Interested Article - Претендент (фильм, 1947)

«Претендент» ( англ. The Pretender ) — фильм нуар режиссёра В. Ли Уайлдера , который вышел на экраны в 1947 году .

Фильм рассказывает о проворовавшемся инвестиционном банкире ( Альберт Деккер ), который нанимает гангстера, чтобы убить соперника в борьбе за богатую наследницу ( Кэтрин Крейг ), но по иронии судьбы сам становится мишенью для киллера.

Фильм получил в целом положительные отклики специалистов, отметивших высококлассную операторскую работу Джона Олтона , новаторское применение терменвокса в саундтреке и игру Альберта Деккера в главной роли. При этом указывалось на определённые недостатки в сценарии и режиссуре картины.

Режиссёр картины В. Ли Уайлдер является старшим братом знаменитого режиссёра Билли Уайлдера . Это первый фильм нуар оператора Олтона, который в дальнейшем станет одним из самых признанных мастеров жанра нуар.

Сюжет

На Уолл-Стрит в Нью-Йорке внешне респектабельный и обаятельный биржевой брокер Кеннет Холден ( Альберт Деккер ), как выясняется, задолжал своему деловому партнёру Чарльзу Ленноксу ( ) крупную сумму в 70 тысяч долларов. Когда после настойчивых требований Холден соглашается погасить задолженность и поручает своей секретарше перевести Ленноксу указанную сумму со своего личного счёта, выясняется, что там осталось всего 5 тысяч долларов. После недолгих размышлений о том, как выкрутиться из возникшего крайне тяжелого положения, Холден принимает решение заплатить Ленноксу деньгами молодой и богатой светской дамы Клэр Уортингтон ( Кэтрин Крейг ), трастом которой он управляет. Чтобы не возвращать Клэр деньги, Холден тем же вечером приезжает к ней в гости, чтобы сделать предложение. Однако его объяснение прерывает звонок Леннокса, который назначает Холдену немедленную встречу в ресторане «Вест-Сайд», так как их дела на бирже ещё более ухудшились. Зайдя в ресторан, Холден видит Леннокса в компании своей бывшей секретарши Эвелин Коссетт ( ) и её подруги Фло Ронсон ( Линда Стирлинг ), которая является бывшей девушкой владельца этого ресторана, гангстера Виктора Коррина ( ). Увидев вошедшего в зал Виктора, Фло набрасывается на него, как выясняется по той причине, что её нынешнего парня сегодня сбила машина, и Фло уверена, что это дело рук Коррина. Во время своей возбуждённой речи Фло угрожает Виктору, заявляя, что тому не поздоровиться, если её парень умрёт. Однако Коррин, не церемонясь, с помощью охранников выталкивает Фло из кафе, а вместе с ней уходит и Эвелин. Леннокс знакомит Холдена с Корриным, а затем оставшись наедине, сообщает, что за день они потеряли ещё 42 тысячи долларов, для покрытия которых Холден выписывает ещё один чек от имени траста Клэр. Следующим вечером Холден снова приходит к Клэр домой, намереваясь завершить начатый разговор. Он делает Клэр предложение, однако она воспринимает Холдена только как доброго друга своего отца и старшего товарища, и не хочет выходить за него замуж. Более того, у неё есть жених, имя которого она однако отказывается назвать. Холден направляется в ресторан для встречи с Корриным, которому предлагает убить жениха Клэр. Однако поскольку Холден не знает его имени, он говорит, что Коррину придётся следить за светской хроникой в газетах, где скоро появится фотография жениха вместе с Клэр Уортингтон. Коррин соглашается выполнить заказ за 20 тысяч долларов, и после получения денег поручает дело своему ближайшему подручному Фингерсу ( ). Вскоре Клэр приезжает в больницу на работу к своему жениху, доктору Леонарду Крейгу ( Чарльз Дрейк ), приглашая его провести вечер с друзьями, где и объявить об их помолвке. Однако Леонард настолько занят, что не может вырваться с работы. Понимая, что у Леонарда работа стоит на первом месте, Клэр заявляет ему, что они вряд ли смогут быть вместе, так как в жизни их интересуют совершенно разные вещи. Они по-доброму расстаются, и Клэр принимает спонтанное решение выйти замуж за Холдена. Тем же вечером, они оформляют брак, и домой приезжают уже вдвоём, где их встречают собравшиеся друзья, среди которых и известный светский журналист. На следующее утро в газете появляется сообщение о помолвке Клэр и Холдена с их фотографией. В доме Клэр, увидев газету, встревоженный Холден немедленно звонит Коррину, однако тот отвечает, что не обсуждает дела по телефону и просит приехать лично. Даже не позавтракав с молодой женой, Холден немедленно выезжает в ресторан «Вест-Сайд» на встречу с гангстером, чтобы отменить заказ. Коррин воспринимает ситуацию с юмором, и соглашается за половину гонорара отменить заказ, дав соответствующее указание своему человеку, однако настаивает на том, что должен сделать это лично, а не по телефону. После ухода банкира Коррин собирается направиться на встречу в Фингерсом, однако в этот момент в его кабинет входит Фло, которая только что узнала о том, что её парень умер в больнице. Обвиняя Коррина в убийстве, она достаёт из сумочки пистолет и несколько раз стреляет в него в упор. Коррин оказывается в больнице в чрезвычайно тяжёлом состоянии, и Холден не может узнать у него судьбу своего заказа. Банкир направляется в тюрьму к задержанной Фло, которая сообщает ему о том, что на Коррина работал киллер по имени Фингерс, в поисках которого Холден снова приходит в ресторан «Вест-Сайд». Фингерс, который уже занял место Коррина в качестве директора ресторана и сменил фамилию на Мёрдок, отказывается встречаться с Холденом, полагая, что это человек, подосланный Фло. Тем временем Фингерс, чтобы проследить за Холденом, устраивает в дом Клэр своего человека в качестве нового дворецкого.

