 17 июля 2019 года.
  33. Илья В. Зайцев. . — Восточная лит-ра РАН, 2006. — С. 238. — 318 с. — ISBN 9785020185388 .
  34. . vatandash.ru. Дата обращения: 23 июля 2019.
  35. Юсупов Р. М. К семантике родовой символики башкир и этимологии этнонимов башкорт, иштяк//Городские башкиры. Материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной III Всемирному курултаю башкир. Уфа, 2010, С.28-32.]
  36. // Ватандаш . — 2010. — № 11 . — ISSN .

Литература

  • . — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ , 2019. — 216 с.
  • Аксанов А.В. От «баскардов» до «башкирцев»: судьба этнонима в XII–XVI веках // Золотоордынское обозрение. — 2017. — № 4 . — С. 786—800 .
  • Пилипчук Я. В. // Сибирский сборник. Вып. 3. — Курган, 2015. — С. 96—110.
  • Салмин А. К. // Историко-культурное наследие и этносоциальная история России. — Чебоксары . — С. 94—100.
  • Маслюженко Д. Н. // Золотоордынское обозрение. №4. — Курган , 2015. — С. 117—134.
  • Салмин А. К. // Вестник Чувашского университета. №4. — Чебоксары , 2013. — С. 64—71.
  • Генинг В. Ф. , Овчинникова Б. Б. // Вопросы археологии Урала. Вып. 8. — Свердловск : Уральский государственный университет , 1969. — С. 128—137.
  • Васильева О. Ю., Юнаковская А. А. от 3 января 2019 на Wayback Machine
  • Юсупов Р. М. Этнология башкир на рубеже тысячелетий (демография, история, этнонимия) //Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Уфа, 2006.
  • Томилов Н. А., Васильев В. А., Васильевский Р. С. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины конца XVI-начала XX в. — Новосибирск , 1992.

Ссылки

Источник —

Same as Иштяк