Interested Article - Шелютто, Андрей Игоревич

Андрей Игоревич Шелютто (род. 12 января 1960 ) — советский плакатист и российский художник-концептуалист , дизайнер, творческий руководитель .

Биография

Родился 12 января 1960 года в семье потомственных военных моряков , по одним источникам в Ленинграде , по другим в Минске . Вероятно, фамилия Шелютто имеет некоторое отношение к белорусско-польскому роду Верёвкиных-Шелют ; по утверждению самого Шелютто, он состоит в родстве с Иосифом Росманом, немецким евреем-интернационалистом, профессором партийной школы, заведующим отделом печати ЦК КПБ .

В 1979 году Андрей Шелютто окончил Минское художественное училище им. А. К. Глебова по специальности художественное оформление. В 1984 году окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт («Агитационная и промышленная графика, организация выставок и реклам»), учился у достаточно известных профессоров Олега Викторовича Чернышёва и Ленины Николаевны Мироновой .

В 1980-е годы Шелютто становится профессиональным графическим дизайнером , в том числе занимался киноплакатом, например, в конце 80-х , раскрашивал фасады кинотеатров в Будапеште . Шелютто семь лет (1984—1991) работал редактором редакции плаката в минском издательстве ЦК « Беларусь », одновременно, трудился плакатистом в творческой группе Владимира Цеслера и Сергея Войченко , их работы отмечались наградами на международных биеннале плаката, в том числе в Лахти и Варшаве , однако, свободная художественная деятельность Шелютто стала возможной лишь в Перестройку , а известность дизайнера он получил в годы экономических реформ в России . Награждён премией Генерального секретаря ООН. Член СХ СССР с 1987 года, секретарь секции плаката.

В 1992 году, после работы в Ковет-Карден в Лондоне, Андрей Шелютто переехал из Минска в Москву, где работал в «интернациональном молодёжном агентстве» — «ИМА-пресс», сменив на посту арт-директора Андрея Логвина .

В середине 1990-х, вместе с супругой Еленой Китаевой , начал работать творческим директором в рекламном агентстве Сергея Лисовского «Премьер СВ», затем на канале Владимира Гусинского « НТВ ». С 1996 года Андрей Шелютто, под руководством Семёна Левина , работал дизайнером в « НТВ-Дизайн » , был шеф-дизайнером канала « НТВ-Плюс » .

После, с 1998 года, при содействии Ивана Дыховичного , стал главным художником телевизионного канала « РТР » , на котором проработал до 2001 года. По утверждению музыкального соавтора заставок и роликов, композитора Антона Батагова причиной ухода художников Шелютто и Китаевой с НТВ стали их противоречия с менеджментом телеканала, вылившиеся в попытку замены их режиссёром Юрием Грымовым , также композитор отмечал, что никакого скрытого смысла, «постмодернизма» и прочих несанкционированных руководством экспериментов в работах художников на телеканале не было , однако, в результате, сменил Шелютто не Грымов, а Сергей Шанович . Критик Фёдор Раззаков утверждал, что уход Шелютто с каналов Гусинского, с точки зрения художественной эстетики, сильно ослабил телеканал НТВ .

Шанович, рассказав о победе студии «НТВ-Дизайн» на одном из самых престижных конкурсов в мире масс-медиа — Promax BDA Europe , вспоминал следующее :

Но у Левина есть самый главный неоценимый дар. Он умел: а) привлекать большие деньги и б) — профессиональных людей, самых лучших, самых дорогих людей — Китаеву, Шелютто, мою скромную персону. Это были самые лучшие специалисты на рынке. И они были у него в конторе. И о них никто ничего не знал. До поры до времени.

Сергей Шанович , « Известия » от 19 апреля 2002.

В 2000 году Шелютто и Китаева разработали новый дизайн заставок для государственного канала „ Культура . В этом же году, по инициативе Рафа Шакирова и Александра Акопова , обновил пакет оформления телеканала «Россия», в том числе создал проект заставок « Вестей » .

С 2001 года Шелютто занимался дизайном и иллюстрированием в газете « Газета », с 2004 года работал арт-директором в газете «Известия» , работает в « The New Times » (20 номеров и стартап ), делает каталог для « Галереи Марата Гельмана ». С 2007 по 2012 год Шелютто работал арт-директором журнала « Артхроника ».

В 2013 году, к празднованию Дня Победы , разрабатывал концепцию оформления социальных программ , она была высоко оценена руководителем «Московской дирекции массовых мероприятий» Дарьей Никольской , аналогичным проектом занимался в 2014 году .