Убеждённый в том, что заказ в отношении него всё ещё в силе, Холден становится всё более подозрительным. Он отказывается принимать пищу вместе с Клэр, сбривает усы и при редких выходах в город надевает тёмные очки. Практически всё время он проводит, запершись в своей комнате в доме Клэр. Обеспокоенная состоянием мужа, Клэр приглашает Леонарда с тем, чтобы тот выяснил, что с Холденом происходит. Леонард под видом старого знакомого переезжает в дом Клэр на несколько дней, пытаясь разговорить Холдена, но тот держится замкнуто и при первой возможности уходит в свою комнату. Леонард понимает, что Холден чего-то очень боится, и просит Клэр выманить мужа на прогулку, чтобы доктор мог осмотреть его комнату. Обнаружив спрятанные в комнате консервы и сухие крекеры, Леонард приходит к заключению, что у Холдена развилась мания преследования , однако он не может установить причину заболевания. Тем же вечером, сидя в своей комнате, Холден видит на улице подозрительного, по его мнению, человека. Прямо в окно банкир несколько раз стреляет в него из пистолета, после чего выбегает на улицу, садится в машину и стремительно уезжает. Клэр и Леонард, услышав выстрелы, бросаются за ним в погоню. На ночном шоссе Холдену кажется, что его кто-то преследует, он останавливает преследующего и набрасывается на него, но тот оказывается случайным автомобилистом. В этот момент его успевают догнать Клэр и Леонард. Пытаясь от них оторваться, Холден нажимает на газ своего автомобиля, и, не заметив знака об объезде в связи с ремонтными работами, срывается с недостроенной дороги вниз и разбивается насмерть. Вскоре к месту катастрофы подъезжает Фингерс, который передаёт Клэр конверт с деньгами, сообщая, что перед смертью Коррин успел отменить заказ и просил вернуть деньги.

