Анналы Люй Бувэя
- 1 year ago
- 0
- 0
Люй Бичэ́н ( кит. упр. 呂碧城 ) — китайская поэтесса. Широко известна в Китае как одна из «четырех талантливейших женщин Республики» ( кит. трад. 民国四大才女 , упр. 民國四大才女 , пиньинь Mínguó sì dà cáinǚ ), кроме неё в этот список вошли Чжан Айлин , Сяо Хун и Ши Пинмэй . В начале XX века Люй Бичэн была известна по всему Китаю и далеко за его пределами, и именно про неё зачастую говорили: «единственная поэтесса за последние триста лет».
Люй Бичэн родилась в 1883 году в семье чиновника. Её отец, , был , то есть одним из лучших, сдавших экзамен на высшую учёную степень цзиньши, тот, кого оставляли при Академии Ханьлинь . Когда девочке исполнилось двенадцать, умер отец, родственники заставили вдову разделить имущество, после чего маленькой Люй пришлось жить с матерью, полагаясь лишь друг на друга.
В 1903 она хотела отправиться в школу для девочек в Тяньцзине , но её дядя был против — решимость двадцатилетней девушки привела к большой ссоре и скандалу в семье, и уже на следующий день она бежала из дома. Собираясь в спешке, она оказалась на пустынных улицах города без денег, знакомств и даже без сменной одежды. Перебиваясь случайными заработками, она почти полгода довольствовалась крохами, пока наконец не написала письмо владельцу газеты « » . Стиль девушки настолько поразил издателя, что он сразу же пригласил её занять место помощника редактора, а уже в 1904 году она стала первой женщиной-редактором в Китае.
Именно в качестве редактора газеты Люй Бичэн обратилась к теме, которая на долгое время станет для неё основной — права женщин в Китае. Она не только писала статьи, но организовывала также митинги, составляла петиции и была учредителем в целом ряде комитетов. Эффектная внешность, острый ум и место редактора позволили женщине быстро завязать связи в столичных кругах, которые она без зазрения совести использовала для защиты прав женщин. Кроме того, Люй Бичэн в 1904 году возглавила Бэйянскую школу для девочек (北洋女子公学), а двумя годами позже вошла в её попечительский комитет. Она считала, что женщины в первую очередь должны иметь право на доступное и качественное образование. Занимая эту должность, она внесла большой вклад в зарождение и распространение феминистского движения в Китае.
За несколько лет Люй Бичэн достигла достаточно устойчивого положения в обществе — она умна и обаятельна, а работа редактором позволяет ей быстро заводить знакомства в самых разных средах. Уже в 1912 году женщина становится секретарем Юань Шикая и занимает этот пост вплоть до того момента, как он провозгласил себя императором в 1916 году. После этого Люй Бичэн подает в отставку и переезжает в Шанхай , где на протяжении двух лет занимает разнообразные места в международных коммерческих организациях. Благодаря этой работе она не только заводит новые полезные связи, но и накапливает солидный капитал, который в дальнейшем позволит ей больше не беспокоиться о своем финансовом положении.
В 1918 году Люй Бийчэн уезжает на обучение в Колумбийский университет , где в течение четырёх лет изучает литературу и искусство. Судя по всему, поездка оказала на неё большое влияние: она столкнулась с совершенно новым миром, в котором женщины активно борются за свои права и добиваются их, становятся равноправными членами общества и занимают значимые общественные позиции. По возвращении на родину она с ещё большим рвением и энтузиазмом погружается в вопросы общественной жизни. В этот период она сама организует и присоединяется ко многим общественным организациям — защита прав женщин и животных становится её основной деятельностью. Именно благодаря её стараниям в Китае начинает функционировать несколько отделений международных комитетов и организаций.
В 1926 году она снова посещает США и Европу. Но теперь уже в качестве общественного деятеля — она не только по-новому открывает для себя западные страны, но и знакомит Европу и Штаты с совершенно иным Китаем. На некоторое время она становится визитной карточкой своей страны. В дальнейшем она опишет это своё семилетнее путешествие в книге «Записки о странствиях по Европе и Америке» («欧美漫游录», «Оу мэй манью лу»). На протяжении всей своей жизни Люй Бичэн пыталась примирить для самой себя и своей страны традиционные ценности со все нарастающим западным влиянием.
Однако, несмотря на прогрессивность и открытость её взглядов, Люй Бичэн так и не поддержала Движение за новую культуру, и, напротив, она активно выступала за сохранение классического литературного языка. Писательница считала, что, лишь следуя сложившимся за многие века эстетическим ценностям, возможно взрастить в себе и окружающих чувство прекрасного. Её произведения — это практически без исключения эталонные примеры классической китайской поэзии. Во многом именно поэтому её поэзия не получила широкого распространения и почти полностью оказалась забыта. И только в более поздних своих работах она стала признавать, что использование языка байхуа, как более понятного широким массам людей, допустимо для воспитания эстетического вкуса у народа. Кроме того, она высказала предположение, что разговорный язык может помочь утвердиться в литературе женщинам-писательницам, и нужно заметить, во многом она оказалась права.
В 1930 году Люй Бичэн обратилась к буддизму и получила новое имя — Мань Чжи, постриг она так и не приняла и осталась в миру.
Люй Бичэн разделила трагическую участь всех «четырех талантливейших женщин Республики». 24 января 1943 она скончалась, в Гонконге, в одиночестве, на 61 году жизни. Последней волей писательницы была просьба предать её тело огню, а прах скатать в комок и бросить в Южно-Китайское море…
Люй Бичэн вошла в историю как серьёзный и талантливый поэт. Обе её сестры также писали стихи, и их творчество получило довольно высокие оценки, и про них часто можно было услышать «три хуайбэйские Люй известны по всей Поднебесной». Большую роль Люй Бичэн сыграла и как общественный деятель — во многом благодаря её мужеству и упорству общество обратило внимание на проблемы женщин, а с 1928 года она доказала всему миру, что китайские женщины отличаются умом и элегантностью. Её внутренняя сила и привлекательность позволили ей на длительное время стать лицом и голосом всех женщин Республики.