Иксанова, Гульнар Мустахимовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ильсияр Вазиховна Иксанова ( тат. Илсөяр Вазыйх кызы Иксанова ; род. 7 февраля 1966 , Татарские Саралы , Лаишевский район , Татарская АССР , РСФСР , СССР ) — советская и российская татарская поэтесса , журналистка . Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2016).
Ильсияр Вазиховна Иксанова родилась 7 февраля 1966 года в деревне Татарские Саралы Лаишевского района Татарской АССР . Была одним из трёх детей в семье; родители — представители сельской учительской интеллигенции, коммунисты . Писать стихи начала ещё в начальной школе . Публиковалась в районных и республиканских изданиях, в том числе в газете « », а также участвовала и побеждала в литературных конкурсах газеты « » . К концу десятого класса школы решила связать свою дальнейшую жизнь с литературой .
В 1983 году поступила на Казанского государственного университета имени В. И. Ленина , который окончила в 1988 году . В студенческие годы занималась в литературном объединении « », возглавляемом М. Магдеевым . После получения образования работала корректором в Татарском книжном издательстве (1988—1989), в редакциях газет и журналов, в частности, таких как « » (1989—1991), « » (1991—1997), « » (1997—1998), « » (1999—2001) . В 2003 году перешла в журнал « », став заведующей отделом литературы . В журналистской работе известна своими статьями о деятелях литературы и искусства, а также интервью с ними . В 2011 году стала главным редактором журнала « », созданного при участии Республиканского центра развития традиционной культуры при министерстве культуры Республики Татарстан .
Член Союза писателей Республики Татарстан (с 1993 года) , член правления (с 2005 года) , заместитель председателя по творческим вопросам (с 2021 года) . Полагая, что миссия татарского писателя в эпоху упадка духовных ценностей — заботиться о своём народе , особое внимание уделяет вопросу сохранения татарского языка . Живёт в Казани . В 2016 году удостоена звания заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан .
Автор семи поэтических сборников, первый из которых под названием «Ышанасы килә» («Хочется верить») был издан в 1991 году . Выход данного сборника был расценён критикой как приход нового талантливого поэта в татарскую литературу , тогда как тираж книги в размере 10 тысяч экземпляров был по меркам того времени быстро раскуплен читателями .
Творчество Иксановой рассматривается критиками как чувственная «женская поэзия», особо отмечается любовная и интимная лирика . Её стихотворения характеризует мягкая лиричность, стремление отразить «тончайшие движения женской души», искренность и задушевность своей лирической героини . В своих произведениях поэтесса фиксирует философские размышления о человеческой судьбе, семье, любви, переживаниях, отличающихся искренним выражением чувств в несколько меланхоличной тональности . Через всё творчество Иксановой проходит мысль о том, что стремление человека к самосовершенствованию есть путь к совершенствованию действительности, при этом ею не даётся никакого индивидуализированного образа героини, а преимущественно показывается само изображение чувств, а не того, кто их испытывает . Во многих её стихотворениях повторяется образ белой бабочки, в котором видится символическое отражение собственных чувств и переживаний Иксановой. Так, маленькая бабочка, противостоящая огромной тьме и не могущая ничего изменить, по отзывам критики, указывает на то, что само желание совершенствовать мир показывает человеческое в человеке, выявляет смысл жизни вообще .
Для отображения своих мыслей Иксанова часто прибегает к «нанизыванию», повторению в стихотворении похожих по звучанию слов и фраз, чем достигается индивидуализация описываемых переживаний, которые при всей разнородности сливаются в итоге в единый гиперэмоциональный образ . Параллельно выражению мыслей об индивидуальности каждого человека, непохожести мужчины и женщины, сложности их пути к любви, в некоторых своих интимно-сентиментальных стихотворениях Иксанова наделяет лирическую героиню индивидуальными чертами, частными деталями . Часто она употребляет и параллелизмы , так, времена года и состояние природы у Иксановой изображают состояние лирической героини , женщина может «плыть облаком», «каплей упасть», превратиться в «алый рассвет» или в «плод дня» , а образ ребёнка у неё символически связывается с родником . Таким образом, Иксанова устанавливает равноценность человека и мироздания, показывая, что каждый является частичкой всего сущего, а переживания отдельно взятого лирического героя оказываются причиной для мировой печали .
Важное место в творчестве Иксановой также занимает гражданская лирика, основанная на национальной тематике и выражающая посредством метафоричных образов стремление татарского народа к свободе . На её стихотворения создан ряд популярных песен . Помимо этого пишет прозу , занимается переводами , работает в области детской литературы . Иксановой также был написан сценарий к телесериалу «Сөюләрем сине хак минем» (реж. ) .
Муж — Ильдар , погиб в горах . Фамилия по мужу — Гарипова . Единственный ребёнок — дочь : Айсылу Гариф, художница, выпускница Казанского художественного училища имени Н. И. Фешина и Британской высшей школы дизайна .