В ролях

  • Альберт Деккер Кеннет Холден
  • Кэтрин Крейг Клэр Уортингтон
  • Чарльз Дрейк доктор Леонард Костер
  • Виктор Коррин
  • Линда Стирлинг Фло Ронсон
  • Фингерс
  • Селмер Джексон — Чарльз Леннокс
  • Чарльз Миддлтон Уильям, дворецкий
  • Эрни Адамс — Томас, дворецкий
  • Бен Велден — Микки
  • Джон Бэгни — Хэнк Гордон
  • Стэнли Росс — незнакомец
  • Форрест Тейлор — доктор Гарольд Стивенс
  • Грета Клемент — Марджи
  • Питер Майкл — Стивен
  • Пегги Уинн — мисс Чалмерс
  • Юла Гай — первая медсестра
  • Кэй Форрестер — Эвелин Коссетт
  • Майкл Марк — Майк, уборщик
  • Дороти Скотт — мисс Майкл

Создатели фильма и исполнители главных ролей

Как пишет историк кино Артур Лайонс, киностудия Republic вошла в нуаровый жанр в 1943 году с превосходной картиной « ». На протяжении 1940-х годов студия произвела ещё несколько фильмов нуар, включая такие значимые картины, как «Претендент» (1947) и отличающийся высокими художественными качествами фильм « Восход луны » (1948). Republic продолжала производить нуары вплоть до середины 1950-х годов, создав такие превосходные ленты, как « Дом у реки » (1950), « Город, который никогда не спит » (1953), « » (1954) и « Пол-акра ада » (1954), а также менее значимые фильмы « Бандитская империя » (1952) и « » (1956) .

По словам историка кино Дениса Шварца, «режиссёр картины является менее известным старшим братом знаменитого режиссёра Билли Уайлдера , хотя и поставил такие фильмы нуар, как „ Стеклянное алиби “ (1946), „ “ (1948) и „ “ (1951)» . Позднее У. Ли Уайлдер стал известен как продюсер и режиссёр низкобюджетных фантастических фильмов, таких как « » (1953), « » (1953), « Убийцы из космоса » (1954) и « » (1957) .

Альберт Деккер сыграл главные или значимые роли в таких заметных лентах, как фильм ужасов « Доктор Циклоп » (1940), фильмы нуар « Рискованный эксперимент » (1944), « Убийцы » (1946) и « Целуй меня насмерть » (1955), психологический триллер « Внезапно, прошлым летом » (1959) и вестерн « Дикая банда » (1969), которая стала его последним фильмом для большого экрана .

Сюжет картины

Сюжетный поворот картины, когда заказчик убийства решает отказаться от своего заказа, в то время, как киллер уже приступил к его выполнению, известен по нескольким фильмам. В частности, он имеет сходство с немецким комедийным фильмом Роберта Сиодмака по пьесе « » (1931). В 1952 году Нойбах сам сделал вторую версию картины по своей пьесе под названием « » (1952). Позднее подобный сюжет использовался в американских фильмах « Свистун » (1944) и « » (1954) , а также в фильме финского режиссёра Аки Каурисмяки « Я нанял убийцу » (1990) .

Оценка фильма критикой

Общая оценка фильма

Фильм получил, хотя и с оговорками, положительную оценку специалистов. Так, современный историк кино Боб Порфирио отметил, что «несмотря на статичную режиссуру, натянутые реплики и некоторые другие недоработки в сценарии, фильм является впечатляющим примером нуарового видения, главным образом благодаря смелой экспрессионистской операторской работе Джона Олтона и стильной игре Деккера в роли Кена» . По мнению Майкла Кини, «игра Деккера доставляет удовольствие, а высококлассная операторская работа Джона Олтона захватывает внимание вплоть до великолепной кульминации» . Киновед Спенсер Селби назвал картину «триллером категории В с сильным нуаровым визуальным рядом», отметив также, что это «первый нуар в карьере выдающегося мастера стиля, оператора Джона Олтона» .

Деннис Шварц написал, что «Уайлдер ставит этот потрясающий фильм нуар о счастливом человеке, который становится параноиком и сам загоняет себя в ловушку», далее заметив, что «это захватывающий фильм нуар, несмотря на ходульность сценария и вялость режиссуры» . По мнению Гэри Туза, «это достойный фильм, который движим темами растраты и паранойи » , Хэл Эриксон указал, что это «недорогая, но приличная мелодрама о человеке, угодившем в собственную ловушку. Её продюсером и режиссёром был В. Ли Уайлдер , брат более знаменитого (и, честно говоря, более талантливого) Билли Уайлдера » . По мнению Мартина Теллера, «это, конечно, не „ Двойная страховка “ (1944), но тем не менее, неплохой небольшой параноидальный триллер. Продолжительностью чуть более часа, фильм увлекает на всём своём протяжении», хотя, по мнению критика, в картине «есть несколько сомнительных мотиваций в действиях персонажей, а финал может быть немного чересчур ироничен» .

