Дарденн, Сабина
- 1 year ago
- 0
- 0
Хоаки́н Рамо́н Марти́нес Саби́на ( исп. Joaquín Ramón Martínez Sabina , род. 12 февраля 1949 , Убеда , Испания ) — испанский рок-музыкант, поэт , певец , композитор ; один из столпов современной испаноязычной поп - и рок-культуры. Автор-исполнитель , поставивший своё имя в один ряд с именами Боба Дилана , Жака Бреля , Сержа Генсбура или Бориса Гребенщикова , сходным образом оказавших влияние на культуру стран родного языка.
Родился 12 февраля 1949 г. в городе Убеда , андалусской провинции Хаэн , Испания . Сын комиссара полиции, он начал сочинять стихи в возрасте 14 лет и вместе с друзьями основал группу «Весёлые Юнцы» ( los Merry Youngs ), чей репертуар, в основном, состоял из кавер-версий песен Элвиса Пресли , Чака Берри и Литтл Ричарда . Получил начальное образование в семинарии Кармелиток ( monjas Carmelitas ) и среднее образование у Салезианцев ( sacerdotes Salesianos ). В те годы среди его литературных предпочтений — поэзия Фра Луиса де Леона , Хорхе Манрике , Хосе Йерро , сочинения Пруста , Джойса , Герберта Маркузе .
В 1968 г. поступает в Гранадский университет на факультет романской филологии . Здесь сходится с леворадикальным движением, выступавшим против франкистской диктатуры. В 1970 г. начинает сотрудничать с газетой «Поэзия-70» ( Poesía 70 ), в которой работает вместе с и . В том же году принимает участие в акции протеста против т. н. , в ходе которого 16 человек, обвиненных в терроризме и сотрудничестве с баскской экстремистской группировкой « ЭТА », были приговорены к смертной казни ; Сабина швыряет « коктейль Молотова » в здание Банка Бильбао. Как следствие, Хоакин вынужден искать прибежища за границей. По подложным документам ему удаётся выехать в Англию.
В Лондоне он пишет свои первые песни, выступает в клубах. Происходит курьёзный случай. Однажды (1975) он пел свои песни в кабачке «Mexicano-Taverna», где в этот вечер праздновал день рождения Джордж Харрисон . До сих пор в доме Сабины хранится пятифунтовая купюра, которой экс-битл заплатил музыканту.
Вместе с друзьями Сабина открывает киноклуб, в котором демонстрируются фильмы Луиса Бунюэля ; здесь же ставит театральные спектакли, такие как «Исключение из правил» Бертольда Брехта и «Зубная щётка» . В 1975 году издаёт сборник песенных текстов, озаглавленный как «Воспоминания изгнанника» ( Memorias del exilio ). Сабина занимается организацией концертов Пако Ибаньеса , Луиса Льяка , Пи де ла Серра и Элизы Серны, аудитория которых — диаспора испанских эмигрантов. Позднее на ББС запустится его музыкальный проект «Последний Крестовый поход» ( The Last Crusade ).
В 1977 году, после смерти Франко , Сабина возвращается в Испанию. Здесь он женится в первый раз, его жена — Лусия, аргентинка, с которой Хоакин познакомился в эмиграции. Брак был фиктивным, он был заключён с единственной целью — чтобы Хоакин мог не оставаться на ночь в казарме, — в возрасте 28 лет он был призван на службу в Армию , которую проходил на Мальорке.
Позже в его жизни появятся другие женщины, сыгравшие определённую роль в его судьбе. Одна из самых известных спутниц Сабины — , родившая от него двух дочерей.
В 1978 г. Сабина обосновался в Мадриде и здесь выпускает свой первый полноценный альбом — «Инвентарий» ( Inventario ). В 1971-м выступает в кафе «Мандрагора» ( La Mandrágora ) вместе с Хавиером Крае и Альбертом Пересом ( Alberto Pérez ). Среди посетителей заведения оказывается Фернандо Гарсия Тола, который под впечатлением от увиденного приглашает их принять участие в его телешоу «Сегодня вечером» ( Esta Noche ).
Первый же альбом ( Inventario ) ставит Сабину за пределы стереотипов, связанных с авторской песней (Сабина до сих пор против того, чтобы считаться автором-песенником ( ), замечая, что и звание «поэта» — «слишком необъятный костюм, чтобы примерять его на себя» ). Это подтверждает и следующий альбом, «Дурные компании» ( Malas compañías ), который вышел в 1980 г. Особенную известность получили песни «Допустим, это я о Мадриде» ( Pongamos que hablo de Madrid ), «Улица Меланхолия» ( Calle Melancolía ) и «Слишком много» ( Qué demasiao ). В 1981 г. выходит диск «Мандрагора» ( La Mandrágora ), песни которого передают атмосферу, царившую некогда в знаменитом клубе.
