Interested Article - Синхроничность
- 2021-07-06
- 1
Синхроничность (синхронистичность, нем. Synchronizität ) — термин, введённый швейцарским психологом и мыслителем Карлом Густавом Юнгом в одноименной статье . Юнг противопоставляет синхронистичность фундаментальному физическому принципу причинности и описывает синхронистичность как постоянно действующий в природе творческий принцип, упорядочивающий события «нефизическим» (непричинным) путём, только на основании их смысла.
Несмотря на то, что термин «синхронистичность», на первый взгляд, предполагает одновременность, Юнг использует его в гораздо более широком смысле, относя к любой «нефизической» (неочевидной) взаимосвязи событий, независимо от их разделённости во времени и пространстве. Введение синхронистичности Юнг использует при рассмотрении различных спорных, с точки зрения современной академической науки, явлений и теорий, объясняющих эти явления: телепатии , астрологии , странных совпадений, ясновидения , действия магических практик, поведения пчёл и даже переживаний пациентов в состоянии клинической смерти . Принципиальные моменты своей эмпирической концепции Юнг обсуждал с известным физиком Вольфгангом Паули , существует их совместная работа .
Скептики (например, Жорж Шарпак и Анри Брош) синхроничность считают не более чем примером апофении . Они говорят, что понятия вероятности и статистических теорем (таких как ) достаточно, чтобы объяснить замечательность совпадений .
Предпосылки
Философские предпосылки своей работы Юнг находит в трактате Шопенгауэра «Об очевидном узоре в судьбе человека» и в идеях Лейбница об изначально установленной гармонии всех вещей. Например, согласно Шопенгауэру, события находятся не только в причинной, но также и в смысловой связи, так что каждое событие является звеном двух взаимно ортогональных цепей. Это иллюстрируется простой географической аналогией: причинные связи подобны меридианам на глобусе, а смысловые — уподобляются параллелям , которые представляют собой поперечную связь между меридианами. Далее Юнг ссылается на исследования Дарье, Рише и Фламмариона , где, в частности, приводилась оценка вероятности случайного совпадения 1:4 000 000 для телепатического предчувствия смерти, а также на статистику, приводимую Вильгельмом фон Штольцем, о странном возвращении утерянных или украденных предметов их хозяевам. Юнг упоминает также Каммерера , утверждавшего, что в природе действует «закон пачки», и критикует его за отсутствие статистической оценки собранного материала. Однако наиболее важными для концепции Юнга становятся эксперименты Дж. Б. Рейна по угадыванию номеров случайно выпадающих карт и игральных костей. В последних экспериментах было, в частности, статистически установлено, что
- вероятность правильного угадывания много выше случайной,
- эффект никак не зависит от расстояния (то есть, информация передаётся без переноса энергии),
- эффект не зависит от смещения во времени, так что карта может быть предсказана до того, как колода перетасована,
- усилием воли испытуемый может повысить вероятность желаемой реализации,
- эффект зависит от наличия интереса экспериментатора.
Отсюда Юнг выдвигает гипотезу, что речь действительно не идёт о простой случайности и что в природе действует универсальный творческий принцип, упорядочивающий события, независимо от их удалённости во времени и пространстве.
Концепция
Юнг констатирует, что объяснение этих феноменов должно начинаться с критики наших концепций пространства , времени , сознания и бессознательного . Анализируя известные ему факты, Юнг выдвигает концепцию, согласно которой смысловые связи между событиями выступают как дополнение к причинным связям. Современная физика не запрещает этого, потому что события в квантовом мире (например, радиоактивный распад ) могут происходить без причины, и лишь их вероятности строго рассчитываются. Тем самым случайность принципиально неустранима из современной картины мира . Смысловое упорядочение физически независимых (случайных) событий Юнг называет синхронистичностью. Несомненно, при этом затрагивается основной вопрос философии о соотношении сознания и материи. Пространство и время представляются как психически относительные «постулаты осознающего разума», и в зависимости от психического состояния индивидуума «могут быть сведены до почти незаметной точки». В психиатрической практике синхронистичность оказывается тесно связана с одной стороны с архетипами , а с другой — с ситуацией «невозможности», когда человек сталкивается с физически неразрешимой проблемой.
