Тюрякулов, Назир Тюрякулович
- 1 year ago
- 0
- 0
Тю́ря — холодный хлебный суп из кусочков хлеба, сухарей или корок, покрошенных в воду , квас , простоквашу или молоко , как правило, сдобренные небольшим количеством постного ( растительного ) масла, соли и сахара. Хлебная окрошка , иногда с луком . Детская тюрка готовится из белого хлеба в молоке, иногда — с водой и сахаром . Так же могли называть хлебное крошево во щах .
Традиционное блюдо русской , белорусской , украинской кухонь.
У блюда существовало множество синонимов как общерусских, так и местных: тюра, тюрка , тю́бка, тю́пка, тюрька , мурцовка , мура , рули , кавардачок .
В случае, если хлеб добавляется в виде сухарей, часто называется сухарницей .
В Тульской губернии тюрю из хлеба, лука, кваса и постного масла называли ува́нчики .
Из русского языка слово «тюря» проникло в белорусский ( белор. цура́, цю́ра , наряду с иными синонимами — мурцоўка, рулі, мочёнки, мочёунки ) языки .
«Мурцовка» произошло от французского morceaux «кусочки» .
«Мура» — от финского muru «крошка» .
Слово «рули» неясного происхождения .
Тюря очень проста в приготовлении и вплоть до XIX века тюря была каждодневным блюдом в деревенских семьях и считалась пищей бедняков. Основными компонентами являются хлеб и квас. К ним могли добавлять мелконарезанные или мелконатёртые овощи, по которым и давалось название — тюря с луком, тюря с редькой, тюря с хреном. Блюдо солилось и иногда могли добавить растительного масла .
Были и сладкие тюри. В некоторых районах Смоленской , Воронежской и Белгородской областях тюрю (мурцовку) делали из подслащенной сахаром, вареньем или фруктовым сиропом воды и кусочков хлеба.
Молочные тюри делались из простокваши, куда добавляли варёный картофель, лук, чеснок . Для детской тюри в молоко крошили хлеб, могли добавить сахар .
Употребляется сразу по приготовлении, впрок тюрю не готовят. Тюря служит своего рода жидкой закуской, готовится обычно летом, в жаркие дни.
Это дешёвая, быстрая (готовится без помощи огня), простая, хотя и калорийная пища, самое распространённое и безыскусное старинное блюдо для поста .
Вариантом тюри является мурцовка (марсовка, марцовка , мура, тюпа ). Её так же, как и тюрю, готовят на квасу, воде или разведённом в воде молоке. В рецептах указывается, что в неё кладут куски мелко порезанного хлеба и лука или редьки , иногда добавляют толокно , растительное масло, крапиву , мелкую рыбу или яйца. Слова «мурцовка», «мура» имеют общерусский ареал . В переносном значении слово «мурцовка» означало горе, несчастье ; «хлебнуть мурцовки» — познать горе, хватить лиха .
Вероятно самым известным упоминанием слова «тюря» в литературе является фрагмент поэмы Николая Некрасова « Кому на Руси жить хорошо »:
«Кушай тюрю, Яша!
Молочка-то нет!»
— Где ж коровка наша?
«Увели, мой свет!
Барин для приплоду
Взял её домой».
Славно жить народу
На Руси святой!
Впоследствии первое четверостишие вошло в фольклор и нередко перефразируется (например, «Кушай, детка, тюрю…»).
В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» : «Старик накрошил в чашку хлеба, размял его стеблем ложки, налил воды из брусницы, еще разрезал хлеба и, посыпав солью, стал на восток молиться.
— Ну-ка, барин, моей тюрьки, — сказал он, присаживаясь на колени перед чашкой.
Тюрька была так вкусна, что Левин раздумал ехать домой обедать».
В рассказе Леонида Андреева «Баргамот и Гараська»: «Жена нынче совсем не дала ему обедать. Так, только тюри пришлось похлебать. Большой живот настоятельно требовал пищи, а разговляться-то когда ещё!».
В рассказе Чехова А. П. «Моя жизнь (Рассказ провинциала)»: «Папа иногда ест и тюрю с квасом, — сказала она. — Забава, прихоть!»
В повести
Николая Дубова
«Жёсткая проба»: «Вадим Васильевич отрезал несколько ломтей ржаного хлеба, изломал их крупными кусками, нарезал лук и сложил всё в миску, посолил, полил водой, добавил немного постного масла и перемешал.
— Вот держи этот инструмент, — протянул он Алексею ложку, — и считай, что ты цивилизованнее Александра Македонского и даже Аристотеля, потому что они орудовали пальцами… Итак, что есть перед нами? Мурцовка, она же — тюря, она же — опора отечества… Ну как?
— Вкусно! — набитым ртом ответил Алексей.
— То-то! Харч богов!.. Будь богом, уминай этот харч, но помни: есть тюрю можно, самому быть тюрей не следует…»
В повести Барышева Михаила Ивановича «Листья на скалах»: «Темноголовые подберезовики были рассыпаны среди кустов. Их росло много, и можно было выбирать те, что поменьше, с тугими шляпками. Чем моложе гриб, тем меньше горчит. Из таких грибков с брусникой они сделают тюрю. Соль у них ещё осталась. Не очень, конечно, вкусная еда эта тюря, но есть можно…»
В « Песне казака Плахты » тюря описывается как обычная еда запорожского казака в начале XVII века.