Interested Article - Ботаническая иллюстрация

Манжетка обыкновенная . из книги О. В. Томе Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz , 1885

Ботани́ческая иллюстра́ция — искусство изображения формы , цвета , деталей растений .

Ботанические иллюстрации часто печатаются рядом с ботаническим словесным описанием растений в книгах , журналах и других научных ботанических изданиях.

Создание таких иллюстраций требует от автора-художника понимания морфологии растений , доступа к натурным (живым природным) образцам или гербариям (образцам, засушенным для сохранности). Ботанические иллюстрации зачастую создаются в совместной работе художника - иллюстратора и консультанта- ботаника .

История

Многие ранние фармакопеи включали изображения растений. Это делалось с целью лучшего узнавания того или иного вида , как правило, в лечебных целях. Точное описание и изображение растений до появления таксономии было принципиально важно при изготовлении лекарственных препаратов .

В XVI веке швейцарец Конрад Геснер (1516—1568), изучая растения, делал тысячи рисунков разных частей растений. Постоянно упражняя руку и глаз, он совершенствовал свои наброски . Геснер выявлял характерные для растений признаки, улучшая качество научного рисунка. Его наброски стали эскизами для иллюстраций его книги «Enchiridion historiae plantarum» (1541).

С появлением и изданием с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации становятся необязательными. Однако именно в это время среди художников появляется специализация, а затем и профессия ботанического иллюстратора. Ботанические иллюстрации в это время (впрочем, как и все другие иллюстрации) создавались в технике ксилографии .

В XVIII веке улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации более точно в цвете и в деталях. Гравюра на металле постепенно заменяла ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. Каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью . Это было очень кропотливо и дорогостояще. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг ( увражей ) типа « Флор » было делом государственной важности — по ним судили, в том числе, о технических и интеллектуальных возможностях целых государств.

Всё возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов , а также состоятельных владельцев поместий , парков и садов , привёл к увеличению спроса: иллюстрации стали появляться и в книгах, рассчитанных не только на узких специалистов, но и на массового, хотя и богатого, читателя. Этому способствовало и развитие в конце XVIII — начале XIX веков торцовой гравюры на дереве , техники более совершенной, чем обрезная ксилография , и позволявшей большим мастерам передавать сложнейшие цветовые и тональные отношения, не прибегая к раскрашиванию оттиска ( эстампа ) от руки; в то же время гравюра на дереве была не столь дорогой, как гравюра на металле.

Ботанические иллюстрации стали включать в себя такие виды изданий, как полевые , описания гербариев и коллекций, журналы. Развитие фотографии и связанных с ней способов печати отнюдь не сделало иллюстрацию, выполненную художником, старомодной. Ботанический иллюстратор способен создать гармонию точности и образности, сплести несколько природных образцов, чтобы показать единое целое, одновременно показать и лицевую и оборотную стороны предметов (например, листьев ). Кроме того, мелкие детали и части растений можно увеличить, чтобы показать их как бы под микроскопом , и разместить их по свободным местам рисунка.

В России

Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине XVIII века, когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды «Plantarum minus cognitarum» И. Х. Буксбаума (1728—1740), «Stirpium rariorum» И. Аммана (1739) и « » Иоганна Георга Гмелина (1747—1769). Первые иллюстраторы русских книг опирались на достижения немецких и швейцарских коллег.

Интерес к растениям, который проявили просвещённые русские вельможи, способствовал расцвету издания ботанических книг, в том числе и замечательно иллюстрированных, в России в конце XVIII века, в эпоху императрицы Екатерины Великой . Сама императрица оплатила из собственных средств издание в 1784—1789 годах иллюстрированной « Flora Rossica » П. С. Палласа .


Знаменитые книги с ботаническими иллюстрациями

Выдающиеся художники — иллюстраторы ботанических изданий

  • Фердинанд Бауэр — австрийский ботаник, участвовал в экспедиции Мэтью Флиндерса к берегам Австралии , зарисовал более 1500 растений Австралии.
  • Алоис Лунцер — участвовал в иллюстрировании книги «The native flowers and ferns of the United States» (1879).
  • Пьер-Жозеф Редуте — французский художник, выпустил альбомы акварельных иллюстраций «Лилейные» (8 томов, 1802—1816) и «Розы» (3 тома, 1817—1824).
  • Джеймс Сауэрби — английский художник, иллюстрировал книги многих известных ботаников своего времени — Леритье де Брютеля (Geraniologia, 1787—1792), Уильяма Кёртиса (Flora Londinensis, 1775—1798), Дж. Э. Смита (English Botany, с 1790) и др.
  • Отто Вильгельм Томе — немецкий ботаник, известен сборником ботанических иллюстраций «Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz in Wort und Bild für Schule und Haus» (1885).
  • Якоб Штурм — немецкий энтомолог и гравёр, выпускал сборники гравюр, текст к которым был написан известными ботаниками, под общим названием «Deutschlands Flora in Abbildungen nach der Natur mit Beschreibungen» (1796—1862).

Примечания

  1. от 16 сентября 2009 на Wayback Machine (англ.) 3 ноября 2010 года. (нем.)

Литература

  • Сытин А. К. (Дата обращения: 2 ноября 2009)

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Ботаническая иллюстрация