Юнг выделяет в феномене синхронистичности две проблемы:
- находящийся в бессознательном образ почему-то проникает в сознание в форме сновидения, мысли, предчувствия или символа;
- объективная физическая ситуация почему-то совпадает с этим образом.
В результате анализа Юнг приходит к выводу о наличии в природе самосуществующих объективных смыслов, которые не являются продуктом психики, но присутствуют одновременно как внутри психики, так и во внешнем мире. В частности, любой предмет наделяется психоидными свойствами. Этим и объясняется, согласно Юнгу, возможность странных смысловых совпадений. Концепция самосуществующего смысла близка концепции Дао в философии Китая, идее о Мировой Душе , а также к психофизическому параллелизму и изначально установленной гармонии всех вещей по Лейбницу. В последнем случае природа связи между душой и телом может быть понята как чисто синхронистическая, однако Юнг сомневается в возможности столь масштабной трактовки.
Критика
Проводимое Юнгом сведение всех причинных связей к физическим, по меньшей мере, дискуссионно. В используемой терминологии синхронистичность мыслится как непричинная связь событий. Однако представленный материал не позволяет сделать однозначного вывода, следует ли объяснять редкие совпадения и экстрасенсорные эффекты непричинными связями, или всё же они объясняются нефизическими (мистическими) причинами. Поэтому в чисто научном плане концепция Юнга отличается от концепции Каммерера, которого он критикует, прежде всего тем, что анализ обсуждаемого явления уже не мыслится вне связи с аппаратом теории вероятностей . Также термин «случайность» явно используется в разных смыслах, приводя к заметным противоречиям по ходу текста. События без физической связи ещё нельзя называть случайными. На самом деле, случайность — это математическое (смысловое) понятие, так что события, не связанные физически, могут одновременно быть неслучайными по теории вероятностей. Именно обнаружение и анализ таких «странных» событий является предметом работы Юнга. По сути речь идёт об открытии смыслового взаимодействия, дополняющего известные физические взаимодействия.
См. также
Примечания
- Дата обращения: 8 мая 2011. 19 мая 2011 года.
- Wolfgang Pauli, Carl Gustav Jung. The Interpretation of Nature and the Psyche. Pantheon Books, 1955.
- Robert Todd Carroll, 2012, от 11 декабря 2017 на Wayback Machine
- Charpak, Georges; Henri Broch. (англ.) . — Baltimore u.a.9: Johns Hopkins Univ. Press, 2004. — ISBN 0-8018-7867-5 .
- David Lane & Andrea Diem Lane, 2010, от 1 августа 2017 на Wayback Machine , www.integralworld.net
Литература
- Копейкин К. В. // / Сост. Ю. С. Владимиров . — М. : РУДН , 2008. — С. 12-47. — 400 с. — ISBN 978-5-209-03279-3 .
- Стерледев Р. К., Стерледева Т. Д. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : журнал. — Тамбов: Грамота, 2016. — Т. 2 , № 3 (65) . — С. 166-169 . — ISSN .
- Юнг К. Г. О синхронистичности // Сознание и бессознательное: Сборник = . — СПб. : Университетская книга, 1997. — С. 523—537. — 544 с. — (Классика психологии). — 10,000 экз. — ISBN 5-7914-0012-8 .
- Юнг К. Г. Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип // Синхронистичность. Сборник. — М. -Киев: Рефл-бук, Ваклер, 1997. — С. 195—307. — 320 с. — 8,000 экз. — ISBN 5-87983-027-6 .
Ссылки
- .
- 2021-07-06
- 1