Булонская декларация
- 1 year ago
- 0
- 0
« Манхэ́ттенская деклара́ция: призыв к христианской совести » ( англ. The Manhattan Declaration: A Call of Christian Conscience ) — декларация , выпущенная 20 ноября 2009 года группой американских христиан разных деноминаций и получившая широкую поддержку и общественный резонанс. Основная цель декларации заключается в защите «основополагающих истин общественного блага и справедливости», которые «всё больше подвергаются нападкам со стороны влиятельных сил в нашем обществе», как то: неприкосновенность человеческой жизни , достоинство брака как супружеского союза мужа и жены, свобода совести и свобода вероисповедания .
Декларация была размещена в интернете на веб-сайте . За 10 лет (на ноябрь 2019 года ) декларацию подписали более 550 тысяч человек .
Первый вариант декларации был представлен на собрании представителей различных христианских конфессий — православные , католики , англикане и евангелисты — в нью-йоркском районе Манхэттен 28 сентября 2009 года . Предварительный текст составили три человека — профессор Роберт Джордж из Принстонского университета , профессор Тимоти Джордж из и Чак Колсон, глава Центра христианского мировоззрения в Виргинии , — однако затем он дорабатывался при участии других участников собрания.
Изначально декларацию подписали более ста человек, главным образом священнослужителей и руководителей различных христианских организаций. Среди них были епископы и кардиналы , например, предстоятель Православной Церкви в Америке митрополит Иона и кардинал Джастин Фрэнсис Ригали .
20 ноября 2009 года текст был обнародован на пресс-конференции в (National Press Club) в Вашингтоне , а затем размещён в интернете на специальном сайте, где декларацию могли подписать все, кто согласен с её положениями. (На сайте имеется английская и немецкая версии декларации.)
В первую неделю после опубликования декларацию подписало более 150 тыс. чел.
Всем подписавшим декларацию её авторы предлагают в качестве следующих шагов способствовать её распространению (в том числе посредством социальных сетей ) и широкому общественному обсуждению .
Декларация состоит из преамбулы и основной части, содержащей три раздела: « Жизнь », « Брак » и « Религиозная свобода ». Каждый из трёх разделов предваряется цитатами из Библии , на которых основывается христианское понимание соответствующей области.
Авторы выражают обеспокоенность тем, что в США , а также во всём мире в целом:
В противовес этим тенденциям, в декларации провозглашается:
Христиане на протяжении двух тысячелетий, следуя Слову Божию, способствовали поиску справедливости в обществе, противостоянию тирании, состраданию бедным, угнетаемым и страдающим. И в сложившихся сегодня условиях они также призваны свидетельствовать о Благой вести, защитить неотъемлемое достоинство человека и встать на защиту общего блага.
В правительстве США преобладает про абортная идеология и стремление сделать аборты законными на любой стадии эмбрионального развития. Это одно из проявлений распространившейся в обществе «культуры смерти», которая обесценивает жизнь на всех стадиях и утверждает, что несовершенные, незрелые или неудобные жизни можно забраковать (это относится и к использованию эмбриональных стволовых клеток , и к клонированию с целью получения органов и тканей, и к эвтаназии ). Христиане не приемлют подобного отношения и в каком виде, считая его искажением, проистекающим из потери чувства достоинства человека и неприкосновенности человеческой жизни: «Мы следуем последовательной этике любви и жизни для всех людей при любых обстоятельствах».
В современном обществе происходит разрушение культуры брака, что проявляется в увеличении числа внебрачных детей, широким распространением внебрачного сожительства и высоким процентом разводов. Ещё один признак разрушения этой культуры — попытки пересмотреть понятие брака для признания однополых и полигамных отношений. Христиане призывают уважать тех, кто расположен к гомосексуальному и полигамному поведению, и воздержаться от презрительного осуждения их. Однако это не отменяет неприятия такого поведения и расценивания его как греха . Следует работать в направлении того, чтобы сохранить юридическое определение брака как союза одного мужчины и одной женщины и восстановить культуру брака.
Никто не должен быть принуждён исповедовать любую религию против желания, и при этом верующим нельзя запретить поклоняться Богу согласно тому, как диктует это им их совесть, или свободно и публично выражать религиозные суждения. Однако сейчас нередки случаи, когда религиозные учреждения, фирмы и поставщики услуг различных видов принуждаются к выполнению действий, которые являются безнравственными или приводят к банкротству: врачей вынуждают делать аборты, приюты вынуждают отдавать детей на усыновление в однополые семьи, духовенство преследуют за проповедь библейских принципов против гомосексуализма . Однако всё это угрожает общему благосостоянию и культуре свободы и может привести к деспотизму .
В заключение отмечается, что авторы декларации признают обязанность выполнять законы до тех пор, пока законы не становятся несправедливыми или не требуют делать что-либо несправедливое или безнравственное с точки зрения христианской этики. В этом случае следует оставить за собой право на гражданское неповиновение :
...мы не согласимся ни с одним указом, который обяжет наши организации участвовать в абортах, расщеплении эмбриона, ассистировании при самоубийстве и эвтаназии или чем-то, что угрожает жизни, и не подчинимся закону, требующему благословить безнравственные сексуальные товарищества, рассматривать их как браки или эквивалент, или отступим от провозглашения правды в нашем понимании, об этике и безнравственности, браке и семье.
Согласно проведённым в России опросам, священнослужители в целом выразали согласие с положениями «Манхэттенской декларации» и заявили, что не следует исполнять те государственные законы, которые входят в прямое противоречие с требованиями веры, и что в этом случае верующие оставляют за собой право на гражданское неповиновение . Напротив, российские парламентарии однозначно высказались против «правового нигилизма» в любой его форме и единственным допустимым способом влияния на законодательство назвали разработку новых, более совершенных законов .
Я с большой радостью воспринял эту новость. Такое впечатление, что американские христиане в своей декларации повторяют то, что было заявлено в Основах социальной концепции РПЦ , где прямо говорится о возможности мирного гражданского неповиновения, если требования государства идут против христианской совести и морали.
В Основах социальной концепции , принятых нашей Церковью, есть пункт, который предполагает акции неповиновения законам государства, если они противоречат христианским заповедям. Принятая американскими христианами декларация вполне соответствует данному пункту в Социальной концепции нашей Церкви.
Мне кажется, что это очередная пиар -акция, которая нацелена на привлечение внимания. Таких акций в демократическом обществе достаточно много и они происходят постоянно, поэтому это нормальное явление... Независимо от регалий и от статуса люди должны понимать, что нельзя нарушать закон.
Важно, что в данном случае христиане разных конфессий сумели, не забывая о различиях между ними, назвать общие для всех них ценности и объединиться в защите этих ценностей. Да, конечно, вопросы о примате папы или о соотношения Писания и Предания очень важны, и было бы лицемерием делать вид, что они нас не разделяют. Но когда мы сталкиваемся с какой-то совершенно иной системой ценностей, для которой и Писание , и Предание — пустой звук, мы должны сказать о том главном, что нас объединяет. Мы можем напомнить об этом обществу безудержного потребления, в котором права человека начинают трактоваться как навязанный всем произвол чьего-то частного хотения.