Interested Article - Логи

Ло́ги ( др.-сканд. Logi ) — в скандинавской мифологии великан , персонификация огня .

Этимология

Logi в переводе с древнескандинавского означает « пламя », « огонь » (сходные переводы есть и в других современных языках ( англ. Flame , нем. Flamme ) ). Кроме того, встречается название Ха́логи ( др.-сканд. Hálogi , то есть «Высокий Логи» или, дословно: «высокое пламя» ).

Логи в Эдде и сагах

О Логи упоминает в своей « Младшей Эдде » (« Видение Гюльви », части 46, 47) Снорри Стурлусон , повествуя о путешествии Тора в город Утгард : когда его спутник Локи захотел показать своё искусство быстро есть, повелитель города Утгарда-Локи вызвал тому в соперники «одного человека по имени Логи, сидевшего всех ниже» в зале для пиров .

«Тут принесли корыто и, наполнив его мясом, поставили на пол. Локи уселся с одного конца, а Логи — с другого, и принялись они есть кто скорее, и встретились посреди корыта. Локи обглодал дочиста все кости, а Логи съел мясо, да вместе с костями, а с ним и корыто. И всякому стало видно, что Локи игру проиграл» .

Когда же на следующий день Утгарда-Локи провожал своих гостей, он поведал, что хотя Локи и ел быстро, но «тот, кого звали Логи, был огонь, и сжёг он не только мясо, но и корыто» .

Некоторые сведения о Логи сообщают исландские « Саги о древних временах »: так, например, в тексте «О Форньоте и его родичах» говорится, что отцом Логи был «один человек» (согласно « Саге об оркнейцах » — конунг ) по имени Форньот ( др.-сканд. Fornjótr , «древний великан»), у которого «было три сына: первый Хлер, второй Логи и третий Кари. Кари повелевал ветрами, Логи — огнём, а Хлер — морем» . «Сага об оркнейцах» уточняет, что старший брат Логи — Хлер — не кто иной, как морской ётун Эгир . «Сага о Торстейне сыне Викинга» даёт следующую информацию о Логи: «Он правил страной на севере Норвегии. Логи был выше и сильнее, чем кто-либо другой в этой стране… Логи был красивейшим из людей. Он походил силой и ростом на свой род, а был он из рода исполинов» . Там же рассказывается о его жене Глёд ( др.-сканд. Glǫð , «жар» ) — чей отец происходил из страны великанов Ётунхейма — и двух дочерях, названных Эйса ( др.-сканд. Eisa , «раскалённые угли») и Эймюрья ( др.-сканд. Eimyrja , «тлеющие угли») .

Наконец, в « Языке поэзии » среди кеннингов огня называются: «брат ветра и Эгира» и «убийца Хальва» (о котором, по-видимому, рассказывает «Сага о Хальве и воинах Хальва» ) .

Интерпретации и значение

Логе в «Золоте Рейна»

Многие из первых исследователей Эдды (к примеру, Якоб Гримм ) из-за сходного звучания имён зачастую объединяли Логи и Локи в одного персонажа и даже предполагали, что последний может быть богом огня . Этой же традиции, по-видимому, следовал и Рихард Вагнер в своём « Золоте Рейна », представив в персонаже Логе бога огня, объединившего в себе фигуры Логи Стурлусона и Локи . Возможно, что отделение Локи (как более развитого божества) от огненного демона Логи состоялось на более позднем этапе мифотворчества .

Более обоснованной выглядит прямо противоположная точка зрения, согласно которой в определённый период два изначально совершенно разных героя мифов были связаны воедино лишь из-за близости произношения их имён . Вероятно, что это произошло в Исландии, когда более поздний мифологический персонаж Локи, не имевший чего-либо общего с огнём, наложился на древнего огненного демона Логи .

Порою Логи, отождествляемого с огнём (а точнее, с «диким огнём», др.-сканд. villieldr ), относят к огненным великанам , хотя нет никаких указаний на связь Логи с их миром — Муспельхеймом — и корректнее было бы назвать его огнём в облике великана . В некоторых публикациях упоминание Логи как огненного великана ( нем. Feuerriese ) сопровождается вопросительным знаком . Явление же его под видом жителя Утгарда относится к тому же ряду мистификаций Утгарда-Локи, что и мировой змей Ёрмунганд в виде гигантской кошки, мысль в образе бегуна или старость, воплотившаяся в старухе Элли . Также не прослеживается никакой сюжетной связи между историей посещения богами Утгарда и упоминанием Логи в сагах .

