Interested Article - Кон-Тики (фильм, 1950)

« Кон-Ти́ки » ( норв. Kon-Tiki ) — норвежско-шведский чёрно-белый документальный фильм Тура Хейердала , посвящённый экспедиции на плоту « Кон-Тики » 1947 года и основанный на архивных съёмках, сделанных участниками путешествия. Фильм вышел в Европе в 1950 году, в США — в 1951 году, и был удостоен кинопремии « Оскар » как лучший документальный фильм 1951 года.

Сюжет

Фильм рассказывает об экспедиции Тура Хейердала и его пятерых спутников и в целом следует изложению, представленному в книге Хейердала « Путешествие на «Кон-Тики» ».

В американской версии после начальных титров следует вступление, в котором телеведущий представляет фильм и говорит о том, что этот фильм снят простой камерой, что мог бы сделать и любой из зрителей, однако снят он был в необыкновенном путешествии, связанном с загадкой заселения тихоокеанских островов.

Далее сам Хейердал объясняет свою теорию о заселении Полинезии из Южной Америки, базирующуюся на сходстве в мифологии и искусстве народов этих двух ареалов, а также особенностей течения . После этого следует хронологическое изложение подготовки к путешествию начиная от покупки бальсовых брёвен в Эквадоре и строительства плота в Перу . Далее показано собственно путешествие с закадровым комментарием Хейердала: управление плотом, быт путешественников, рыбы, с которыми им приходилось сталкиваться. Спустя 101 день плавания экипаж достигает атолла Рароиа в архипелаге Туамоту , где плот садится на рифы. Вскоре местные жители с соседнего острова перевозят путешественников к себе и устраивают им торжественную встречу, а затем за ними присылают корабль, который отвозит их на Таити . В завершение Хейердал говорит о том, что плавание «Кон-Тики» не доказало окончательно его теорию заселения Полинезии, но показало, что древние мореплаватели были способны преодолевать огромные расстояния по морю, пользуясь особенностями течения и направления ветра.

История создания

Камера Bell & Howell , на которую снимался фильм

Фильм был снят на одну-единственную 16-мм камеру с тремя сменными объективами на турели, которой пользовались все члены команды в зависимости от случая когда они могли снять те или иные кадры. Также в фильм были включены фотоматериалы, в тех случаях, когда какие-то эпизоды на кинопленке были уничтожены или катастрофически повреждены.

Хейердал вспоминал в своих мемуарах «По следам Адама» ( 1998 год, русский перевод 2001 г.), что первый просмотр отснятого материала обернулся кошмаром. Изначально ряд кинематографистов проявили большой интерес к будущему фильму, что, в свою очередь, побудило посольство Норвегии организовать просмотр для важнейших потенциальных покупателей. Пленка, частично испорчена водой с множеством поврежденных кадров, была непригодна для просмотра. Это означало, что большая часть материала была напрасной. Кроме того, из-за нестабильности кадра, вызванную качкой на море, фильм был тяжело смотреть. Конечно, это никому не понравилось и в комнате остался только один из покупателей, который предлагал 200 долларов США за пленки, для последующей переработки имеющегося материала в короткий, до десяти минут, документальный фильм, с передачей прав на его распространение дистрибьюторам „RKO Pictures“. Это предложение было отклонено.

Сначала фильм Хейердала был немой, и он пробовал переделать и довести его до ума самостоятельно. В результате было сделано несколько копий фильма, которые Хейердалу помог сделать «Клуб Исследователей».

После того, как фильм был показан на многих лекциях Хейердала об экспедиции, швед Леннарт Бернадотт , граф Висборгский, заинтересовался им и предложил сотрудничество. Бернадот и его друг Улле Нордемар владели небольшой компанией по производству фильмов, которая имела новейшее оборудование и первый в Европе оптический принтер. Это устройство позволяло не только увеличивать масштаб на кадрах, но также могло исправлять неправильные скорости и другие ошибки, сделанные по ходу киносъемки. Хейердал подписал с Бернадотом рукописный договор, заключенный на норвежском и шведском языках, и предоставил ему 50 % прибыли от будущих доходов. Однако Бернадот продал пленку Солу Лессеру из Голливуда, продюсеру фильмов о Тарзане, с теми же условиями договора, за 50 % прибыли. Тот, в свою очередь, перепродал его с такими же условиями дистрибьютору „RKO Pictures“ .

Награды

Кадр из фильма

Значение

В 2013 году фильм был помещён в Киноархив Академии кинематографических искусств и наук .

Примечания

  1. Хейердал, Тур. По следам Адама. — Вагриус, 2001. — С. 223 сл.. — 352 с. — (Мой XX век). — ISBN 5-264-00607-5 .
  2. . Academy Film Archive . Дата обращения: 2 января 2021. 13 августа 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Кон-Тики (фильм, 1950)