Interested Article - Иона (Борзобогатый-Красненский)
- 2021-05-13
- 1
Епископ Иона (в миру Иван Яцкович Борзобогатый-Красненский ; ок. 1505 — ум. 1585 ) ― епископ Луцкий в 1565―1584 годах. Из русско-литовского шляхетского рода. До назначения епископом ― войт Луцка.
Биография
Короли Польши имели неограниченное право раздавать (продавать) епископии и архимандрии по своему разумению. Таким образом, в епископы, благодаря симонии , то есть покупке , попадали люди большей частью светские, из шляхетских фамилий. Их в первую очередь привлекали богатые имения епископий и монастырей. Иногда право на епископию король предоставлял сразу двум лицам, между которыми, естественно, возникал конфликт .
В 1565 году после смерти епископа Владимирского и Брестского Иосифа королевскими грамотами на владение епископией были наделены сразу два кандидата: шляхтич Иван Борзобогатый-Красненский и епископ Холмский Феодосий Лазовский . Борзобогатый, скоропалительно приняв сан нареченного владыки Владимирского и Брестского, завладел Владимирским епископским замком, поручив его оборону от епископа Феодосия своему сыну Василию. Епископ Феодосий, отправляясь в свою новую епархию и видя упорное сопротивление со стороны соперника, собрал значительный отряд с пушками, намереваясь силой отобрать у Борзобогатого Владимир-Волынский . 12 сентября 1565 был получен отказ Борзобогатого освободить замок, и началась настоящая битва. Расположив пушки на городских зданиях, Феодосий открыл пальбу по замку и соборной церкви, шесть раз отряд шёл на приступ . Василий Борзобогатый целый день выдерживал осаду , но все-таки вынужден был бежать. Епископ Феодосий был призван на суд по этому делу, но он заявил королевскому посланцу, что никуда не поедет, выгнал слуг Ивана Борзобогатого и вступил в управление епархией .
Нареченный епископ Иван Борзобогатый, оставаясь светским лицом, взамен получил Луцкую и Острожскую епископию. Только в 1571 году под давлением митрополита киевского Ионы он принял монашество с именем Ионы .
Пребывание его в этих краях оставило тяжёлую память. Он отдал церковное имение Жабче в приданое за дочерью зятю луцкому старосте Александру Жоравскому. Сыновья Борзобогатого присвоили себе всё оружие луцкого замка. Они же ограбили церковь в селе Рожищах. В Дубищенском монастыре ограбили церковь и разогнали монахов, кельи их разломали, из железного монастырского клепала велели наклепать топоров. Замок в Хорлупах, подаренный Луцкой епископии великим князем Свидригайло , был также разграблен. Сын епископа Борзобогатого Василий, секретарь королевский, забрал оттуда пушки, различные вещи и развез по своим имениям. Само же местечко Хорлупы епископ променял князьям Радзивиллам на имение Фалимичи, получив от них полторы тысячи злотых в придачу, тогда как Фалимичи не стоили и четверти хорлупского имения. Не довольствуясь доходами с церковных имений, епископ Иона наложил подати на луцкое духовенство, и если священники не платили, он запрещал им богослужение, запечатывая церкви. Так, в 1583 году по его приказу было запечатано семь церквей в Луцке. Получив в свою власть богатый Жидичинский монастырь, Иона расточал монастырскую казну, разорял имения, отчуждая их меною и другими способами. Стефан Баторий приказал князю К. Острожскому отобрать Жидичинский Николаевский монастырь в пользу епископа Меглинского Феофана Грека, но Иона с сыном Василием не давали покоя Феофану: чинили обиды всякие, и, наконец, с вооруженным отрядом завладели монастырем . Луцкий староста князь Александр Пронский по приказу короля послал туда жолнеров (пехотинцев) и, после упорного боя, жолнеры ворвались в монастырь. Разозленный Пронский выгнал оттуда Иону, велел выкопать кости его невестки и сына и выбросить их. Епископом Луцким был назначен пинский епископ К. Терлецкий .
В 1585 году, после неоднократных жалоб мирян , король Стефан Баторий объявил Борзобогатого, его сына и внука , то есть лишенными всех гражданских прав Речи Посполитой , лишению имущества и изгнанию. Борзобогатого отправили в ссылку . Согласно другим данным, он умер до приведения приговора в исполнение .
Примечания
- Чистович И. А. Очерк истории западнорусской церкви: в 2 ч. — СПб. , 1882—1884, ч. 1, с. 165, 174.
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1913. — Т. 25: Яблоновский — Фомин. — С. 334—335.
- Теодорович Н. И. Город Владимир Волынской губ., в связи с историей Волынской иерархии. ― Почаев, 1893
- Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1996. — Т. 5. — С. 191—193, 214, 217—218, 247—250.
- Ричков П., Луц В. Сакральне мистецтво Володимира-Волинського. ― Київ, 2004. — С. 153, 175
- . Дата обращения: 7 ноября 2010. 22 июля 2013 года.
- ↑ // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1897. — Т. 8: Ибак — Ключарев. — С. 315—316.
- Ульяновський В. Історія церкви та релігійної думки в Україні, кн. 1. ― Київ, 1994. — С. 93-94, 142, 149, 172—177
Литература
- Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 1. ― Киев , 1859. № 25-29.
- Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб. , 1877, с. 1039, 1044.
- Площанский В. М. Прошлое Холмской Руси по архивным документам XV—XVIII веков и другим источникам. Холмская епархия православной и б. униатской церкви. 1428—1730. Холмская епархия римско-кат. церкви. 1418—1733. — Вильна, 1899. — 563 с.
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1913. — Т. 25: Яблоновский — Фомин. — С. 334—335.
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1897. — Т. 8: Ибак — Ключарев. — С. 315—316.
- Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в. Часть I. Брестская уния 1596 г. Исторические причины события / Отв. Ред. Флоря Б. Н. ― М. , 1996.
- Афанасий (Мартос), архиепископ . Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. — Минск , 2000, с. 176.
- Пидгайко В. Г., Флоря Б. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXV : « Иоанна деяния — Иосиф Шумлянский ». — С. 445-448. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2 .
Ссылки
- 2021-05-13
- 1