Высказано несколько парадоксальное мнение, что в поединке на скорость поедания мяса настоящим победителем мог быть вовсе не Логи, а его соперник, поскольку в этом ритуальном действии необходимо было съесть именно мясо, не затронув костей (что Локи и удалось) . А в предположении, что именно Логи стал прообразом Сурта , владыки Муспельхейма , отсутствует необходимая аргументация.

Имя Логи присвоено одному из спутников Сатурна .

Примечания

  1. Faulkes, Anthony. (англ.) . Viking Society for Northern Research, 2005. Дата обращения: 25 сентября 2019. 20 февраля 2020 года.
  2. . norse.ulver.com. Дата обращения: 25 сентября 2019. 5 марта 2016 года.
  3. Викернес В. Скандинавская мифология и мировоззрение. 2–е издание. — Тамбов, 2010. — С. 20 — ISBN 978-5-88934-440-7 .
  4. Faulkes, Anthony. (англ.) . Viking Society for Northern Research, 2005. Дата обращения: 25 сентября 2019. 20 февраля 2020 года.
  5. Uhland, Ludwig. (нем.) . Verlag der J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1836.
  6. . norse.ulver.com.
  7. . norse.ulver.com. Дата обращения: 25 сентября 2019. 20 сентября 2019 года.
  8. . norse.ulver.com. Дата обращения: 25 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
  9. . norse.ulver.com. Дата обращения: 25 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
  10. . norse.ulver.com. Дата обращения: 25 сентября 2019. 6 августа 2020 года.
  11. Grimm, Jacob. (нем.) . Göttingen: Dieterich, 1844. Дата обращения: 25 сентября 2019. 24 сентября 2019 года.
  12. Eilenstein, Harry. (нем.) . BoD – Books on Demand, 19.04.2017.
  13. Мелетинский, E. M. . Онлайн энциклопедия Мифы народов мира. Дата обращения: 25 сентября 2019. 25 сентября 2019 года.
  14. Christoph Jamme, Stefan Matuschek Handbuch der Mythologie. — wbg Philipp von Zabern, 2014. — С. 184 — ISBN 978-3-8053-4753-2 .
  15. Howard, Arianne Marie. (англ.) . Florida State University, 2016. Дата обращения: 25 сентября 2019. 25 сентября 2019 года.
  16. Croarkin, Shauna M. (англ.) . Ball State University, 2010. Дата обращения: 25 сентября 2019. 2 марта 2019 года.
  17. Vries, Jan de. (англ.) . Suomalainen Tiedeakatemia, Societas Scientiarum Fennica, Helsinki, 1933.
  18. Гримм, Якоб. . Litres, 07.09.2019.
  19. Herrmann, Paul. (нем.) . Verlag von Wilhelm Engelmann, Wien, 1903. Дата обращения: 25 сентября 2019. 22 ноября 2018 года.
  20. Golther, Wolfgang. (нем.) . Hirzel, Leipzig, 1895.
  21. Серов, А. . Litres, 05.09.2017.
  22. Rudolf Simek Religion und Mythologie der Germanen. — Konrad Theiss Verlag, 2. Auflage, 2014. — ISBN 978-3-8062-2938-7 .
  23. . norse.ulver.com. Дата обращения: 25 сентября 2019. 16 сентября 2017 года.
  24. John Lindow Norse Mythology: A Guide to the Gods, Heroes, Rituals, and Beliefs. — Oxford University Press, 2001. — С. 214 — ISBN 0-19-515382-0 .
  25. Lindow, John. (англ.) . Oral Tradition, 15/1 (2000). Дата обращения: 25 сентября 2019. 24 сентября 2019 года.
  26. Фролов, Алексей. . Litres, 06.10.2018.
  27. Blunck, Jürgen. (англ.) . Springer Science & Business Media, 19.09.2009.
Источник —

Same as Логи