Позже он начинает работать с группой «Наоборот» ( Viceversa ), с которой записывает альбом — «Судья» ( Juez ) и покидает коллектив (1985 г.). В 1986 г. выходит «памятный» диск: Joaquín Sabina y Viceversa en directo , в записи которого приняли участие такие знаменитости, как Луис Эдуардо Ауте, Хавиер Гурручага и Риккардо Сольфа. Начало сотрудничества с Панчо Вароной, которое продлится четверть века.
Ещё более знаменитым Сабина стал с выпуском следующих альбомов: «Отель, милый отель» ( Hotel, dulce hotel , 1987), «Человек в сером костюме» ( El hombre del traje gris , 1988) и «Ложь во спасение» ( Mentiras piadosas , 1990). С их выходом приходит известность и в странах Латинской Америки . В 1992-м издан альбом «Физика и Химия» ( Física y Química ), в 1994-м «Эти уста — мои» ( Esta boca es mía ), в 1996-м «Я, мне, меня, с тобой», ( Yo, mí, me, contigo ).
В 1997 г. Сабина начинает сотрудничать с аргентинским музыкантом Фито Паесом ( Fito Páez ), и в 1998 год выходит их совместная работа «Закадычные враги» ( Enemigos íntimos ). Выход промодиска задерживался по причинам разногласий между двумя авторами. Он концертирует с программой «Сабина, вдова и дети в нижнем белье» ( Sabina, viuda e hijos en paños menores ). На каждом представлении, которое иногда длилось почти три часа, публика с замиранием сердца следила за действом, которое разыгрывала на сцене самая «сыгранная» и профессиональная рок-группа Испании тех дней.
В 1999 г. выходит альбом «19 дней и 500 ночей» ( 19 días y 500 noches ). В Испании был продан тираж в 500 000 экземпляров этого диска, получившего 4 музыкальных премии SGAE в 2000 году и за лучшую песню.
Летом 2001 г., когда вышел двойник концертных записей «Нам предостаточно поводов» ( Nos sobran los motivos ), Сабину сразил сердечный приступ, и поэт оказывается на грани жизни и смерти. И хотя через некоторое время певец сумел оправиться от инфаркта, начинается период душевного кризиса. Он пытается покончить с вредными привычками, на восемь месяцев отказывается от табакокурения.
В 2002 г. в свет выходит книга «Исправным почерком» ( Con buena letra ) — сборник песенных текстов с иллюстрациями, и диск «Выйдем поговорим» ( Dímelo en la calle ), с восторгом принятый критиками, и сингл «69 точка G» (69 punto G). Гастроли в поддержку альбома не состоялись — певец стал испытывать проблемы с голосовыми связками. Депрессия не проходит, Хоакин удаляется с музыкальной сцены, но пишет много стихов.
Восстание сапатистов в Мексике 1 января 1994 года нашло отражение в одной из песен альбома «Dímelo en la calle», в которой цитируется один из текстов лидера сапатисткого движения субкоманданте Маркоса .
Альбом 2005 г. «Утешение в скорби» ( Alivio de luto ) знаменовал преодоление внутреннего кризиса и возвращение к активной концертной деятельности. Сабина отправляется в тур «Ультрамарин», исполняет акустическую программу с группой старых и верных друзей: Панчо Вароной, Ольгой Роман, Антонио Гарсией де Диего и Педро Барсело.
В 2006 г. начинается турне «Шоссе и из-под полы» ( Carretera y top manta ) (которое положит начало конфликту Сабины с певцом
), на тот момент функционером Общества по защите авторских прав (SGAE: «Пусть идёт в жопу. Такому дураку лучше было не появляться на свет»: «Que se joda. Si es más tonto, no nace» ). Программа была построена на электронном звучании и предназначена для выступления «на стадионах». Турне прошло по городам Испании и Южной Америки.В 2006 г. вышла книга интервью «Во плоти» ( En carne viva ). Её автор, Хавиер Менендес Флорес, уже выпускал в 2000 г. книгу о певце — «Хоакин Сабина. Извините за грусть» ( Joaquín Sabina. Perdonen la tristeza ). Оба издания мгновенно исчезли с полок книжных магазинов.
В ноябре 2006 г. издана антология «Точка… и далее» ( Punto… y seguido ), включившая весь перечень альбомов, работ, созданных в соавторстве и некоторые раритеты (всего в комплекте 18 CD и 2 DVD ).
В 2007 г. состоялись совместные выступления с Жуаном Мануэлем Серратом .