С 2012 года сотрудничает с Эрмитажем , назначен арт-директором журнала «Эрмитаж» , арт-директором «Фонда Эрмитаж XXI век». В соавторстве с Антоном Фёдоровым и Андреем Васильевым занимался проектом музейной навигации для Государственного Эрмитажа в корпусе Главного Штаба . Более пятнадцати лет рисует иллюстрации для еженедельного журнала «Власть» издательского дома «Коммерсантъ», исключительно от руки темперой или гуашью на загрунтованном картоне . Преподавал в Высшей академической школе графического дизайна . Читает публичные лекции , в том числе от имени студии «Фаро» , проектирует и иллюстрирует книги .

В 2016 году художником была разработана система навигации « Института русского реалистического искусства » принадлежащего предпринимателю Алексею Ананьеву .

Главный дизайнер 4-й Московской биеннале современного искусства, дизайнер 100-летия русского павильона на Венецианском биеннале, шеф-дизайнер биеннале современного искусства «Манифеста-10» (2014) . Директор галереи Trottola (Флоренция). Живёт и работает в Москве, Петербурге, Флоренции. Андрей Шелютто входил состав экспертного совета номинации «Книга года» госпремии в области современного искусства « Инновация-2019 » , ранее дизайнер разработал новый фирменный стиль премии .

Награды

  • Обладатель премий и наград: Гран-при (1986) и поощрительная премия на Международной биеннале плаката в Варшаве (совместно с С. Войченко и В. Цеслером), Гран-при, Две Первых, Вторая (1984 — совместно с И. Гуровичем) и Первая (1995) премии на Московском международном фестивале рекламы, Первая премия на Всероссийской выставке-конкурсе «Дизайн» (1994, совместно с И. Гуровичем), Серебряный приз на выставке Нью-Йоркского арт-директорского клуба (1995 — совместно с И. Гуровичем), «Газетный дизайн-2004» — первая премия за новый дизайн газеты «Известия» , золотая медаль на конкурсе газетного дизайна в Москве (2005) , лауреат биеннале плаката «Золотая пчела» (2006) , неоднократно попадал в шорт-листы критика Сергея Серова в журнале графического дизайна « [кАк) » .
  • Премия Правительства Российской Федерации 2017 года в области культуры за цикл выставок современного русского искусства и академической художественной школы в России и за рубежом.

Критика

Мнения о Шелютто и его творчестве отличаются противоречивостью. Бывший главный редактор газеты « Газета » Михаил Михайлин говорил, что, в целом, макеты разработанные Шелютто были неплохими, однако, верстка от академической очень далека , кроме того, художник, хоть и был убежден, что „компьютер такой же инструмент, как кисточка, палитра и все прочее“ , но, в то же время, не умел верстать на компьютере . Опубликованное в 2004 году открытое письмо сотрудников „ Известий “ описывает главного художника газеты Андрея Шелютто в самых мрачных красках , следует отметить, что не все работники „Известий“ критиковали Шелютто, к примеру, журналист Андрей Колесников вспоминал добрым словом „макет замечательного художника Андрея Шелютто, который разделял общую страсть тогдашней редакции к виски и хорошему вину“ . Радио „ Свобода “, в одной из своих передач, подтверждала недовольство ряда сотрудников газет методами „очень знаменитого дизайнера“ Андрея Шелютто , но с оговоркой, что с Шелютто тиражи «Известий» все таки стали лучше продаваться, обозреватели « Газета.ру », напротив, отмечали, что в целом ситуация с « Известиями » не улучшилась . Редактор Максим Ковальский , в ответ на критику работ А. И. Шелютты читателями журнала « Власть » (для «Власти» Андрей Игоревич сделал немало «полных мрачноватого юмора» иллюстраций ), защищая художника, ссылался на экспертное мнение карикатуриста-психиатра Андрея Бильжо , который не видел в картинках Андрея Шелютто ничего ненормального , «замечательным нашим дизайнером и скульптором» называл психиатр художника . Участники образовательных программ с участием Андрея Шелютто отмечали некоторую увлеченность лектора нецензурными высказываниями , любопытно, что сам Шелютто отрицательно относится к хулиганству, например, к творческим проявлениям Петра Павленского . Искусствовед В. Г. Кричевский подтверждал склонность художника к резкой критике отрасли, обратив внимание на умеренное качество его газетной графики:

Дизайнер Андрей Шелютто ругает наш дизайн куда резче, чем я. При этом, что характерно, идёт от шрифта: «Если же сравнивать, например, с газетой Guardian , то для её макета сделано 200 модификаций. 200! А у нас газета обходится одним. Нет ни болда, ни курсива ! Не говоря уж о том, что это плохой шрифт! Мы даже не на отшибе, мы вообще нигде! И это касается, к сожалению, всего. (…) Огромная страна — 5 художников и 10 дизайнеров. И эти 5 художников и 10 дизайнеров никому не нужны» («23», см. примечание 6). Хочу заступиться за газету, которую оформлял Шелютто. Возможно, она выглядит хуже английской, но уж точно не в 200 раз!