Оценка работы творческой группы

При оценке картины критики обратили особое внимание на операторскую работу, а также на музыку. В частности, Шварц особенно выделяет «мрачную нуаровую операторскую работу Джона Олтона , которая задаёт этой мелодраме надлежащее настроение» . Теллер также полагает, что Олтон «внёс существенный вклад в успех фильма». По словам критика, «он всё более насыщает экран мраком по мере того, как Холден становится всё более отчаянным параноиком, нагнетая чувство клаустрофобии . Он также отлично использует затемнение для того, чтобы скрыть дешёвое производство картины, в частности, когда превращает голые тюремные декорации в абстракцию» . Порфирио отмечает, что, вероятно, усилиями Олтона «сценография построена с принудительной перспективой, чтобы обеспечить глубину постановки. В частности, в сцене, когда Деккер говорит по телефону, теряясь в омуте тьмы, на заднем плане идёт ярко освещённая вечеринка». При этом «комнаты полны гротескных личностей, таких как Чарльз Миддлтон в роли дворецкого, и не менее чудных антикварных безделушек» .

Как далее пишет Порфирио, «в фильме есть характерный нуаровый момент, когда Кен смотрит сквозь жалюзи своей затемнённой комнаты, который смонтирован с взглядом его глаз на фигуру в длинном непромокаемом пальто, которая стоит внизу под уличным светом». А «сцена, в которой Кен сидит на полу своей тёмной запертой комнаты и ест крекеры с холодными консервами», является «законченным нуаровым символом его ловушки и паранойи» . Шварц также обратил внимание на эту «изумительную нуаровую сцену, в которой протагонист сидит на полу своей неосвещённой запертой комнаты и есть сухие крекеры и консервы из опасения быть отравленным» .

Порфирио обращает также внимание на «саундтрек фильма, в котором активно использован терменвокс , звучание которого передаёт невротическое напряжение происходящего». Критик напоминает, что впервые этот инструмент использовал Миклош Рожа в фильме « Заворожённый » (1945), после чего он иногда звучал в фильмах нуар, пока не стал клише научно-фантастических фильмов 1950-х годов . Шварц также указал на то, что это «один из первых фильмов, музыка к которому исполнена на терменвоксе, который создаёт сильное пугающее ощущение. В 1950-е годы такая музыка станет типична для многих научно-фантастических фильмов про пришельцев» . Теллер отмечает, что «использование терменвокса привносит потрясающий колорит страшного ужаса в фильм, который при неправильной музыке легко бы мог получиться смехотворным» .

Большинство критиков высоко оценило игру Альберта Деккера , которому, по словам Теллера, «хорошо получается донести нарастающее чувство страха и паранойи». Что же касается остальных актёров, то их игра, по мнению Теллера, «не представляет ничего особенного», а «наиболее интересны среди них представители криминального мира в исполнении , Линды Стирлинг и » .

Примечания

  1. , p. 46.
  2. Dennis Schwartz. (англ.) . Ozus' World Movie Reviews (11 октября 2004). Дата обращения: 11 февраля 2020. 23 января 2021 года.
  3. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 20 августа 2018.
  4. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 20 августа 2018.
  5. , p. 342.
  6. Martin Teller. (англ.) . Martin Teller’s Movie Reviews (11 ноября 2012). Дата обращения: 21 июля 2018. 16 ноября 2012 года.
  7. , p. 233.
  8. , p. 171.
  9. Gary Tooze. (англ.) . DVD Beaver. Дата обращения: 20 августа 2018. 18 августа 2018 года.
  10. Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 21 июля 2018. 9 июля 2021 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Претендент (фильм, 1947)