Фадеев, Валерий Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Валерий Пьянов ( 23 августа 1940 , Москва — 3 сентября 2012 , Москва ) — русский художник - нонконформист , представитель московского андеграунда 1960-х — 80-х годов, специалист в области реставрации древнерусской живописи. В 70-х — 80-х годах в составе групп «17 московских художников», «20 московских художников», «21» «Мир живописи» и др. принимал активное участие в выставочной деятельности Живописной секции Московского объединённого комитета художников-графиков в легендарном выставочном зале на Малой Грузинской .
Пьянов Валерий Александрович родился в 1940 году в Москве. Окончил Центральную Художественную школу. Как художник и реставратор формировался в классах известного специалиста по древнерусскому искусству профессора Сергея Степановича Чуракова. Участвовал и руководил реставрационными работами памятников живописи XII—XVII веков в Великом Новгороде, Ярославле, Ростове Великом, Боровске, Соликамске, в течение восьми лет работал над реставрацией соборов Московского Кремля, собора Смоленской Богоматери и Новодевичьего монастыря, реставрировал алтарную часть Троицкого Собора Свято-Данилова монастыря. Принимал участие в реставрации работы Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (ГМИИ им. Пушкина). Возглавляя бригаду реставраторов в Церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде, открыл, ранее неизвестные, фрески выдающегося византийского живописца Феофана Грека , однако, в 1968 году был отстранён от дальнейшего руководства реставрационными работами за публичное осуждение ввода советских войск в Чехословакию. Работал над восстановлением Трапезной палаты в Оптиной Пустыне. В 1991 г. в рамках международного реставрационного проекта участвовал в восстановление фресок XI—XVII веков в часовне Св. Анастасии в Сале Сан Джовани (Италия).
В. Пьянов — тонкий поэт архитектурного пейзажа и интерьера, держит реалии древнерусской стенописи «на слуху», помнит церковный интерьер и экстерьер «на ощупь». Основным предметом художественного исследования становится для В. Пьянова архитектурный ансамбль, трактуемый им как воплощение национального духа. Памятники русского зодчества, а позднее европейского и восточного, выступают на полотнах художника в качестве знаков некоего праязыка мировой культуры. В 60-х — 70-х годы художник сохраняет свою связь с реалистической традицией. Его стиль близок к экспрессионизму. Позднее архитектурные образы формализуются, становятся все более абстрактными, оставаясь, однако, при этом всегда узнаваемыми. Размышления художника об истории России воплощены в живописных циклах «Российский Вавилон» и «Российские Помпеи», создаваемых на протяжении многих лет. В образах запечатлённых на картинах руин всегда присутствует надежда на их возрождение. Хаосу и энтропии Валерий Пьянов противопоставляет христианские ценности, нашедшие своё воплощение в образах православных подвижников (« Варлаам Хутынский »), в полотнах евангельского цикла (« Вознесение », « Преображение »); в картинах, разрабатывающих вопросы христианской теологии («Сферическая книга»), работах, посвящённых сюжетам Старого Завета (« Сусанна и старцы », «Библейский сюжет»). В творчестве Валерия Пьянова осуществлён синтез древнерусской художественной традиции и модернистских живописных приёмов.
Работы Валерия Пьянова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Коллекции нонконформистского искусства из Советского Союза Нортона и Нэнси Додж (Музей Джейн Вурхис Зиммерли при кампусе Нью-Брансуик Рутгерского университета в Нью-Джерси , США ), в Художественном фонде Татьяны и Натальи Колодзей ( Kolodzei Art Foundation , Inc., USA), в Музее храма Христа Спасителя, в музее Ватикана, в Музее Современного Искусства в Стокгольме, в Музее «Другое искусство», в Новгородском Государственном Музее, в художественном собрании Югорского Акционерного Банка, собрании Э. Фукса , в частных коллекциях Европы, Австралии, ЮАР, стран Северной и Южной Америки.