В 2002 году, в статье журнала графического дизайна «Как» про искусство иллюстрации , художником Леонидом Тишковым указывалось некоторое влияние на творчество Шелютто польско-литовского художника Стасиса Эйдригявичюса .

Влияние

Дизайнеры Игорь Гурович и Антон Фёдоров считают Андрея Шелютто своим наставником в профессии.

Примечания

  1. от 13 октября 2014 на Wayback Machine «Состав.ру» от 13.10.2005: «Андрей Шелютто, арт-директор газеты „Известия“, родился 12.01.1960 в Ленинграде».
  2. от 13 октября 2014 на Wayback Machine Журнал «Со-общение», 2001: «Андрей Шелютто — потомственный моряк в третьем поколении».
  3. от 12 декабря 2019 на Wayback Machine « Коммуна » от 29.12.2012: «Не забудет поздравить земляка с юбилеем и его наставник — командир атомной ракетной подводной лодки „К-149“ капитан первого ранга в отставке Игорь Шелютто, который проживает в Минске» .
  4. от 13 октября 2014 на Wayback Machine Look At Me от 1 декабря 2009: «Андрей Шелютто родился 12.01.1960 в Ленинграде в семье потомственных моряков».
  5. от 8 августа 2014 на Wayback Machine // rusperson.com
  6. от 12 октября 2014 на Wayback Machine Шелютто Андрей Игоревич, родился 12.01.1960 в г. Минск.
  7. от 2 февраля 2018 на Wayback Machine sobaka.ru от 23 января 2018.
  8. от 28 октября 2014 на Wayback Machine журнал [кАк), 2007: «На профессиональной сцене графдизайна Андрей Шелютто — один из главных героев ещё с 80-х» .
  9. от 2 января 2015 на Wayback Machine Газета «Коммерсантъ» № 229 от 17.12.2014, стр. 15: «Весь проект делается совместно с известными петербургскими дизайнерами Андреем Шелютто и Ириной Чекмаревой» .
  10. от 25 августа 2014 на Wayback Machine «Российская газета» — Столичный выпуск № 6373 (101): «Как рассказала „ РГ “ член оргкомитета празднования 69-й годовщине Дня Победы София Авдюхина, их автор — известный дизайнер Андрей Шелютто (ранее он был шеф-дизайнером „НТВ-плюс“ и вместе со своим постоянным соавтором Еленой Китаевой придумал знаменитый зелёный шарик в заставках НТВ)» .
  11. 8 августа 2014 года. Журнал « Как »: «В середине 90-х вместе с супругой Еленой Китаевой Шелютто уходит в рекламное агентство „Премьер СВ“, работавшее с телевидением — неблагодарной и изнурительной сферой деятельности».
  12. . Искусство кино (1 июля 1998). Дата обращения: 16 декабря 2020. 21 мая 2021 года.
  13. от 13 октября 2014 на Wayback Machine «ООО Состав.ру» от 10 августа 2005: "Елена Китаева в то время была шеф-дизайнером «НТВ», а Андрей Шелютто — «НТВ плюс» .
  14. от 12 августа 2014 на Wayback Machine polit.ru от 06.08.2014
  15. от 8 августа 2014 на Wayback Machine Журнал «Огонёк» № 21 от 05.10.2009, стр. 46, Анна Монгайт : «На „России“ это было удивительное время. Главный оператор — Вадим Юсов, тот самый, что снимал лучшие фильмы Тарковского, дизайнеры канала — Лена Китаева и Андрей Шелютто, которые создали знаменитый стиль НТВ. Всех их привел Ваня . Все они каналу, по сути, были не очень нужны — расцветал „Аншлаг“ и что-то подобное».
  16. . Общая газета (16 сентября 1998). Дата обращения: 22 мая 2018. 23 мая 2018 года.
  17. от 16 октября 2014 на Wayback Machine Журнал «Артгид» от 10 апреля 2013: "Еще он (Андрей Шелютто) был шеф-дизайнером канала «НТВ плюс» и главным художником телевизионного канала «Россия» .
  18. 14 октября 2014 года. Архивная копия интервью от 10 апреля 2013 года.
  19. от 4 марта 2016 на Wayback Machine «Кстати, незадолго до ухода с НТВ Антона Батагова и конфликта с Еленой Китаевой и Андреем Шелютто в телекомпанию пригласили другого господина оформителя — Юрия Грымова».
  20. от 13 октября 2014 на Wayback Machine Журнал «Кинопарк» от 12’99.
  21. «Знаменитые Водолеи», ISBN 978-5-699-47026-6 , 2011, Федор Раззаков, Павел Глоба: «Из-за этого „попроще“ НТВ некоторое время назад отказалось от стильного, но слишком эстетского оформления канала (с НТВ ушли дизайнеры Елена Китаева и Андрей Шелютто), а теперь — от услуг Леонида Парфенова».
  22. от 12 февраля 2018 на Wayback Machine „Известия“ от 19 апреля 2002
  23. от 15 августа 2014 на Wayback Machine «Газета Труд», № 021 за 04 февраля 2000 года: «Вместо них (прежнего дизайна) в эфире — яркие заставки, придуманные художниками-дизайнерами Еленой Китаевой и Андреем Шелютто. Перед телезрителями на экран выскакивают броские буквы и под музыку композитора Адриана Корчинского выстраиваются в слова».
  24. от 8 августа 2014 на Wayback Machine Газета «Коммерсантъ» № 25 от 16.02.2000, стр. 2
  25. от 20 июля 2014 на Wayback Machine «Газета Известия » от 24 октября 2005: «В этом году золото вручили — и не именитым иностранцам (они входили в жюри), а именитым нашим: художникам газеты „Известия“ — Андрею Шелютто (арт-директор), Наталье Шендрик, Антону Федорову , Михаилу Шишлянникову, Сергею Голосову и Ростиславу Хализеву».
  26. от 27 октября 2014 на Wayback Machine sostav.ru от 01 мая 2013: "По словам Шелютто, идея письма отвечает духу московского концептуализма , и именно этого художник и добивался: «Вроде письмо просто написано, а на самом деле все не просто».
  27. от 8 августа 2014 на Wayback Machine Телеканал « Москва 24 » от 08.05.2013.
  28. от 16 августа 2014 на Wayback Machine sostav.ru от 29 апреля 2014 года.
  29. от 8 августа 2014 на Wayback Machine m24.ru от 25.04.2014
  30. от 11 августа 2014 на Wayback Machine Выпуск № 1-2 (18), 2012
  31. от 8 августа 2014 на Wayback Machine Журнал « [кАк) » № 2 (20) 2002 «Искусство иллюстрации»: «Картон загрунтованный, и вперед, карандаш, гуашь. Вот и вся техника. Естественно, ни на каком компьютере сделать этого нельзя».
  32. от 19 октября 2014 на Wayback Machine Опубликовано в журнале «Проектор» № 27, 2014 и на сайте «ART-1» от 09.10.2014, Сергей Серов : «В качестве преподавателей ВАШГД пробовали свои силы опытные дизайнеры… Владимир Чайка, Андрей Шелютто , покойные Владимир Ефимов и Юрий Герчук » .
  33. от 8 августа 2014 на Wayback Machine 2014, лектор: Андрей Шелютто. Цена: бесплатно.
  34. от 12 февраля 2018 на Wayback Machine 28 января 2017, Государственная Третьяковская галерея .
  35. от 20 октября 2014 на Wayback Machine Артур Соломонов от 10.04.2014
  36. . РДХ. Дата обращения: 28 октября 2018. Архивировано из 8 октября 2018 года.
  37. Юлия Рузманова. . The Village (11 ноября 2016). Дата обращения: 28 октября 2018. 31 октября 2018 года.
  38. от 8 декабря 2014 на Wayback Machine Администрация Санкт-Петербурга: «В городе появились информационные объекты „Манифеста-10“. Этот дизайн-концепт присутствия „Манифеста-10“ в городской среде придуман Андреем Шелютто и принят в качестве символа десятой Манифеста ещё в сентябре прошлого года».
  39. от 4 января 2015 на Wayback Machine « The Art Newspaper Russia », 2014.
  40. от 9 декабря 2014 на Wayback Machine ART1, 2014: "Кураторы проекта — Дмитрий Озерков и дизайнер Андрей Шелютто, разработавший все визуальное оформление «Манифесты 10» и журнала «Эрмитаж».
  41. 27 октября 2019 года. « Нижегородская правда », 30.05.2019
  42. от 21 января 2021 на Wayback Machine colta.ru , 7 марта 2017
  43. от 20 июля 2014 на Wayback Machine газета «Известия» от 24 октября 2005: «В этом году золото вручили — и не именитым иностранцам (они входили в жюри), а именитым нашим: художникам газеты „Известия“ — Андрею Шелютто (арт-директор), Наталье Шендрик, Антону Федорову , Михаилу Шишлянникову, Сергею Голосову и Ростиславу Хализеву».
  44. от 27 декабря 2013 на Wayback Machine Шелютто Андрей Игоревич, биография.
  45. от 6 октября 2014 на Wayback Machine Творческая группа «Линия График», Россия «ХХ ЧБ» (плакатная акция).
  46. от 14 августа 2014 на Wayback Machine « [кАк) »: Андрей Шелютто, "Плакат для Московского художественного театра им. Чехова к спектаклю Кирилла Серебренникова «Киже».
  47. от 11 августа 2014 на Wayback Machine « [кАк) »,2007: «Вторую строчку в народном рейтинге завоевал Андрей Шелютто со своей командой» .
  48. от 11 августа 2014 на Wayback Machine 2011 журнала « [кАк) »: Шелютто Андрей. «Иллюстрация „Море волнуется — раз!“ .
  49. от 10 августа 2014 на Wayback Machine Радио „ Свобода “ от 7 августа 2014.
  50. от 16 февраля 2018 на Wayback Machine Шелютто: „Иногда нужно работать руками, иногда на компьютере, иногда сначала руками, а потом доводить на компьютере“
  51. от 8 августа 2014 на Wayback Machine № 2 (20) 2002, художник Андрей Шелютто: „Я делаю все руками, честно говоря, так привык. Более того, даже не знаю, как компьютер включается, и не собираюсь в этом разбираться!“
  52. от 12 августа 2014 на Wayback Machine polit.ru от 16 сентября 2004
  53. Издательство: „ Рипол Классик “, Андрей Колесников , „Попытка словаря. Семидесятые и ранее“, ISBN 978-5-386-02280-8 ; 2010, стр. 81.
  54. от 10 августа 2014 на Wayback Machine Радио „ Свобода “ от 7 августа 2014: »…не всем нравится дизайн Шелютто, очень знаменитого дизайнера, который сделал газету « Газета », а потом перешел в « Известия » и там менял дизайн. И ещё, по-моему, в « Московских новостях ». Это и сотрудникам газет, в том числе, не всегда нравится. Так что тут вы не одиноки".
  55. от 14 июля 2014 на Wayback Machine « Газета.ру », светский обозреватель Мила Кузина: «Форма, действительно, осталась неизменной, в основном благодаря стараниям дизайнера газеты Андрея Шелютто. Но, несмотря на сохранившийся внешний вид, „Известиям“ все сложнее претендовать на звание либерального общественно-политического издания, поднимающего важные вопросы и полемику» .
  56. от 8 августа 2014 на Wayback Machine «Коммерсантъ» от 13.04.2012: «Андрей Шелютто начал рисовать для „Власти“ в 2000 году. Его полные мрачноватого юмора иллюстрации еженедельно открывают в журнале главную тему номера».
  57. от 12 февраля 2018 на Wayback Machine Журнал «Коммерсантъ Власть» № 3 от 26.01.2004, стр. 78.
  58. от 4 ноября 2016 на Wayback Machine «Коммерсантъ FM» от 08.09.2015.
  59. от 27 октября 2007 на Wayback Machine День пятый: «Андрей (Шелютто) периодически запускал матерком. В первый раз аудитория удивилась. Потом привыкла».
  60. 25 октября 2016 года. lenta.ru от 10 ноября 2015, Андрей Шелютто: «То, что сделал Павленский, — обычное хулиганство» .
  61. Издательство: «Типолигон-АБ», Владимир Кричевский «Идеальный дизайн: книга без картинок, но с примечаниями», ISBN 978-5-4212007-3-4 , прим. (79).
  62. от 30 июля 2014 на Wayback Machine Искусство иллюстрации/ #2 (20)
  63. от 14 августа 2014 на Wayback Machine « Look At Me », Игорь Гурович: «Я очень благодарен арт-директорам Андрею Шелютто и Лене Китаевой , Васе Цыганкову, Борису Ефимову, Игорю Майстровскому, которые меня многому научили, и я сам преподаю».
  64. 18 июля 2014 года. Журнал « Как »: «Наибольшее творческое влияние по-разному оказали Владимир Кричевский и Андрей Шелютто, в команде которого Антон приступил к работе в „Известиях“ в 2004 году».
  65. от 12 февраля 2018 на Wayback Machine « »: «Своим наставником его считают такие именитые дизайнеры как Игорь Гур о вич и Антон Федоров».
Источник —

Same as Шелютто, Андрей Игоревич